КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. 1. Данная статья, прежде всего, определяет специфику российского федерализма. Эта специфика заключается, в частности, в наличии нескольких видов субъектов Федерации. К ним относятся республика, край, область, город федерального значения, автономия двух видов: автономная область и автономный округ. Такое многообразие субъектов Российской Федерации имеет исторические корни. Россия была и остается многонациональным государством. Большое число наций и народностей бывшей Российской империи проживало на той части ее территории, которая сейчас является территорией Российской Федерации, причем они находились на разных уровнях экономического, политического и культурного развития, имели разную численность и разный правовой статус. Термин «субъекты Российской Федерации» появился в нашем конституционном праве сравнительно недавно. Сначала он был применен в некоторых актах текущего законодательства, принятых в 1991 году, затем - в одном из дополнительных Протоколов к Федеративному договору. Ныне действующая Конституция ввела этот термин как охватывающий республики, области, края, города федерального значения, автономную область и автономные округа. Это не просто результат логической операции охвата одним термином родственных явлений, а прежде всего отражение в официальной терминологии принципа равноправия всех упомянутых выше первичных составных частей Российского государства. Хотя термин «субъекты Федерации» в законодательстве России долгое время отсутствовал, но субъектами РСФСР считались лишь автономные республики. Положение части первой статьи 5 провозглашает принцип равноправия субъектов Федерации, а часть четвертая - их равноправие в сфере взаимоотношений с федеральными органами государственной власти. Равноправие в первом аспекте следует понимать, прежде всего, как обладание всеми ими одинаковым конституционно-правовым статусом субъекта Федерации, а также идентичность компетенции. Равноправие, далее, выражается и в праве всех субъектов Федерации иметь свои законы и другие акты законодательства. Ранее таким правом обладали лишь республики. 2. Но другие, кроме установленных Конституцией компетенции и взаимоотношений с федеральными органами государственной власти, элементы правового положения субъектов Федерации не вполне одинаковы. Об этом свидетельствует уже сам факт их деления на виды (см. комментарий к статье 66). Как следует из части второй комментируемой (5) статьи, лишь один вид субъектов Федерации - республика - является государством, а остальные государственно-подобными образованиями (области, края и города федерального значения перестали быть административно-территориальными единицами и превратились в субъектов Федерации). Республика (государство) имеет свою конституцию, а край, область, город федерального значения-свой устав (учредительный нормативный акт, в некоторой мере схожий с Конституцией). Республики имеют свое гражданство, а другие субъекты Федерации - нет. При толковании данной части статьи 5 необходимо иметь в виду, что, согласно части третьей статьи 11, разграничение компетенции (предметов ведения и полномочий) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется не только Конституцией, но и договорами. А некоторые из этих договоров носят индивидуальный характер, т.е. заключаются между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти какого-либо отдельного субъекта Федерации. Субъекту Федерации могут быть делегированы права по осуществлению части федеральной компетенции. Причем таких прав у других субъектов Федерации может и не быть. 3. Федеративное устройство России, как указано в части третьей статьи 5, основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти. Это означает, что Россия - не сумма составных частей, а единое, целостное государство. Однако не унитарное, а федеративное, т.е. состоящее из республик и других субъектов Федерации. Российская Федерация исторически сформировалась в результате консолидации внутри России не только русского народа, но и нерусских наций и народностей (на базе автономии) и недавнего превращения первичных административно-территориальных единиц России, населенных преимущественно русскими (областей, краев, двух наиболее крупных городов), в субъекты Федерации. Именно таким путем в России обеспечиваются самоопределение и равноправие составляющих ее народов. Но субъекты Российской Федерации не заключали Союзного договора. Россия как государство обладает единой государственной властью, источником которой является ее многонациональный народ (см. комментарий к статьям 1 и 3). Это не отрицает наличия своей государственной власти и у республик (государств) в составе Российской Федерации, что прямо закреплено в их конституциях. Источником такой власти является народ, т.е. совокупность всех граждан, всего населения данной республики. Остальные субъекты Федерации, как сказано в статье 73, тоже обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (см. комментарий к статье 73). В то же время Российской Федерации, как отмечено в части третьей статьи 5 Конституции, присуще единство системы государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Единство системы государственной власти выражается уже в том, что власть Федерации распространяется на всю ее территорию, а на ее части - территории каждого из ее субъектов - распространяется, кроме того, и их (т.е. региональная) власть, причем каждая из двух этих властей небеспредельна, а ограничена компетенцией соответственно Федерации и каждого из ее субъектов (Конституционный Суд Российской Федерации призван обеспечивать соблюдение этого требования - см. комментарий к статье 125). Представительный орган государственной власти Федерации - Федеральное Собрание - имеет структуру, обеспечивающую его тесную связь с органами власти субъектов Федерации: одна из палат Федерального Собрания - Совет Федерации - состоит из представителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации (см. комментарий к статье 95). Конституция и федеральные законы (а они должны издаваться в пределах компетенции Федерации) выражают федеральную государственную власть и обязательны на всей территории Федерации. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации, изданные ими по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, принимаются в соответствии с федеральными законами (см. комментарий к статье 76). И это понятно - иначе нарушилось бы единство и системы государственной власти, и правовой системы, действующей в России. Еще более тесной является связь федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Они, как сказано в Конституции, «образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации» (см. комментарий к статье 77). По соглашениям между органами исполнительной власти Федерации и органами исполнительной власти ее субъектов возможна передача «вверх» и «вниз» права осуществлять часть полномочий органов другого уровня (см. комментарий к статье 78), что тоже отражает единство системы государственной власти в Российской Федерации. 4. Положение, сформулированное в части четвертой комментируемой статьи, появилось в проекте Конституции, когда еще не был окончательно решен вопрос о равноправии субъектов Федерации по содержанию компетенции. Федеративный договор, как известно, не выравнивал компетенцию субъектов Федерации - республик, краев и областей, двух видов автономий. После того, как было принято положение части первой данной статьи, часть четвертая приобрела организационно-процедурный характер и дополняет часть первую, которая содержит норму материального конституционного права. В соответствии с частью четвертой автономные округа, находящиеся в составе краев и областей, имеют право непосредственно вступать в отношения с федеральными органами.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |