Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работоспособность, здоровье и старение, эмоции и творчество




Человек всегда находится в определенной ситуации и, следовательно, ему приходится что-то делать, быть активным. Работоспособность - способность к работе, к преодолению физической и нервно-социальной нагрузки. Работоспособность человека зависит от многих факторов, в том числе от его состояния здоровья, тренированности, воли. Обычно различают физическую (динамическую) и умственную работу.

Во время динамической работы в 4-6 раз возрастает кровоток в мышцах. Выполнение легкой работы обеспечивается аэробными реакциями. Тяжелая работа требует подключения анаэробных процессов, сопровождающихся образованием молочной кислоты, которую часто называют «веществом утомления». При легкой работе (мощностью около 75 Вт) частота сердечных сокращений увеличивается, но вскоре достигает стационарного показателя (около 90 уд. мин.). При тяжелой работе частота сердечных сокращений имеет тенденцию к постоянному увеличению, быстро нарастает утомление, а после окончания работы на восстановление требуется 20- 40 мин. Систолическое («верхнее») давление при тяжелой работе увеличивается пропорционально выполняемой нагрузке и достигает высоких показателей: 200 мм рт. ст. и больше. Тяжелая работа сопровождается, как правило, обильным потовыделением, которое пропорционально температуре внутри организма человека. Во время и после работы изменяется гуморальная регуляция организма человека.

При умственной работе наблюдаются те же симптомы, что и при физической работе: учащение сердцебиения (сопровождаемое повышенным потреблением кислорода), частое дыхание, потоотделение и т.д. Образно говоря, шахматисты потеют не меньше, чем бегуны.

Снижение работоспособности в результате преодоления нагрузок называется утомлением. Физическое утомление связано с исчерпанием энергии, накоплением молочной кислоты, изменениями физиологии организма. Нервно-психическое утомление определяется нарушениями центральной нервной регуляции. Превышение предельной выносливости организма может привести к истощению, которое в отличие от простого утомления является патологическим явлением.

Сохранению работоспособности на высоком уровне способствует тренировка, многократное выполнение какой-либо работы. Именно тренировка позволяет достигнуть предела работоспособности, который после прекращения тренировок во многом утрачивается. Тренировка - главный путь достижения высоких спортивных результатов. Специальные формы тренировок используются для развития выносливости, силы, резкости, координации движений. В спорте под моральным запретом находятся такие формы тренировок, которые вредят здоровью человека. Что касается спортсменов, уличенных в употреблении допинга, то они наказываются в дисциплинарно-юридическом отношении. Фармакологические вещества, расцениваемые как допинг, будучи введенными в организм человека, увеличивают риск для здоровья. Чаще всего мобилизуемые допингом резервы организма человека нарушают целостность самого этого организма.

Для каждого человека поддержание работоспособности является насущнейшей задачей. В этой связи огромное значение придается не только физической культуре, прекрасного средства против гиподинамии, ожирения, вредных привычек вроде курения, но и эмоционально-умственной культуре. Без эмоциональных и умственных тренировок невозможно поддерживать свою работоспособность на высоком уровне. К сожалению, о путях повышения эмоционально-умственной культуры рассуждают редко и, как правило, непрофессионально. Сама ее необходимость остается предметом полемики.

Работоспособность человека зависит от состояния его здоровья. В уставе всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяемся как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Сложность понимания феномена здоровья состоит в том, что в нем явственно присутствует не только физиологический, но и этический аспект. Это кажется несколько странным. На первый взгляд, здоровье есть не что иное, как отсутствие болезней. Болезнь же представляет собой функциональное и/или морфологическое нарушение нормальной жизнедеятельности организма. Но здоров ли человек, страдающий, например, такими психическими расстройствами, которые поддаются лечению не фармакологическими препаратами, а словами психоаналитика? Здоров ли тот, кто преследуем чувством социального неблагополучия? Эти и аналогичные им вопросы вынудили ВОЗ истолковывать феномен здоровья в широком контексте, не только сугубо физиологическом, но и этическом. Благополучие - это ценность из арсенала этики. Чтобы заполучить благо в форме здоровья, нужно что-то делать. Здоровье всегда выступает как некоторое отношение ответственности: матери к своему будущему ребенку, родителей к детям, врачей к пациентам, государства к населению, человека к самому себе. Здоровье - это не только некоторое состояние организма, существующее столь же объективно, как камни и деревья, но и ценность. В теме здоровья физиология смыкается с этикой. Такова существенная черта проблемы здоровья.

Как известно, человек - существо смертное. Все составляющие организма человека подвержены болезням. Болезни - это импульсы к смерти. Но смерть не является ценностью человеческого существования, от нее стремятся избавиться. В этой связи огромное значение имеет медицинская профилактика как система мер по предупреждению болезней или же их раннего диагностирования. Если болезнь обнаружена, то она должна эффективно излечиваться. Здесь очень многое зависит от самих больных и их врачевателей. Если как врачи, так и их пациенты относятся к своему общему делу с максимальной ответственностью, то очень часто наступает полное или частичное выздоровление больных.

В медицине действует правило виновности: больной сам виновен в приобретении им болезни и в плохом ее лечении. Это правило имеет исключения: человек не отвечает за те болезни, которые ему неподвластны.

К сожалению, многие сами вредят своему здоровью: переедают, курят, потребляют наркотики, неразборчиво используют гормональные вещества, ведут себя как гиганты секса. Одной из самых главных причин многих заболеваний является недообразованность людей, явно недостаточные знания физиологии собственного организма. В такой ситуации не только самолечение, но даже выполнение рекомендаций врачей становится весьма рискованной операцией. Чтобы правильно выполнять эти рекомендации, всегда требуется известное понимание сути лечения не только врачом, но и его пациентом. За успешное лечение ответственны обе стороны, как врач, так и пациент, которые должны стремиться к налаживанию продуктивного диалога между собой. Если врач видит в своем пациенте всего лишь бездушное существо, которое должно механически выполнять малопонятные ему рекомендации, то он поступает вопреки своему призванию.

Человек виновен в своих болезнях, приобретенных им в силу несоблюдения правил здорового образа жизни. Но, разумеется, он не виновен в своем старении и связанных с этим процессом заболеваниях. Старение человека заканчивается смертью. Жизнь индивидуума - необратимый процесс, он имеет начало и конец. Есть достаточно оснований предполагать, что старение определяется изменениями как генов и их экспрессии, так и клеточных и тканевых структур. Старение - многофакторный процесс, который сопровождается болезнями, характерными для людей пожилого возраста. Вместе со старением растет вероятность заболевания. Чаще всего старики умирают от болезней сердца, инсульта, рака и пневмонии. Естественно, пожилые люди нуждаются в особенно тщательном медицинском уходе.

Выше уже отмечалось, что состояние здоровья человека определяется его эмоциями. За эмоциональный настрой человека отвечает лимбическая (от лат. limbus - кромка, канва) нервная система. Головной мозг человека можно разделить на новую кору и лимбическую систему. Новая кора отвечает за логическое мышление, а лимбическая система - за эмоции. Лимбическая система расположена на краю неокортекса и включает гиппокамп, парагиппокампову извилину, поясную извилину, миндалину, септальные ядра и переднее таламическое ядро.

Эмоции представляют собой субъективные восприятия и оценки сенсорных сигналов. В них учитывается опыт человека, следовательно, эмоции связаны с памятью. Нет сомнений, что, по крайней мере, частично эмоции человека контролируются его рациональной и речевой деятельностью. Не менее очевидно, что многие черты эмоциональности человека передаются от родителей к их потомству и проявляются автономно, независимо от эффектов научения. Часть эмоций имеет инстинктивный характер, в то время как другая их часть приобретается за счет процессов обучения.

Свойства эмоциональности изменяются с возрастом и неодинаково обнаруживают себя в разных возрастах; чем старше человек, тем больше его эмоциональность определяется не генотипом, а нормами общества. Согласно некоторым оценкам, наследуемость определяет до половины индивидуальных различий в свойствах темперамента, в том числе эмоциональности. Эмоциональность наряду с активностью и общительностью считается одним из трех важнейших признаков темперамента. Среди важнейших жизненных эмоций, пожалуй, чаще других называют страх, тревогу, гнев, восторг, радость, отчаяние, удовольствие.

Особого обсуждения требует вопрос о формировании личностью своего эмоционального мира. Уже подчеркивалось, что эмоциональность зависит как от генотипа, так и от среды. Лишь частично эмоциональность запрограммирована генетически. Человек имеет возможность сам формировать свою эмоциональность. В этом деле особо благотворным фактором является искусство, которое в значительно большей степени, чем, например, наука, обращается к эмоциональности человека. Подлинное искусство - настоящая школа темперамента и эмоциональности.

На фоне эстетического пути формирования эмоциональности использование психофармакологических средств в нелечебных целях выглядит как грубое вторжение в физиологические основы темперамента человека. Эмоциональное творчество человеку совсем не обязательно сопровождать опасными экспериментами над собственной физиологией. Добавим к этому, что подлинные знатоки эмоциональности человека не склонны именно удовольствие считать перворанговой ценностью. В качестве эмоции нас облагораживает в наибольшей степени не удовольствие, а возвышенное.

Интересно, что генотипом определяется не только эмоциональность, но и интеллект, способность к мышлению и рациональному познанию. Считается, что генотип определяет около 50% вариативности показателей интеллекта. Процент наследуемости эмоциональных и интеллектуальных черт приблизительно один и тот же, 40-50%. По-другому обстоят дела с креативностью (от лат. creatio - творчество).

Уровень генетической обусловленности творческих способностей, если он вообще существует, крайне невысок. Это, между прочим, означает, что именно в творчестве, в изобретении нового, ранее не существовавшего, человек более всего возвышается над своей природной основой. Но он добился этого не вопреки ней, а в полном соответствии с ее возможностями.

Творчество человека состоит в том, что он делает свой мир более разнообразным, чудным, упоительным, роскошным, несравненным. В этой связи решающее значение имеет выработка новых ценностей, тех самых, которые обеспечивают человеку его здоровье. Здоровье невозможно без творчества, непрекращающегося процесса возвышения над никчемным и болезненным.

Креативность как показатель творческих возможностей человека понимается многогранно. «Креативность - это продуцирование чего-то нового (идеи, объекта, новой формы старых элементов и т. п.)», это «трансляция, перевод знаний и идей в новую форму», «пересечение двух идей одновременно», «креативность - это самовыражение личности, способность думать в неисследованных областях без влияния обычаев, характерных для прошлой практики». Известный психолог Гилфорд отмечает, что наиболее важными сторонами креативности являются факторы открытия (способность развивать информацию сверх того, что дает стимуляция) и факторы дивергентного мышления (способность выходить в различные направления над пространством решаемой проблемы, отойти от системы привычных методов решения). У всех ли есть креативность? Одни ученые считают, что креативность проявляется только у особых людей в редкие моменты времени, другие полагают, что креативные процессы поддаются тренировке и расширению, но большинство уверено, что креативный процесс тренировать нельзя, так как он возникает только в результате сочетания проблем, индивидуальностей, навыков и специального окружения.

Творцом так же, как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюсон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.

Мысль о необходимости разработки эффективных методов решения творческих задач высказывалась давно, по крайней мере, со времени древнегреческого математика Паппа, в сочинениях которого впервые встречается слово «эвристика». Однако лишь в середине XX века стало очевидным, что создание таких методов не только желательно, но и необходимо. Появление методов активизации перебора вариантов - знаменательная веха в истории человечества. Впервые была доказана на практике возможность - пусть в ограниченных пределах - управлять творческим процессом. Осборн, Цвикки, Гордон показали, что способность решать творческие задачи можно и нужно развивать посредством обучения. Был подорван миф об «озарении», не поддающемся управлению и воспроизведению.

Но все известные на Западе методы активизации мышления сохранили старую технологию решения творческих задач, связанную с перебором вариантов решения той или иной проблемы. Сегодня ж недопустимо тратить время, средства и силы на «пустые» варианты. А ведь метод проб и ошибок связан не только с огромными потерями времени и сил при решении задач. Пожалуй, наибольший ущерб он наносит, не давая возможности своевременно увидеть новые задачи.

Поэтому важно подчеркнуть приоритет нашего соотечественника Г.С. Альтшуллера, разработавшего наиболее эффективные и обоснованные методы качественно новой технологии решения изобретательских задач. Именно он является автором современной «теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ).

В основе ТРИЗ - представление о закономерном развитии технических систем. Материалом для выявления конкретных закономерностей является патентный фонд, содержащий описания миллионов изобретений. Ни в одном другом виде человеческой деятельности нет такого огромного и систематизированного свода записей «задача - ответ».

Анализ патентных материалов позволил Альтшуллеру выявить ряд важнейших законов развития технических систем.

Особое внимание в этом методе сосредоточено на центральных этапах творческого процесса - анализе задачи и формировании новой идеи, поначалу кажущейся невероятной.

Г.С. Альтшуллер пишет, что «суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ предлагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества становится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен».

Г.С. Альтшуллер также предложил новый алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

Основой АРИЗ является программа последовательных операций по анализу неопределенной (а зачастую и вообще неверно поставленной) изобретательской задачи и преобразование ее в четкую схему (модель) конфликта, не разрешимого обычными (ранее известными) способами. Анализ модели задачи приводит к выявлению физического противоречия. Параллельно идет исследование имеющихся вещественно-полевых ресурсов. Используя эти (или дополнительно введенные) ресурсы, разрешают физическое противоречие и устраняют конфликт, из-за которого возникла задача. Далее программа предусматривает развитие найденной идеи, извлечение из этой идеи максимальной пользы.

В программе - в самой ее структуре и правилах выполнения отдельных операций - отражены объективные закономерности развития технических систем.

Поскольку программу реализует человек, АРИЗ предусматривает операции по управлению психологическими факторами. Эти операции позволяют гасить психологическую инерцию и стимулировать работу воображения. Значительное психологическое воздействие оказывает само существование и применение АРИЗ: программа придает уверенность, позволяет смелее выходить за пределы узкой специальности и, главное, все время ориентирует работу мысли в наиболее перспективном направлении. АРИЗ имеет и конкретные психологические операторы, форсирующие воображение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.