Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы алгоритмизации и программирования

END.

BEGIN

Методы вычисления определенного интеграла

Численное решение рассматриваемой задачи в режиме программирования может быть выполнено следующими методами: метод прямоугольников, метод трапеций и метод Симпсона (метод парабол) и т. д. Эти методы с точки зрения программной реализации отличаются только способом вычисления площади фигуры, ограниченной отрезками функции в точках нижнего и верхнего пределов интегрирования [ a, b ], линией графика функции и отрезком оси X в границах [ a, b ]. Методы могут отличаться точностью результатов вычислений, если задачу решать без достижения требуемой точности, а также скоростью решения. Однако, если задачу решать, добиваясь требуемой точности результата, то указанные различия могут быть только в скорости решения. Различия в скорости решения можно определить по величине числа N, которое зависит от количества повторений (итераций) внешнего цикла в алгоритме задачи. Поэтому остановимся только на методе прямоугольников как наиболее простом.

Пример вычисления определенного интеграла :

методом левых прямоугольников:

PROGRAM PRIMLP;

VAR A,B,N: INTEGER;

H, S, St: REL;

WRITELN (‘Введите A, B, N’);

READLN (A, B, N);

H: = (B-A)/N;

S: = 0;

X: = A;

FOR I: = 1 TO N DO BEGIN

St: =SIN(X)*H

S: = S + St;

X: = X + H;

END;

WRITELN (‘Значение интеграла =’, S:10:5);

Просуммировав все найденные площади St, мы получим значение искомого интервала с некоторой погрешностью, которую можно уменьшить, увеличив число разбиений n.

 

Таблица 2 – Варианты заданий к УСРС

№ п/п Функция f (x) a b   № п/п Функция f (x) a b
          5cos(x) 0,5  
  2cos(x)   3p/2     2sin(x) -p/2 p/2
  3sin(x)   p/2     3 x 3    
  0,5 1,5       p/3
  2sin(x)+1         3 x 2    
  6 x 2         3sin(x) 0,5 1,5
  (1+ x)sin(x)         6 x 0,5 1,5
  6cos(x)         5cos(x)    
  0,5       2sin(x)    
  cos(1 + x)   1,5     x 2+cos(x)    
  sin2(x)         8 x 2    
  9 x 2         6cos(x)    
  4cos(x)            
          4 x 3    
  8 x 2         sin(x)+ x    

Форма контроля: представить преподавателю отчет в письменном виде по изученному разделу.

В отчет по работе следует включить цель работы, алгоритмы и программы вычисления определенного интеграла заданными численными методами. Все результаты вычисления интеграла свести в таблицу 3.

Таблица 3 – Результаты вычисления определенного интеграла

Число итераций n Значение определенного интеграла вычисленного методами:
левых прямугольников правых прямугольников средних прямугольников трапеций
         
         
         

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Аляев, Ю.А. Практикум по алгоритмизации и программированию на языке Паскаль: учеб. пособие / Ю.А. Аляев, В.П. Гладков, О.А. Козлов. – Москва: Финансы и статистика, 2004.

2. Вычислительная техника и информатика: метод. указания / сост. М.А. Прищепов, Н.В. Исаеня, Е.В. Севернева, Н.М. Жалобкевич. – Минск: БГАТУ, 2007.

3. Интегрированная среда программирования Turbo-Pascal: метод. указания / сост. М.А. Прищепов, Е.В. Севернева, А.И. Шакирин, Н.М.Жалобкевич. – Минск: БГАТУ, 2002.

4. Основы алгоритмизации и программирования на языке Turbo-Pascal: метод. указания / сост. М.А. Прищепов, Е.В. Севернева, А.И. Шакирин, Н.М.Жалобкевич. – Минск: БГАТУ, 2004.

5. Прищепов, М.А. Программирование на языках Basic, Pascal и Object Pascal в среде Delphi: учеб. пособие / М.А. Прищепов, Е.В. Севернева, А.И. Шакирин. – Минск: Тетра Системс, 2006. –318 с.

6. Прищепов, М.А. Экзамен по информатике. Основы алгоритмизации и программирования: учеб. пособие / М.А. Прищепов, Е.В. Севернева, В.П. Степанцов. – Минск: Тетра Системс, 2001. –312с.

7. Турчак, Л.И. Основы численных методов: учеб. пособие / Л.И. Турчак, П.В. Плотников. - Москва: ФизМат-лит.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................  
МОДУЛЬ № 1 «Основы программирования. Математическая формализация текстовых задач. Составление алгоритмов их решения. Алгоритмический язык Turbo-Pascal. Алгоритмы линейной и разветвляющейся структуры и их реализация на языке Turbo-Pascal»..........................................    
МОДУЛЬ № 2 «Алгоритмы циклической структуры и их реализация на языке Turbo-Pascal. Операторы FOR, WHILE, REPEAT».......      
МОДУЛЬ № 3 «Работа с двумерными массивами (матрицами)»..........    
МОДУЛЬ № 4 «Численные методы»...............................    
Литература.......................................  

 

 


 

Учебное издание

 

Севернева Елена Васильевна,

Жалобкевич Нина Михайловна

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Ответственный за выпуск?

Редактор, корректор М.А. Макрецкая

Технический редактор М.А.Макрецкая

Компьютерная верстка М.А. Макрецкая

 

 

Подписано в печать … г. Формат 60×841/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Ризография. Усл. печ. л. 5,3.

Уч.-изд. л. 4,2. Тираж экз. Заказ ….

 

Издатель и полиграфическое исполнение

Белорусский государственный аграрный технический университет

ЛИ № 02330/0131734 от 10.02.2006. ЛП № 02330/0131656 от 02.02.2006.

 
220023, г. Минск, пр. Независимости, 99, к. 2


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материалы к лабораторной работе. Тема: нахождение корней нелинейного уравнения | Почему нужно знать физиологию головного мозга психологу?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.