Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование системного подхода в работе школьной психологической службы




В последнее время традиционным в деятельности детских пси­хологов стал структурный подход, в рамках которого рядоположенно рассматриваются личностные и индивидуальные параметры, батареи методов исследования, межличностные отношения и т. д. Попытки же рассмотреть психические свойства как материально-структурные, более характерные для вульгарно-материалистического подхода, не имели успеха. Ведь внутренний мир личности не досту­пен прямому наблюдению, и может быть раскрыт только путем на­учного анализа тех систем, к которым принадлежит человек. Поэтому вполне уместно рассмотреть работу школьных психологов через при­зму системного подхода.

Можно выделить два основных признака системности воззре­ний: системную терминологию, в которой воплощены системные конструкции мысли, и содержательную полноту отображения объекта, как системы в рамках данного направления исследования. Систем­ная терминология — система, элемент, структура, связь и т. д. обес­печивает известную четкость и единообразие формы описания, направляя соответственно мысль исследователя. Однако это еще не гарантирует системы работы. В связи с этим необходимо введение содержательного признака системности — содержательной полноты отображения изучаемого объекта в качестве системы. Как показал известный психолог и филосов С. Л. Рубинштейн, человеческому бы­тию присущи многоплановость и многослойность. Чтобы раскрыть все богатство внутреннего мира человека и определить особенности его психики, необходимо рассмотреть совокупность систем, образу­ющих "бытие человека и являющихся основаниями его качеств.

Согласно системному подходу, подчеркивает в своих исследо­ваниях Б. Ф. Ломов, любое явление возникает и существует в рамках некоторой (достаточно большой) системы явлений. При этом важ­но, что связи между явлениями, которые относятся к данной систе­ме, выступают не как эпизодические и случайные взаимодействия. Они определяют существенные условия возникновения, существо-

вания и развития каждого из них, а вместе с тем и системы в целом. Принадлежность человека к различным системам, так или иначе, проявляется в его психологических качествах. Множествен­ность оснований этих качеств порождает их многообразие и много­сторонность.

Работа психолога в основном направлена на решение конкрет­ных проблем, с которыми к нему обращаются учащиеся, их родите­ли или учителя. Главная цель психологической службы — содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррек­ция разного рода затруднений в ее развитии. Системность работы психолога обеспечивается, с одной стороны, рассмотрением лично­сти клиента как сложной системы, имеющей разную направлен­ность своего проявления, начиная от собственной внутренней активности индивида, до включения в различные группы, оказыва­ющие на него самое разное влияние, а с другой стороны, тем, что используемый работниками психологической службы методический инструментарий также подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ученика с тем, чтобы помочь его развитию.

Важнейшими уровнями, на которых необходимо осуществлять диагностическую, консультативную и коррекционную работу с уча­щимися являются следующие:

1. Психофизиологический, показывающий сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и пси­хофизиологическую основу всех, в том числе и психологов, систем развивающегося субъекта.

2. Индивидуально-психологический, определяющий развитие основных психологических систем (познавательной, эмоциональной и т. д.) субъекта.

3. Личностный, выражающий специфические особенности са­мого субъекта как целостной системы, его отличие от аналогичных субъектов, находящихся на данном этапе развития.

4. Микрогрупповой, показывающий особенности, взаимодей­ствия развивающегося субъекта, как целостной системы, с другими субъектами и их объединениями.

5. Социальный, определяющий формы взаимодействия субъ­екта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом.

Кроме того, в систему функционирования психологической службы должны быть включены различные виды работ с персона-

лом учреждений образования (совместные комплексные исследова­ния, консультации, семинары и т. д.), направленные не только на повышение психологической компетентности педагогов, но и на преодоление оторванности центра от реальной жизни. Это необхо­димо для того, чтобы избежать превращения психологической служ­бы в «скорую помощь» или «стол заказов», выполняющий только порученные задания. Психолог должен сам владеть психологической ситуацией в учреждении, сам определять перспективы своего раз­вития, стратегию и тактику взаимодействия с различными группами и индивидами.

ГЛАВА 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.