Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рост словаря




 

С периодом активных вопросов детей о названиях вещей начинается быстрый рост детского словаря. Размеры его у детей одного и того же возраста бывают очень различны.

Сопоставляя данные различных исследователей, Штерн выводит следующие средние цифры для словаря детей от 1;6 до 6 лет.

 

Возраст 1;6 2;0        
Запас слов   300—400 1000—1100     2500—3000

 

В детальном исследовании Т. Смит размер словаря 6-летнего ребёнка определяется в 2 562 слова, а средний годовой прирост от 2 до 6 лет — в 572,5.

Следующая таблица указывает рост словаря по полугодиям (Т. Смит):

 

Возраст Число детей Число слов Прирост словаря
годы месяцы
     
       
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Однако данные В. Штерна и Т. Смита являются статистическими средними. При их оценке необходимо учесть, что в речи, как и вообще в более сложных и высоких психических проявлениях, наблюдаются очень значительные индивидуальные различия. Об этом свидетельствуют следующие данные: в 2 года дети, которых наблюдал Майор, располагали 143 словами, дети, наблюдаемые Штерном, — 300; наблюдения Бенгемана дали для этого же возраста 441 слово, Девилля — 688 слов, Гранта — 828. Прейер констатировал в своих наблюдениях колебания от 175 до 1 121 слова, а Баконь и Гуго от 4 до 1 500 слов. Это положение красноречиво подтверждается и данными Ш. Бюлер, которая, приводя итоги изучения словарей 30 детей ввозрасте от 1 года до 4 лет, указывает для каждого возраста и минимальный и максимальный словарь. Её данные сведены вследующей таблице:

 

Возраст Максимальный словарь Минимальный словарь
1—1;2    
1;3—1;5    
1;6—1;8    
1;9—1;11    
2—2;2    
2;3—2;6    
3—4    

 

Стоит сопоставить возрастные средние Штерна и Смита с этими данными о словаре различных детей одного и того же возраста, для того чтобы убедиться, как велики индивидуальные различия в сколько-нибудь сложных проявлениях различных детей и как ограничено применительно к ним реальное значение возрастных средних.

Рост словаря продолжается и в последующие годы. Согласно данным Л. и К. Анфруа, полученным на основе анкетного исследования 6 000 детей, запас слов у детей от 7 до 14 лет возрастает от 1 900 до 19 800.

П. Гильом даёт кривую роста словаря до 19 лет. Приводимые им данные для возраста от 6 до 19 лет основаны не на непосредственных подсчётах употребляемых ребёнком или подростком слов, а на косвенных вычислениях его словаря.

 

Рост словаря по П. Гильому

 

Полный пассивный словарь высчитывался следующим образом: выясняется, сколько слов из 300, наудачу взятых из словаря, известны детям; полный словарь определялся из соотношения 300 к 30 000 слов, заключавшимся в словаре. (Система списков, которой пользовался ряд исследователей для определения словаря, была предложена Клапаредом.)

Бове (Институт Руссо в Женеве) в своих исследованиях устанавливает разницу между словарём, понимаемым и употребляемым (т. е. пассивным и активным), а в этом последнем — между словарём разговорным и письменным и, далее, между полным словарём (охватывающим все слова, употребляемые субъектом), и обыденным словарём, состоящим из слов, составляющих основу его разговорной речи. В приводимых различными авторами цифровых данных эти различия не всегда учтены, и методы определения словаря не у всех единообразны. Это уменьшает ценность сравнительного их использования.

При изучении словаря необходимо прежде всего различать пассивный и активный словарь, т. е. запас слов, которые понятны человеку, и запас слов, которыми он пользуется в собственной речи. Они не совпадают. Активный словарь, естественно, отстаёт от пассивного.

В среднем, по расчёту проф. Бабита (Babitt), взрослому человеку со средним образованием (в Америке) известно приблизительно 30—35 тысяч слов; другие исследования дают значительно более низкие показатели, колеблющиеся между 11 и 18 тысячами слов. Речь при этом идёт о пассивном словаре, т. е. о запасе слов, которые человек понимает. Тот словарный запас, которым в среднем фактически пользуется человек в своей разговорной речи и в своей профессиональной работе, т. е. его активный словарь, — много меньше. Активный словарь писателей, язык которых отличался особенным богатством, не превышал 20 000 слов. И. Гёте в своих произведениях оперировал словарём в 17 000 слов, а словарь У. Шекспира, богатейший из всех известных, равняется 20 000 слов.

Развитие слов не исчерпывается количественным ростом словаря. Существенно смысловое развитие словаря, развитие значения слов. Одно и то же слово у взрослого и у ребёнка на различных этапах интеллектуального развития ребёнка имеет различное значение. Первоначально у ребёнка оно срастается с той частной ситуацией, в которой оно было применено, комплексно объединяясь с несущественными, случайными для его значения признаками. Лишь постепенно ребёнок овладевает обобщённым значением понятия, независимым от частных ситуаций и несущественных признаков. Оно уясняется, с одной стороны, благодаря уточнению предметной отнесённости слова в результате его употребления в различных ситуациях, а с другой — благодаря непосредственному раскрытию обобщённого значения слова, которое ребёнок усваивает в процессе обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.