КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восемь стадий человеческого развития по Эриксону
22-7380 337 Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; пер-вые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют оп-ределенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а пере-ход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса, даже если он разрешается не полностью. Далее приводятся все стадии развития личности в соответствии с теорией Эриксона. 1. Доверие— недоверие (грудной возраст).Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, ког-да уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодоле-ли первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недо-верие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разреша-ется не полностью. 2. Автономия — стыд и сомнение (1—2 года). Ребенок учится гово-рить и бегать, не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко проявляются стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований в та-кой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и соб-ственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире. 3. Инициатива — чувство вины (3—5 лет). В этот период у детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчи-ками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонст-рации своих новых способностей. 4. Трудолюбие— неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например читать, и ра-ботать сообща, в группе — участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрос-лыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизнен-ным ролям: пожарного, летчика, медицинской сестры. Однако на дан-ном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным. 5. Становление индивидуальности (идентификация)—ролевая диффу-зия (юность). В этот период происходят два основных события. По сво-ему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходи-гся также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую ра-боту, выбрать спутника жизни. Неудачи в этих делах могут отрица-тельно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партне-ров, друзей. 6. Интимность— одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, довери-тельным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может слу-читься, что в дальнейшем человек будет вступать во временные свя-зи, всегда кончающиеся разрывом. 7. Творческая активность— застой (средний возраст).На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: на-сколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе, и в связи с воспитанием детей? 8. Умиротворение— отчаяние (старость).На этой стадии люди под-водят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают ста-рость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |