КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Важнейшие нормы публичного права. Публичные деликты
История создания Законов XII таблиц, их общая характеристика План семинарского занятия 1. История создания Законов XII таблиц, их общая характеристика. 2. Важнейшие нормы публичного права. Публичные деликты. 3. Правовое положение основных групп населения Древнего Рима по Законам XII таблиц. 4. Брачно-семейное право. 5. Вещное право. 6. Суд и судебный процесс. Цель семинарского занятия Основной целью данного занятия является изучение древнейшего памятника римского права — Законов XII таблиц. Сами римляне всегда считали именно Законы XII таблиц основой всего римского цивильного права. Известный западный теоретик права Р. Давид отмечал, что «римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире». Система эта, воспринятая правом современной западной цивилизации, своим истоком, своей базой имела именно Законы XII таблиц. На протяжении многих веков эти Законы пользовались у римских юристов огромным авторитетом. Значительная часть всех произведений классических римских юристов представляла собой комментарий прежде всего к Законам XII таблиц. Однако необходимо учитывать, что Законы эти создавались в архаический период, на базе норм и обычаев доклассового и раннеклассового общества, поэтому в них наряду с нормами и принципами, ставшими основой римского классического права и даже современного европейского права, сохранялось большое число весьма архаических норм примитивного родового общества. Кроме того, следует помнить, что оригинальный текст Законов не сохранился. Он частично воссоздан усилиями западных юристов XVI—XIX вв.: собран «по кусочкам» в трудах самых разных античных авторов, очень часто цитировавших Законы XII таблиц. Поэтому в науке и по сей день ведутся споры о том, что содержал в себе оригинальный текст Законов, какова была их структура и насколько полно сохранившиеся отрывки представляют их утраченный текст. Если сравнить общий объем дошедших до нас отрывков, включая прямые цитаты и пересказ их содержания древними юристами и антикварами, с некоторыми дошедшими до нас бронзовыми табличками других, более поздних законов II—I вв. до н. э., то приходится констатировать, что сегодня в нашем распоряжении находится едва ли более трети от общего объема Законов XII таблиц. При подготовке к этому вопросу студенту необходимо иметь общее представление об истории Рима VI— V вв. до н. э., о борьбе за равноправие между патрициями и плебеями. Необходимо учесть, что римский плебс уже в течение почти полувека боролся с патрициями, Узурпировавшими в своих руках исполнительную и судебную власть, а также распоряжение общественной собственностью. Наряду с экономическими требованиями плебеи также добивались политических прав, прежде всего равноправия всех граждан перед законом. Следует обратить внимание на данные римского историка I в. до н. э. Тита Ливия (История Рима от основания города. III. 9. 1—5), юриста II в. н. э. Помпония (D (Дигесты). 1.2.2.3—4) и греческого историка I в. до н. э. Дионисия Галикарнасского (Римские древности. 10. 1. 2; 3. 4) о причинах и целях создания Законов XII таблиц. Так, Помпоний отмечает, что в течение 20 лет до издания Законов XII таблиц, т. е. с 471 по 451 гг. до н. э., в Риме не было какого-то определенного права. Это было связано с тем, что плебеи в 471 г. до н. э. перенесли выборы плебейских трибунов и принятие законов из куриатных собраний народа, где господствовали патриции, в трибутные, где в силу большинства плебеи имели явное преимущество перед патрициями. Патриции отказались подчиниться этому решению плебеев и, опираясь на сенат и патрицианских консулов, являвшихся высшей военной и исполнительной властью, в течение 20 лет практически игнорировали все попытки плебеев создать новое законодательство и тем самым установить равные права патрициев и плебеев. Именно поэтому, как пишет Ливии, плебеи стремились создать такие законы, которые ограничили бы исполнительную и судебную власть консулов. Главным средством решения этой задачи плебеи и избрали создание свода законов, публично изданных и доступных для всех граждан. Сначала плебеи добились создания посольства в Афины для изучения знаменитых законов Солона. Многие из этих и других греческих законов были римлянами переписаны и включены в текст Законов XII таблиц (XII Табл. VII. 2; Цицерон. О законах. II. 23. 59). Среди источников Законов XII таблиц Дионисий Галикарнасский называет обычаи и ранее принятые законы римлян, а также наработанную веками судебную практику. В 451 г. до н. э. была создана законодательная коллегия децемвиров, которая в конце года выставила на римском форуме первые 10 таблиц, а через год еще две таблицы. В годы борьбы плебса и создания законодательства впервые стал утверждаться знаменитый римский принцип: «Закон — это то, что приказал и установил народ» (Гай. Институции. I. 3). Что касается содержания Законов, следует обратить внимание на замечания Ливия (III. 34), Цицерона (Об ораторе. 1. 43. 193) и Дионисия Галикарнасского (Римские древности. II. 27. 3) о том, что в Законы XII таблиц вошло все как публичное, так и частное право римлян, причем Цицерон подчеркивает, что в них расписаны все нормы о государственных учреждениях. Он же указывает на стройность и ясность этих Законов, что позволяет нам говорить о наличии определенной упорядоченной системы изложения Законов и логичности их формулировок. На структуру изложения Законов обращает внимание Авсоний, согласно которому они были разделены на три основные части: сакральное, публичное и частное право (Идиллии. 11. 61—62). К сожалению, из норм сакрального и государственного права до нас дошло очень немного. Если по частному праву мы имеем такой замечательный памятник, как Дигесты Юстиниана, и отдельные труды римских классических юристов, часто цитирующих и комментирующих нормы частного права Законов XII таблиц, то из всего объема сочинений римских юристов по публичному праву почти ничего не сохранилось. Лишь частично дошедший до нас трактат Цицерона «О законах» дает некоторое представление о возможной структуре и содержании сакрального и публичного права Законов XII таблиц. При подготовке к ответу на этот вопрос студенту надлежит изучить прежде всего девятую таблицу Законов, Целиком посвященную нормам публичного права. Под публичным правом римляне понимали все то, что «относится к положению римского государства», включая в него так называемое право жертвоприношений, жрецов и магистратов (D.I.I. 1.2). С точки зрения современного права лишь последняя часть, право магистратов, соответствует нынешнему представлению о публичном праве; на ней и следует сконцентрировать внимание. Сюда же можно отнести и нормы права о публичных Деликтах, каковыми считались все государственные и уголовные преступления, приговоры по которым выносились судом всего народа. При характеристике публичного права студенту следует проанализировать положение Законов XII таблиц о запрете предлагать народу законы об отдельных гражданах, а также положение, не позволявшее консулам осуждать римского гражданина на высшую меру наказания иначе как в суде народного собрания (IX. 1—2). Первый закон, называвшийся также «законом о привилегиях», устанавливал принцип формального равенства всех граждан перед законом. Цицерон, комментируя эту норму, отмечал, что «смысл закона состоит именно в том, что он принят и установлен для всех». Второй закон утверждал народное собрание как высший судебный орган, куда любой гражданин, несправедливо осужденный консулом или другим судебным магистратом, мог обратиться с апелляцией на их судебное решение. Этот же закон проводил водораздел между компетенцией суда народного собрания и суда римских судебных магистратов. Все дела, влекущие за собой смертную казнь, лишение гражданства или штрафные санкции свыше определенной законом меры, рассматривались судом народа. В компетенции же судебных магистратов находились главным образом частные имущественные споры между гражданами, санкции по которым не должны были превышать штрафа свыше определенной законом меры. К сожалению, статьи Законов, устанавливавшие основные права и обязанности судебных магистратов, почти не сохранились, известна лишь одна статья, упоминающая об обязанностях уголовных квесторов (IX. 4). К публичному праву относится и норма, придающая высшую силу последнему из принятых народом законов (XII. 5), а также фасты, т. е. календарь судебных дней (XI. 2—3). Наконец, следует рассмотреть норму, указывающую на регулирование в Законах XII таблиц системы римского ценза (фрагм. 12). К сожалению, сам закон о цензе не сохранился, и данный комментарий к закону указывает лишь на то, что он был включен в текст Законов XII таблиц. Эта система устанавливала имущественные разряды, в частности разряды упоминаемых в законах богатых землевладельцев адсидуев и безземельных пролетариев (I. 10), а также способ и размеры взимания с них подоходного налога «трибута». По публичным деликтам, т. е. при рассмотрении государственных преступлений в суде народа, как правило, применялись высшие меры наказания: смертная казнь, осуждение на рабство или изгнание. Лишь в отдельных случаях наказание ограничивалось полной или частичной конфискацией имущества или очень высоким штрафом. Среди норм по публичным деликтам следует отметить статьи, карающие смертью судью, уличенного во взяточничестве, а также государственного изменника (IX. 3; 5). В обеих статьях речь идет о государственных преступлениях. Однако среди публичных деликтов мы находим и такие, которые с точки зрения современной системы права относятся к чисто уголовным преступлениям, например убийство сыном своего отца или матери считалось самым страшным государственным преступлением (IX. 4).
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 5674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |