Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все они проживают в одном помещении, или, точнее говоря, в сооружении, которое в данном обществе принято




Семья как социальный институт

Динамика институтов. Процесс институализации

Институты и потребности

Институты и общество

Понятие социального института

Культура общества представляет собой сложную систему, основным блоком которой является социальный институт.Понятие социального института в его современном значе­нии, так же как понятие культуры в целом, ввел Б.Малиновс­кий.

Социальный институт - организованная система социаль­ных связей и норм, призванная удовлетворять основные пот­ребности общества ивходящих в него индивидов. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения од­ной или нескольких социальных потребностей.

Таким образом, институты выполняют в обществе две ос­новные функции:

1) повышение эффективности удовлетворения данной пот­ребности или группы потребностей;

2) поддержание общественного порядка, предотвращение хаоса и неконтролируемой конкуренции между группами и инди­видами в процессе удовлетворения потребностей.

12.1.Структура институтов

Институт включает:

- социальную группу (или группы), осуществляющую удов­летворение данной потребности. Разновидностью таких групп являются социальные организации, призванные удовлетворять данные потребности;

- устойчивую совокупность норм, ценностей, образцов поведения, технологических приемов, обеспечивающих удовлет­ворение потребности, а также систему символов, регулирующих отношения в этой сфере дея­тельности (фирменная марка, флаг, обручальные кольца и т.д.);

- зафиксированное в общественном сознании идеологичес­кое обоснование деятельности института, которое сам Малиновский называл хартией. Хартия может оформляться как специальный документ (например, программа политической пар­тии, устав и учредительные документ фирмы), а может сущест­вовать в устной традиции (например, система мифов, обосно­вывающих вражду, или наоборот - дружбу между соседними племенами);

- социальные ресурсы (строения, деньги, техника и т.д.), используемые в деятельности института.

На каждом этапе развития общества выделяется свой на­бор институтов. Основными институтами современных обществ являются: экономика, политика, образование, право, религия, семья, и т.д.

На ранних этапах развития человеческих обществ многие из современных институтов не существовали. Их функции исполнялись другими институтами. Так, институт образования возникает лишь с появлением групп людей, основным занятием которых является профессиональная и социальная подготовка значительной части населения, т.е. когда сам процесс социальной и профессиональной подго­товки выделяется из процесса воспитания. В Европе этот мо­мент принято относить к появлению и развитию системы обще­доступных школ и профессиональных учебных заведений (XVII-XVIII вв.). На более ранних этапах подготовка молоде­жи к жизни осуществлялась в рамках других социальных инсти­тутов - семьи, клана, цеха, церкви. Многие исследователи считают, что в доиндустриальных обществах не существовало самостоятельного института экономики, а процессы производс­тва и обмена регулировались другими социальными институтами (кланом, семьей, институтами ритуального обмена).

С другой стороны, многие институты, существовавшие в обществах прошлого и определявшие отношения в них, в совре­менных обществах либо исчезли вовсе, либо потеряли свое прежнее значение (например, институт клана, институт кров­ной мести, и т.д.).

Социальные институты возникают вместе с возникновением общества. Количество социальных институтов не ограничивается ка­ким-либо жестким списком; однако в каждом обществе есть ос­новные институты, определяющие функционирование данного об­щества и его культуры.

Существуют социальные институты разного уровня - боль­шинство из них являются частью более крупных институтов. Например, биржа - социальный институт, являющийся частью экономики.

Многие современные институты не существовали в об­ществах прошлого, хотя соответствующие потребности удовлет­ворялись (например, экономика, государство, парная семья, и т.д.).

Одни и те же институты в разных обществах устроены по-разному, нецелесообразно и невозможно автоматически ко­пировать способы функционирования институтов даже самых развитых обществ в других условиях.

Каждую конкретную потребность в одном обществе однов­ременно могут удовлетворять несколько социальных институ­тов.

Каждый институт может удовлетворять нес­колько социальных потребностей, однако среди них всегда есть одна-две центральные для него.

Один и тот же институт в конкретном обществе может со временем заметно менять свои функции.

Одни и те же потребности в обществах разного типа или даже в разных однотипных обществах могут удовлетворяться разными институтами.

Сущность института есть достижение стабильности; тем не менее, сами институты очень изменчивы: стабильность общест­ва достигается не за счет абсолютной неизменности каждого конкретного института, а скорее за счет их гибкости, спо­собности адаптироваться к новым условиям.

Для нормального функционирования общества необходимо оптимальное сочетание устойчивости и изменчивости институ­тов. С развитием каждого конкретного общества меняется как набор представленных в них институтов, так и содержание де­ятельности и организация каждого института. В то же время для того, чтобы общество сохранялось как целое, необходимо, чтобы между двумя последовательными этапами его истории наблюдалась определенная преемственность институтов.

Ни один институт общества не остается неизменным в те­чение всего периода существования общества - структура и способы его деятельности со временем ме­няются, приспосабливаясь к новым условиям.

Устойчивость/изменчивость институтов определяется сле­дующими факторами:

-изменением внешних условий функционирования института (как социальных, так и природных); например, родовая община поздних собирателей или ранних земледельцев превращается в территориальную общину в развитом аграрном обществе, под влиянием изменения климата, увеличения плотности населения.

-процессами внутри группы, на которой базируется инс­титут, в частности, тенденцией к самосохранению нес­мотря на коренное изменение условий (в том числе самих потребностей); так, по­литическая партия лейбористов Великобритании давно уже не является парти­ей, представляющей интересы рабочего класса - ее социальная база значительно шире.

Процессом институализации называется формирование со­циального института для удовлетворения какой-либо социаль­ной потребности. Институализация проходит несколько этапов, на каждом из которых определяющую роль играет тот или иной элемент института.

- осознание потребности;

- начало активной деятельности по ее удовлетворению и формирование в процессе этой деятельности профессиональных или полупрофессиональных кругов;

- первичное формирование системы норм и ценностей, регулирующих деятельность;

- разработка хартии института;

- складывание системы организаций, определение ресурсов, принятие законодательных актов (в аграрном и индустриальном обществе).

Разделение этапов условно - на каждом из них, помимо основной, решаются и другие задачи.

 

Согласно определению, принятому в социальной статисти­ке, и разделяемому большинством социологов, семья есть большая или средняя социальная группа, обладающая тремя ос­новными свойствами:

1) все ее члены связаны отношениями родства и/или свойства;

считать единым помещением (местом жительства);

3) они ведут совместное хозяйство, то есть занимаются деятельностью, обеспечивающей им основные средства существова­ния.

Во всех обществах семья ведет совместный быт. В обществах, основанных на товарно-денежных отношени­ях, семья обязательно имеет общий бюджет.

В традиционных обществах "совместное хозяйство" озна­чает как правило, внутрисемейное разделение труда в рамках охоты и собирательства, сельского хозяйства или ремесла. Например, мужчина ходит на охоту, женщина занимается соби­рательством трав, плодов, и т.д. Мужчина пашет и сеет, жен­щина ухаживает за скотом, участвует в обмолоте и просушке зерна, и т.д.

В современном обществе члены семьи, как правило, не связаны участием в совместном производстве. Каждый член семьи имеет свой источник доходов, свое занятие в одной из отраслей общественного хозяйства. Поэтому важнейшими приз­наками семьи становятся: совместный бюджет, охватывающий значительную часть личных доходов; совместное приготовление пищи; совместное решение относительно наиболее крупных при­обретений (недвижимость, автомобиль, товары длительного пользования, и т.д.).

Ведение так называемого "личного подсобного хозяйства" (дачный или садовый участок) становится существенным приз­наком семьи в том случае, если доходы (или натуральные про­дукты), полученные от этого участка, являются важным эле­ментом жизнеобеспечения семьи. Миллионы городских семей не имеют дачных и садовых участков, и тем не менее являются полноценными семьями.

От понятия "семья" следует отличать понятие "брак".

Брак есть устойчивый и признанный данным обществом со­юз между мужчиной и женщиной (или несколькими мужчинами и женщинами) созданный, как правило, для воспроизводства и вос­питания детей.

За последние десятилетия произошли существенные изме­нения в понимании сущности брака. В частности, возникает вопрос, можно ли считать браком устойчивый союз, не предпо­лагающий рождение (или усыновление) и воспитание детей, или сожительство гомосексуальных пар? Следует ли в связи с этим расширить классическое определение брака? Такое расширение, на наш взгляд, нецелесообразно, так как различные марги­нальные случаи всегда существовали во всех обществах. Они требуют специального анализа и терминологии. Мы же будем ориентироваться на преобладающий в большинстве об­ществ тип брачного поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.