Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений




СТРАХИ

Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и пр.) не являются однозначно «вредными» для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ребенку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам и т. д. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охрани­тельная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведе­нии, обеспечивающем самосохранение.

Помимо того, что страх помогает строить поведение, он явля­ется переживанием, необходимым для нормального функциониро­вания психики. Подобно тому, как организму ребенка нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у ребенка потребности в переживании страха.

Замечено, что иногда дети, собравшись вечером вместе, начи­нают рассказывать страшные истории, причем с острым эмоцио­нальным завершением — рассказчик вскрикивает на последнем слове и, хватая за руки рядом сидящих, пугает их. За этим обычно следу­ют «ужасные крики», смех и высвобождение психической энергии — мортидо (говоря словами Э. Берна), направленной на разрушение и агрессию.

В психологическую консультацию часто обращаются родители, которые обеспечивают детям «тепличные» условия, охраняют их от любых неприятных, сильных переживаний. Такие условия часто при­водят к «разлаживанию» психического аппарата, которому необхо­димы переживания различной интенсивности и модальности.

Детские страхи — это обычное явление для детского развития:

Они имеют важное значение для ребенка. Так, В. В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т. е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отноше­нии со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или тогда, когда ребенок начи­нает узнавать своих близких, и появление чужого, незнакомого лица может вызывать у него страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и, в целом, имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, с тем чтобы не нарушить развития ребенка.

Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее — аутизму, психосоматическим заболеваниям, то этот страх, бесспорно, патологический.

Страх может быть как самостоятельным нарушением (напри­мер, следствием сильного испуга от встречи с большой собакой), так и проявлением каких-либо нарушений личности. В любом из этих случаев полезна общая оздоравливающая психотерапия, с тем, чтобы улучшить работу всей психики в целом. Такое неспецифичес­кое воздействие может быть оказано Через рад закаливающих про­цедур, путем налаживания режима дня и питания ребенка. Полезны прогулки перед сном — это хорошо влияет на организм ребенка и его психику, так как, устав от прогулки, он будет думать не о страхах, а об отдыхе.

Поскольку организм и психика — составляющие одного целого, то хорошее или плохое состояние одного влияет на состояние другого.

Коррекционная работа по устранению страхов ребенка может вестись по нескольким направлениям. Эффективность коррекции и

выбор коррекционных приемов определяются индивидуальными

особенностями ребенка.

Ниже будут изложены основные коррекционные приемы. Первоначально общие, которые можно использовать вне зависимо­сти от конкретного вида страха. Затем будет дано описание основ­ных методов коррекции с указанием вида страха и причин его появления.

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка

Если ребенок постоянно угнетен, испытывает отрицательные эмоции, то основная задача — научить ребенка испытывать поло­жительные эмоции. Это может быть достигнуто разнообразными игровыми методами. Если ребенок отстал в развитии игровой дея­тельности, не способен заниматься этим со сверстниками, то необ­ходимо играть с ним доступными ему способами, т. е. так, как он сам хочет. Проведя с ним одну игру и повысив одномоментно эмо­циональный тонус ребенка, надо договориться с ним об игре на следующий день. Ожидание будет поддерживать положительный эффект от проведенной игры или даже усиливать его. Это ожида­ние уже будет по эмоциональному тону выше обычного состояния ребенка. Каждая новая игра, прогулка и т. п. будут закреплением достигнутого эффекта, а расширение игры, включение в нее новых элементов увеличит количество объектов, вызывающих положитель­ные эмоции у ребенка. Этот метод не является специфичным для коррекции страхов, его можно использовать почти при каждом нарушении эмоционально-мотивационной сферы личности ребенка.

Повышение общего уровня переживаний ребенка игровыми методами позволяет решить еще одну задачу — установить доверие ребенка к психологу, проводящему коррекцию. Кроме того, что до­верие увеличивает вероятность успешного проведения коррекцион­ных действий, переживание доверия, само по себе, благотворно повлияет на психику ребенка.

2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре

Этот метод является специфичным для коррекции эмоцио­нальных нарушений, связанных с нарушением личностного разви-

тая. Разыгрывание страха в игре помогает не только изменить лич­ностные отношения, но и отреагировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое и порождает явление неадекват­ного страха в обычных, не экстремальных ситуациях. Для игры надо подобрать игрушки, которые похожи на тот предмет, которого ребенок боится (собаку, «страшилище» и пр.) и поиграть в «страх», разыграть сюжет, в котором ребенок может «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавить­ся от напряжения. Более подробно эта процедура будет изложена ниже в связи с нарушениями личностного развития.

3. Эмоциональное переключение

Уговоры родителей ребенка не пугаться в большинстве случаев не помогают, но отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком через его отношение к этому взрослому, по механизму эмоционального переключения. Так, взрослый человек может случайно заразить ребенка каким-то страхом (например, крик­нув при приближении к ребенку собаки). С помощью того же меха­низма переключения возможно добиться и обратного результата. Незначительность пугающего объекта можно подчеркнуть короткой фразой, выразительным жестом как бы отбросить, проигнорировать его. Например, если ребенок пугается ползущего жука: «Уходи, жук, не мешай, мы сейчас очень заняты», или если гудит водопроводная труба: «Погудит и перестанет, ерунда». При этом важен не смысл, а интонация, с которой произносятся эти слова, заражая ребенка уве­ренностью и спокойствием.

4. Подражание и заражение

Ребенок подражает взрослому не только в поведении, но и зара­жается его оценками. Если взрослый человек о чем-то говорит со страхом в голосе, то это эмоциональное состояние передается ребенку, и он также начинает чего-либо бояться. Поэтому из окру­жения ребенка должны быть удалены тревожные, истеричные люди либо они должны заняться состоянием своей психики. Подобно тому, как бессмысленно лечить ребенка от болезни, если дома нахо­дится взрослый больной, так невозможно помочь ребенку, если существуют какие-либо факторы, которые способствуют рецидиву.

^. Эмоциональные качели

Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (противоположное). Для эмоциональных процессов качели означают попеременный переход от состояния опасности к состоя­нию безопасности. В «эмоциональных качелях» ребенок испытыва­ет «прочность» своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием. Простейшим примером эмоциональ-

ных качелей, по словам В. В. Лебединского (1990), является подбра­сывание ребенка на руках: ребенок то летит без всякой опоры и ощущает себя в опасном положении, то опускается на руки взрос­лого, которые для него являются символом защиты. Секундное ощу­щение опасности не будет неприятно ребенку, он обычно смеется при таких «упражнениях». Подобные «качели» можно совершить и с собакой; иногда ребенок спонтанно приходит к такой возможнос­ти: он то прячется за взрослого, то выглядывает, смотрит на собаку и, может быть, даже дразнит ее. С темнотой ребенок может также «играть», то забегая в темную комнату, то выбегая из нее на свет. Качели можно проводить практически с любым видом страха, но лишь в том случае, если ребенок не является заранее настроенным по какой-либо причине против такого упражнения. Если же ребе­нок не хочет «эмоциональных качелей», то не стоит от них отказы­ваться совсем, так как это нежелание обусловлено не постоянными характеристиками психики, а кратковременным состоянием, поэто­му надо дождаться лишь более благоприятного самочувствия ребенка.

6. Эмоциональный конфликт

Поскольку страх — эмоциональное явление, то «вытормозить» его можно более сильной эмоцией. Например, если ребенок любит куклу, то ей можно приписать роль защитника («пока кукла здесь сидит, тебя никто не тронет, она никого к тебе не пустит»).

Уговоры не бояться почти никогда не приводят к положитель­ному результату. Воздействие на ребенка должно быть направлено не на его разум, так как страх — иррациональное явление, а проис­ходить опосредованно: либо через создание ситуации, в которой возможно овладение объектом страха, либо через формирование до­полнительных эмоциональных отношений (например, как в случае с куклой), которые устранят страх.

7. Деятельностная терапия

Помимо указанных процедур, необходимо занимать ребенка ка­кой-либо деятельностью в течение дня. Психика предназначена для активности. Всем известно мучительное состояние бездействия, ожи­дания. Если ребенку нечем заняться, то он либо изобретает какие-то, может быть, не совсем просоциальные занятия, игры, либо вновь и вновь возвращается к своим переживаниям, становящимся, таким образом, навязчивыми и постепенно обрастающими все новыми образованиями, которые препятствуют появлению других пережи­ваний.

Замена ничегонеделанья деятельностью — общая оздоровитель­ная процедура для психики, значение ее велико как для помощи детям, так и и взрослым, она применяется при лечении даже психи­чески больных людей.

9. Куклотерапия

Этот метод основан на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультфильма или сказки. Если ребенок имеет любимый персонаж, то можно этим воспользоваться и рассказать ему («в лицах»), как этот персонаж попадает в «страшную историю», связанную с пугающим ребенка объектом, и справляется с нею. Если у ребенка есть любимая кукла, то она может быть использована для постановки небольшого спектакля, важно только, чтобы в действу­ющих персонажах ребенок узнавал любимую игрушку и «страшили­ще». Действительно ли подготовленные куклы ребенок связывает с выбранными персонажами? В этом надо убедиться в беседе до «спектакля». Этот метод основан на том, что ребенок идентифици­руется в процессе прослушивания сказки или просмотра мультфильма с героем, которому симпатизирует.

В процессе рассказывания или демонстрации «страшной исто­рии» не надо все время успокаивать ребенка, прерывая тем есте­ственное течение переживаний. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка и он сочувствовал бы основному герою (идентифицировался с ним). По мере разворачивания сюжета эмо­циональное напряжение ребенка должно возрастать (для этого сюжет надо построить по «нарастающей», с разрешением проблемы в кон­це), а достигнув максимума, смениться бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плачем, смехом и пр.) и снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок почувствует облегчение и, скорее всего, полностью освободится от страха. Таким образом, главная задача здесь состоит в усилении напряжения, кото­рое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фазу — расслабление. Обычное напряжение у ребенка с эмоциональным нарушением личности, с одной сторо­ны, дезорганизует его поведение, мешает появлению положитель­ных эмоций и пр., с другой—оно не настолько сильно, чтобы произошел катарсис. Поэтому необходимы специальные, «вызыва­ющие» аффект действия.

Необходимость достижения катарсиса, однако, не предполагает доведение ребенка до истерики или припадков. Чтобы этого избежать, необходимо учитывать, что нельзя долго «тянуть» рассказ, и надо варь­ировать его в зависимости от состояния и возраста ребенка.

Важно, чтобы в рассказе были начало, кульминация (когда главному герою что-либо угрожает) и развязка (герой побеждает).

Описанный метод входит в систему коррекционных приемов — куклотерапию — и является наиболее простым в использовании. Куклотерапия помогает при различных нарушениях. Но случаи с нарушением личностного развития требуют более серьезной подго­товки, чем при эмоциональных нарушениях, не связанных с глубин­ными деформациями личности.

9. Другие приемы

Для коррекции травматического страха, не связанного с глу­бинными поражениями личности (страха как нарушения эмоцио­нальных процессов, а не отношений личности) можно использовать, помимо описанных, еще ряд достаточно простых методов. Их несло­жность обусловливает возможность проведения на приеме у психо­лога-консультанта, в детском саду или даже дома в достаточно короткий срок и без применения фармакологии или сложных техни­ческих средств. Для осуществления такой коррекции понадобятся предметы, которые наверняка легко найдутся (куклы и другие игру­шки). Единственная проблема, которая может возникнуть, состоит в том, что конкретный коррекционный прием может не подойти — в силу каких-то причин (индивидуального опыта, особенностей и пр.) — конкретному ребенку, тогда надо использовать другой метод.

1. Анатомирование страха. Это достаточно старый педаго­гический прием, однако часто его игнорируют. Объяснение ребенку, что собой представляет путающий его предмет (собака, темнота и пр.), как он устроен, «откуда берется», устраняет «пробелы» в восприятии ребенка, которые обычно заполнялись приписывани­ем этому предмету опасных, страшных качеств. Если страх порож­ден случайной эмоциональной реакцией взрослого («Осторожнее, собака!»), запечатлевшейся в сознании ребенка, или другим незна­чительным обстоятельством, то, скорее всего, он пройдет, если же нарушена внутриличностная гармония отношений ребенка, то кон­кретный предмет страха (например, собака) является лишь возмож­ностью для опредмечивания, «эксплицирования» нарушения личностного развития. Здесь коррекционная работа проводится не с самим страхом, но с личностными отношениями ребенка и причи­нами, их породившими, и в случае успеха страх исчезнет сам.

2. Манипулирование предметом страха. Для этого можно купить ребенку маленькую игрушечную собаку или нарисовать и вырезать из картона. Способность управлять пугающим предметом,

держать его в руках поможет ребенку приобрести чувство превос­ходства, властвования над ним. Если ребенок захочет выполнить агрессивные действия с этим предметом (порвать, скрутить и т. д.), то не следует его останавливать, но если эти агрессивные действия доведут ребенка до истерики, а не закончатся (как должно быть) 1 катарсисом и расслаблением, то это будет свидетельствовать о каких-то очень сложных нарушениях, не поддающихся такой простой коррекции.

3. Штриховка, стирание и рисование. Эти методы являются связанными с предыдущим и также направлены на формирование у ребенка ощущения силы и превосходства над предметом его страха. Эффективным может оказаться такой прием — попросить ребенка нарисовать то, чего он боится, и рядом себя. Ребенка следует «под­толкнуть», спровоцировать — если он сам так не сделает — нарисо­вать себя более крупным или как-либо защищенным (например, с палкой в руках или собаку на поводке и пр.) по отношению к пуга­ющему предмету.

Здесь может произойти приблизительно следующий диалог:

— Нарисуй то, чего ты боишься... Что это такое?... Ребенок говорит что это.

— Что он тебе может сделать, почему ты боишься? Ребенок описывает те действия, которые, он полагает, «стра­шилище» может с ним сделать (ударить, укусить и пр.). Этот ответ может помочь в дальнейшей работе, поэтому его необходимо фиксировать.

— Нарисуй рядом с.... («название страшилища») себя. Если ребенок согласился, то важно проследить, что произойдет дальше, если отказался — надо продолжить разговор:

— А давай нарисуем тебя с палкой в руках, что тогда будет? Если ребенок упорствует и говорит, что не знает и не хочет рисовать, то надо либо прекратить коррекцию, если очевидно, что ребенок не готов к дальнейшей работе, либо попробовать его еще уговорить, если есть еще некоторая возможность достижения успеха:

— А если ты замахнешься палкой, то ведь страшилище может испугаться?

Далее снова все зависит от ответа ребенка. Можно предложить ему другой способ.

— А давай ты нарисуешь себя очень большим, что тогда будет? Вопросительная форма дает возможность ребенку далее про­должить предложенную ему ситуацию: страшилище и он с палкой в руках...

На этом же или другом рисунке (на доске или просто на бумаге) можно тут же провести стирание пугающего предмета. Желательно, чтобы ребенок сам провел это действие, при этом надо повторять фразы, подобно следующим: "Вот и нет... (название предмета)», «Смотри, ты его испугал», «Он убежал от тебя, может быть, он испугался?».

Положительный эффект можно зафиксировать обсуждением с ребенком темы: «Вот теперь все будет хорошо, потому что ты смелый, а он убежал, и тебе не надо больше его бояться — он сам тебя боится». Но в этом обсуждении важно инициативу отдать ребенку, так, чтобы эта беседа не вылилась в рациональную тера­пию, убеждение. Но здесь можно применять и элементы внушения:

коротко и ясно сказать: «Он (название предмета страха) слабее тебя, а ты смелый, его не боишься». Для внушения можно подбирать и другие фразы, но они должны быть понятны ребенку и адекват­ны конкретной ситуации и типу страха ребенка.

Если рисунок сделан не мелом на доске или простым каранда­шом, а цветными красками и его нельзя стереть, то выполняется штриховка с такими же комментариями или полуштриховка, кото­рая символизировала бы клетку, в которую ребенок посадил то, чего боится (страшилище, собаку и пр.).

4. Привыкание, или десенсибилизация. Этот термин означает уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узна­вания ребенком того, что из себя представляет объект его страха (например, собака — домашнее животное, какие функции она вы­полняет), а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному объекту. Этот метод тоже рас­считан на не «глубинные» нарушения эмоциональный сферы лич­ности. Если ребенок боится темноты, то с ним можно договориться, например, о какой-либо награде за то, что он посидит пять-десять секунд в темной комнате или пройдет по темному коридору из одной освещенной комнаты в другую. Если награда будет достаточ­но привлекательна (например, то, что ребенок давно выпрашивал у родителей), то вероятность положительного исхода велика. Дж. Добсон (1991) советует использовать для проведения десенси­билизации различные вспомогательные приемы: не сразу давать ребенку награду, а когда он наберет определенное количество очков (для «овеществления» очков могут быть использованы вырезанные из бумаги цветные фигурки или звезды из фольги. Получение ребенком одного или нескольких очков зависит от трудности зада-

ния. Такие действия разрушают острую эмоциональную реакцию страха, зафиксировавшуюся на конкретном предмете.

Не социальный (не связанней с отношениями ребенка с окру­жающими людьми) страх не всегда является легко устранимым. Иногда предметный страх (боязнь темноты, собак, страшилищ и пр.) появляется как следствие нарушенных взаимоотношений ребенка с социальным окружением. При коррекции важно знать причину страха и строить коррекционную работу в соответствии с этим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.