КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее представление о науке
1. Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — великий русский психолог, физиолог, невропатолог. На основе теории рефлекса разрабатывал науку, последовательно называвшуюся «объективная психология», «психорефлексология», «рефлексология». Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы. Открытие В. М. Бехтеревым в 1885 г. первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета (и вскоре открытие психологических лабораторий в других клиниках нервных и «душевных» болезней), через десятилетие — аналогичной лаборатории в Санкт-Петербурге и в 1908 г. — Психоневрологического института в Санкт-Петербурге, явившегося первым в мире центром комплексного исследования человека. Открытие Г. И. Челпановым первого в России психологического института — Психологического института при Московском университете (как уже говорилось, он начал работу в 1912 г: официальное открытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он явился крупнейшим в мире психологическим институтом. Развитие начиная с дореволюционных времен педологии — практико-ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП (б) Челпанов Георгий Иванович (1862—1936) — выдающийся русский психолог и философ, создатель и первый директор Психологического института. В 1923 г. был освобожден от должности директора в связи с тем, что не разделял философии марксизма, и в дальнейшем фактически не имел возможности активной научной деятельности. как не соответствующая идеологическим принципам того времени. Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно — в 20-е гг. XX в. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института {И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеологическим соображениям. Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30-е гг. XX в. Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факультете Московского государственного университета. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном Сектора психологии в Институте философии АН СССР. Создание Общества психологов СССР. 10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии — в Московском (первый декан — А. Н. Леонтьев) и Ленинградском (первый декан — Б. Ф. Ломов) университетах. Проведение в 1966 г. в России XVIII Междуна- Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) - доктор философии, профессор, академик АПН СССР, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии. Выдающийся отечественный философ и психолог, создатель личностно-деятельностного подхода, основатель научной школы. Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — доктор психологических наук, профессор, академик АПН, лауреат Ленинской премии. Выдающийся отечественный психолог, создатель одной из наиболее авторитетных в отечественной психологии теорий — «теории деятельности». родного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изоляции установился серьезный научный диалог между отечественной и зарубежной психологией. 12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов). 2. Заказ №4406. Ломов Борис Федорович (1927—1989) — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, автор фундаментальных трудов по теории и практике психологии. Директор Института психологии АН СССР с 1
13. Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80—90-е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии. В силу упомянутых причин психология в России долгое время развивалась прежде всего как академическая (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» нанесло удар не только по педологии, но'и по практической психологии в целом). В связи с этим в настоящее время российская психология, во многом превосходя зарубежную в научно-теоретическом плане, вынуждена временно находиться отчасти в роли ученика в плане практическом (Д. И. Фельдштейн, 1999). Фельдштейн Давид Иосифович — доктор психологических наук, профессор, академик РАО и АПСН, президент Московского психолого-социального института. Специалист в области психологии развития. Позже Вы познакомитесь с некоторыми подробностями становления психологии в содержательном плане при рассмотрении академической и прикладной психологии и психологической практики в последующих разделах. Теперь подойдем к вопросу с другой стороны. Какими проблемами — в пределах своего предмета — занимается профессиональная психология? Для этого обратимся вновь к историческому материалу и сравним, что входило в сферу интересов психологии при попытках ее систематизации в различные годы; эти попытки нашли отражение в схемах, предлагающих распределение психологической литературы (а количество публикаций уже в конце XIX в. приближалось к 7000) по рубрикам, соответствующим основным направлениям исследований. Впервые вопрос о систематизации психологии был специально поставлен на IV Международном психологическом конгрессе в 1900 г. Специально созданный комитет предложил следующую схему: 1. Общий раздел. • Учебники и систематизирующие работы. • Общие проблемы, методы, терминология и аппаратура. • История психологии и биографии. • Сборники, ученые записки, словари, библиография.
2. Анатомия и физиология нервной системы. • Общие вопросы. • Элементы нервной системы. • Головной мозг и его функции. • Спинной мозг, нервы и симпатическая нервная система. • Рефлекс и автоматические функции. • Патологическая анатомия. 3. Ощущения. • Общие вопросы. Синестезия. • Органы чувств — общие вопросы. • Психометрика. • Психофизика. • Зрение и окуломоторные функции. • Слух. • Другие ощущения. • Общая патология ощущений. 4. Характеристики сознания. • Общие вопросы. • Внимание, апперцепция, отбор. • Ассоциации. • Привычка, приспособление, адаптация. • Работа и утомление. • Временные отношения в сознании, умственная хронометрия. 5. Познавательные процессы. • Общие вопросы. • Восприятие и представление, считывание. • Восприятие времени, пространства и движения. • Память и воображение. • Суждение и вера, умозаключение. • Рефлексия и самопознание. • Нормальные иллюзии и нормальное внушение. • Общая патология познавательных процессов. 6. Аффективная сфера — чувства и эмоции. • Общие вопросы, приятное и неприятное. • Эмоции и их выражение. • Общая патология чувств. 7. Сознательное стремление и движение. • Общие вопросы. • Органы движения. • Инстинкт и импульс (подражание, игра и т. д.). • Специальные моторные функции (язык и пение, почерк и рисунок, походка, другие моторные функции). • Воля и усилие. • Свобода воли. • Общая патология моторных функций. 8. Высшие проявления разума. • Логика и наука, методология. • Идеалы и ценности. • Теория познания. • Эстетика. • Этика. • Религия. 9. Сон, состояние транса и патология. • Сон и сновидения. • Гипноз и состояние транса. • Парапсихологические исследования. • Общие вопросы патологии. • Нервные болезни. • Психические болезни. • Судебная медицина. 10. Генетическая, социальная и индивидуальная психология. • Эволюция и наследственность. • Сравнительная психология. • Умственное развитие. • Индивидуальная психология. Психология групп. • Психология народов. • Социальная психология. • Расовая психология. Так представлялась структура психологии на начало XX в. Сравните ее теперь с тем, как она выглядела в середине 60-х гг'. 1. Общий раздел. История психологии. Философия. Парапсихология. Теории и системы. Организации. Обучение и подготовка психологов. Профессиональные проблемы психологии. Общие руководства и справочники. Библиографии и обзоры. 2. Методология и методика. Роговин Михаил Семенович (1921—1994) — доктор психологических наук, профессор, специалист в области истории и философских проблем психологии, методологии психологических исследований, психологии мышления и памяти, автор более 10 монографий и учебных пособий. Модели и математические модели. Математическая статистика (схемы эксперимента, формулы и подсчеты, статистический анализ). Работа на счетных машинах и программирование. Тесты (конструирование тестов, стандартизация тестов, оценка тестов). Техника экспериментирования и наблюдения. Аппаратура. Обе схемы с незначительными сокращениями мы приводим по книге: Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969; там они даны соответственно по изданиям Psychological Review, 1901, Jan. и Psychological Abstracts, 1965, Vol. 40, №1. 3. Экспериментальная психология. . • Теории. • Психофизика. • Восприятие (иллюзии, время). • Зрение (восприятие, цветовое зрение, движение глаз). • Слух (восприятие, различение звуков речи, аудиометрия). • Биохимия органов чувств. • Кинестезии и «общее чувство». • Влияние окружения. • Сон, утомление и сновидения. • Гипноз и внушаемость. • Мотивация и эмоции. • Внимание, ожидание, установка. • Моторика. • Научение. • Память. • Мышление (решение задач, понятия). • Решение и поведение в ситуации выбора. 4. Физиологическая психология. • Нейроанатомия. • Поражения головного мозга. • Стимуляция головного мозга. • Электроэнцефалография. • Физиология органов чувств. • Биохимические эффекты. • Кардиоваскулярные эффекты. • Влияние окружения (стресс). • Генетика. • Корреляты личности. 5. Психология животных. • Сравнительная психология. • Наблюдение в естественных условиях. • Ранний опыт. • Эмоция и мотивация. • Научение. • Социальное и сексуальное поведение. • Комплексные процессы. 6. Генетическая психология (психология развития). • Период младенчества. • Детство. • Подростковый возраст. • Возмужание. • Геронтология. 7. Социальная психология. • Культура и социальные процессы. • Сексуальное поведение. • Отношения и мнения. • Групповые процессы (проблемы руководства). • Язык и коммуникация. 8. Личность. • Интеллект. • Творческие способности. • Измерения личности. • Физические корреляты. 9. Клиническая психология. • Психотерапия и анализ. • Организационные вопросы терапии и госпитализации. • Психодрама. • Психоаналитическая интерпретация. • Психодиагностика. • Патология поведения. • Психосоматика. • Казуистика. • Психогигиена и реабилитация. • Консультирование (семья и брак, социальные проблемы). • Дефектология (слепота, глухота). • Расстройство речи. • Неврологические расстройства. • Умственная отсталость. 10. Педагогическая психология. • Программированное обучение. • Склонности и приспособление. • Тестирование. • Физическое обучение. • Специальные виды обучения. • Внеклассное руководство. • Педагогический персонал. 11. Военная психология и отбор персонала. • Профессиональное консультирование и руководство. • Отбор и распределение на должности. • Тренировки. • Анализ задания и рабочих операций. • Выполнение работы и удовлетворенность ею. • Руководство и организационные вопросы. • Специальное окружение. • Психология рекламы и потребления. • Инженерная психология. • Психология транспортных профессий и вопросы безопасности. Как видите, представления о структуре психологии серьезно изменились: не столь выражен разрыв между естественнонаучным и философским подходами к психике (хотя он и сохранялся), возросла доля прикладных отраслей психологии, значительное место занимают разделы, связанные с учением о высшей нервной деятельности, с психоанализом. Принятый в настоящее время рубрикатор, используемый работниками библиотек, достаточно громоздок и, как предшествующие, не избегает повторений и пересечений в основании классификации. Приведем теперь рубрикацию отраслей психологии, принятую на XXVI Международном психологическом конгрессе в 1996 г1. 1. История и теория. 2. Методы исследований и статистика. 3. Поведение животных. 4. Сенсорные и моторные процессы. 5. Внимание и восприятие. 6. Нейронауки. 7. Нейропсихология. 8. Эмоции и мотивация. 9. Обусловливание и научение. 10. Память и познание. 11. Язык, речь и общение. 12. Когнитивная наука и интеллектуальные системы. 13. Человеческий фактор и эргономика. 14. Стадии развития. 15. Процессы развития. 16. Психология образования. 17. Личностные процессы и надиндивидуальные различия. 18. Социальная психология. 19. Социальные проблемы. 20. Половые различия. 21. Психология и право. 22. Кросскультурная психология. 23. Политическая психология. 24. Клиническая и консультационная психология. 25. Психология здоровья. 26. Психология как научная дисциплина. • Как видите, создание единой классификации психологических дисциплин — задача чрезвычайно трудная. В нашей стране чаще всего используется классификация, ориентированная на те отрасли, которые получили наибольшее развитие в России и в которых занято большинство квалифицированных специалистов. Этой классификации соответствует перечень специализаций, по которым ведется подготовка специалистов: 1. Обща я психология; Приводится по справочному руководству: Современная психология. — М., 1999. 2. Психология личности; 3. Социальная психология; 4. Политическая психология; 5. Психология менеджмента; 6. Организационная психология; 7. Юридическая психология; 8. Психология труда и инженерная психология; 9. Клиническая (медицинская) психология; 10. Психофизиология; 11. Специальная психология; 12. Психология развития я возрастная психология; 13. Педагогическая психология; 14. Психологическое консультирование. В дальнейшем Вы познакомитесь с некоторыми из этих отраслей подробнее.
Литература 1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика.— М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. 2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. 3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988. 4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 5. Климов Е. А. Введение в психологию профессий. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 6. Климов Е. А., Лескова О. Г. История психологии труда в России. — М.: Изд-во МГУ, 1992. 7. Миллс Р. Властвующая элита. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. 8. Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969. 9. Современная психология. — М.: Инфра-М, 1999. 10. Фельдштейн Д. И. Введение в психологию. Видеозапись лекций. — М.: МПСИ, 1999. 11. Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: Коллегиум, 1992. Глава 2. Профессиональный психолог как ученый-исследователь
Понятие «наука» достаточно многозначно. Во-первых, под наукой понимают особую сферу человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и построение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). В этом смысле мы используем понятие «наука», говоря, например, о том, что кто-то «занимается научной деятельностью», «увлечен наукой» и т. д. Во-вторых, под наукой понимается особый способ познания мира, отличный, например, от художественного или обыденного познания, то есть от искусства и жизненного опыта (о чем речь ниже). В этом смысле говорят о научном подходе, о научности данных, о том, что нечто является научно установленным и пр. В-третьих, под наукой имеется в виду сама система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности. В этом смысле мы говорим о так называемой Науке с большой буквы (например, «наука утверждает, что...»), физической науке (то есть о системе знаний, выработанных физикой), биологической науке и т. д. «Тело» науки в этом смысле составляют законы — открытые устойчивые связи между явлениями, — формулировка которых позволяет описать, объяснить и предсказать явления объективной действительности. Наконец, в-четвертых, под наукой иногда понимается система учреждений и организаций (Академий, институтов, лабораторий, профессиональных сообществ и т. п.), в рамках которой организуется исследовательская деятельность, созываются конференции и т. д. В таком значении мы используем термин «наука», говоря, к примеру, о том, что кто-то «занят в сфере науки» или «является работником науки» — по аналогии с тем, что кто-то может быть занят в сфере производства или в сфере торговли. Оставим пока вне разговора это последнее понимание. Речь пойдет прежде всего о науке как об особом способе познания мира.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |