Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие и становление менеджмента в России 2 страница




Правило № 1. Что такое научная организация труда? Это организация, основанная на строго учтенном опыте.

Правило № 2. Если хочешь вводить научную организацию труда, стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускорение. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой.

Правило № 3. Прежде чем изменить способы работы, надо их тщательно изучить.

Правило № 4. Не старайся сразу сделать переворот, начинай с пустяков.

Правило № 5. Не надоедай со своим изобретением, не хлопочи, а во что бы то ни стало претвори его в вещь.

Правило № 6. Никогда не говори о безвыходности. Не склоняйся перед происшествиями. Настойчивая мысль и упорная воля сумеют их победить.

Правило № 7. Знающий, но не умеющий – это механизм без двигателя.

Гастев предложил и следующие мудрые правила повышения производительности труда, полезные на каждом рабочем месте, не исключая и места менеджера.

1. Сначала продумай свою работу досконально.

2. Приготовь весь нужный инструмент и приспособления.

3. Убери с рабочего места все лишнее, удали грязь.

4. Инструмент располагай в строгом порядке.

5. При работе ищи удобного положения тела: наблюдай за всей установкой, по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора.

6. Не берись за работу круто, входи в работу исподволь.

7. Если надо сильно приналечь, то сначала приладься, испробуй вполсилы, а потом уж берись вовсю.

8. Не работай до полной усталости. Делай равномерные отдыхи.

9. Во время работы не ешь, не пей, не кури. Делай это в твои рабочие перерывы.

10. Не надо отрываться в работе для другого дела – работай ровно.

11. Работа приступами, сгоряча портит и работу, и твой характер.

12. Если работа не идет – не волноваться; надо сделать перерыв, успокоиться – и снова за работу.

13. Полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его – и снова за работу.

14. При удачном выполнении работы не старайся ее показывать, хвалиться, лучше потерпи.

15. В случае полной неудачи легче смотри на дело, попробуй сдержать себя и снова начни работу.

16. Кончил работу – прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вычисти.

Значительный вклад в развитие менеджмента в нашей стране внес Платон Михайлович Керженцев (1881–1940). В отличие от Л. К. Гастева, его интересовали главным образом вопросы организации производства, руководства трудовым коллективом, управления людьми. Керженцев исходил из того, что в организации деятельности людей в различных областях, в том числе и на производстве, существует много общего. На этой основе им был выделен и раскрыт ряд общеорганизационных признаков, таких, как выработка плана, руководство организацией его выполнения, учет, контроль, четкое распределение задач, прав, обязанностей и ответственности внутри организации. Керженцев считал эти признаки универсальными для любой отрасли деятельности: в народном хозяйстве, в армии, в партии, в других общественных организациях, в повседневной жизни. Задачу научной организации труда он видел в получении максимального трудового эффекта при наибольшей возможной экономии человеческой энергии и материальных средств. Этот принцип, названный Керженцевым «принципом экономии», сегодня широко используется для предпринимательской деятельности, является краеугольным камнем менеджмента. В работах Керженцева рассмотрен также ряд основополагающих проблем управления, в том числе вопросы организации (типа и формы), построения организационных планов, подбора и использования работников, ответственности, дисциплины, системы подчинения, учета и контроля. Им неоднократно подчеркивалась необходимость использования для успешного управления предприятиями передового опыта, зарубежной практики.

В истории СССР известны попытки подправить, модернизировать социалистическую экономику. Наиболее крупная из них – так называемая новая экономическая политика (нэп). Она начала осуществляться в 1921 году и заглохла в 30-е годы, Не основные направления: разрешение частной торговли, мелких капиталистических предприятий, концессий, замена продразверстки продналогом, введение хозрасчета – одним словом, попытка внедрения элементов рыночной экономики на фоне безраздельного господства социализма.

Как известно, нэп, подобно другим подобным мероприятиям по латанию дыр плановой системы хозяйствования (например, «косыгинская» реформа 70-х годов), не дал желаемого результата. Справедливости ради, надо сказать о том, что и в годы господства плановой системы хозяйства в нем трудилось множество предприимчивых, инициативных, полных энтузиазма людей. Система ограничивала их возможности, не давала простора для реализации их усилий, но не могла до конца истребить тот творческий дух инициативы и предпринимательства, который всегда был свойствен нашему народу. Среди этих людей были управляющие, руководители предприятий, ученые, простые труженики.

После Октябрьской революции 1917 года руководство экономикой страны было возложено на Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). В качестве первостепенной задачи ВСНХ была поставлена организация перехода от рабочего контроля к рабочему управлению предприятиями, банками – всем народным хозяйством страны. ВСНХ получил самые широкие полномочия: по экономическим вопросам ему подчинялись все наркоматы; в отношении частных предприятий было дано право их конфискации и принудительного объединения.

Вместе с тем уже в этот период появились и были осознаны серьезные трудности в управлении экономикой. В 1918 году Ленин писал: «Мы наэкспроприировали больше, чем сумели учесть, контролировать, управлять». Во весь рост встала задача «учиться управлять». Многие советские руководители и специалисты были направлены за границу знакомиться с постановкой управления в развитых капиталистических странах. В январе 1921 года в Москве состоялась Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. На конференции, в частности, был поставлен вопрос о необходимости подготовки красных директоров, о введении для этого в программы учебных заведений дисциплин «научная организация труда» и «управление производством». Появились в это время и труды первых советских ученых-управленцев А. К. Гастева, П. М. Керженцева и других.

Не потеряли своего значения и поныне принципы управления, разработанные и реализованные на практике одним из руководителей нашей промышленности с 1964 по 1974 год – Георгием Андреевичем Кулагиным. Кулагин был генеральным директором Ленинградского станкостроительного объединения им. Я. М. Свердлова. Его принципы касаются главным образом вопросов организации управления предприятием. Дадим их с небольшими комментариями.

1. Нельзя строить организационную структуру предприятия применительно к способностям имеющихся работников. Наоборот, надо подстраивать людей к разработанной оптимальной организационной структуре.

Легче всего это делается на вновь создаваемых предприятиях. На действующих же менеджеру надо проявить немало характера и решительности, чтобы удержаться самому и удержать других от радения «родному человечку».

2. Каждое лицо должно отчитываться не более чем перед одним начальником и получать приказы только от него.

«Лучше одно плохое решение, чем два хороших» – странное на первый взгляд, но, если подумать, мудрое правило.

3. Все регулярно повторяющиеся действия должны быть твердо распределены между работниками аппарата и не должны дублироваться.

Несмотря на самоочевидность этого принципа, он систематически нарушается, и обычно стоит больших усилий навести порядок в этом деле. Очень уж мы привыкли, и полюбили иной, прямо противоположный принцип, который можно назвать «размазыванием ответственности». У него тоже есть понятные «достоинства», но к совершенствованию менеджмента они не имеют никакого отношения.

4. Не следует пытаться дать в должностной инструкции подробный и совершенно исчерпывающий перечень конкретных обязанностей.

Инструкция, как считает Кулагин, подобна карте местности, которая при любом масштабе не может полностью описать территории. Инструкции, по Кулагину, следует писать так, как это делают дипломаты, составляя договоры: избегают конкретных перечислений и вместе с тем «прикрываются» на все возможные случаи жизни. Должностные инструкции на все случаи жизни – атрибут командно-административного управления. Если профессионал идет по знакомой ему местности, карта ему вряд ли необходима. А тем более – дипломатические хитрости. Может быть, сегодня правильнее сказать так: инструкция нужна лишь тогда, когда без нее действительно нельзя обойтись.

5. Число лиц или подразделений, подчиняющихся одному начальнику, должно быть строго ограничено.

Исходя из опыта, Кулагин считает, что для промышленного предприятия это число должно быть в пределах 6– 12 человек. Исключение составляет звено мастер – рабочий, где при наличии бригадиров оно может увеличиваться до нескольких десятков подчиненных. Этот принцип систематически нарушается, особенно в верхних эшелонах управления. И делается это обычно по инициативе руководителя, который стремится замкнуть все на себя, «освятить» управление своим именем, авторитетом и властью. В итоге, однако, он теряет нити руководства, которое становится чисто формальным и поэтому неэффективным.

6. Число уровнейступеней в организационной структуре предприятия должно быть ограничено.

Это требование необходимо для того, чтобы управление было конкретным, оперативным и передача распоряжений не напоминала игры в испорченный телефон. Вместе с тем следует иметь в виду, что сокращение числа звеньев управления требует увеличения количества руководителей на каждом уровне (если выдерживать приведенный выше принцип ограничения числа подчиненных у каждого руководителя). Где же выход? Как избежать в этом случае разбухания управленческого аппарата? Путь один – уменьшение количества персонала на одном предприятии. Пора отойти от гигантомании, перенять зарубежный опыт сокращения размеров предприятий, смело давать «дочерним» предприятиям полную самостоятельность.

7. Передача высшими начальниками полномочий и ответственности за решение повторяющихся рутинных вопросов своим подчиненным.

Это так называемое делегирование полномочий. «Потери, вызванные чрезмерной централизацией управления предприятием и связанной с этим задержкой важных решений, наносят больше вреда... чем не вполне оптимальные решения, принимаемые подчиненными самостоятельно. Даже если директор в 10 раз повысил свою личную «производительность», то это принесет в 10 раз меньше пользы, чем тогда, когда каждый из 10 тысяч членов коллектива увеличит свою производительность только на один п роцент.

8. Непременное условие успешного развития предприятия – высокая активность людей труда.

Революционная реформа экономики, начатая в 1985 году, означает совершенно новую систему хозяйствования и связанный с ней новый механизм управления. В управлении предприятиями возникает новая, непривычная ситуация. Вот ее основные черты.

1. Хозяином предприятия становится собственник его имущества. Ему предоставлены такие очевидные хозяйские права, как планирование работы, выбор путей реализации намеченных планов, распределение заработка. Вмешательство кого бы то ни было в ведение хозяйства предприятия воспрещается: так, например, план не только разрабатывается, но и окончательно утверждается на самом предприятии.

2. Качество работы предприятия, выпуск нужной народу продукции обеспечиваются за счет высокой заинтересованности его хозяина в конечном результате своего труда. Основным рычагом повышения производительности труда становится порожденное этой заинтересованностью ускорение научно-технического прогресса, экономия материальных и трудовых ресурсов.

3. Основным мотивом трудовой деятельности работающих становится удовлетворение их кровных интересов, материальных и культурных потребностей, в том числе в высоком заработке, жилье, хорошем рабочем месте.

4. Главным инструментом управления предприятиями в новых условиях становятся экономические методы менеджмента: хозрасчет, самофинансирование, новая система стимулирования труда, ценообразование, кредит. Административные методы приобретают обеспечивающее, вспомогательное значение.

5. Экономическое управление может осуществляться лишь и соответствующей экономической среде. Оно требует развитых товарно-денежных отношений, рынка средств производства, товаров и услуг, экономического ценообразования, состязательности (конкуренции) товаропроизводителей и торговли, возможности ликвидации ненужных предприятий (банкротства).

6. Права трудового коллектива реализуются демократическим путем.

7. Интересы государства проводятся в жизнь через экономические рычаги. Действие этих рычагов строго ограничено и контролируемо.

8. Развертывание и надежное функционирование экономической системы менеджмента, права трудового коллектива, защита интересов предприятия от незаконных посягательств «сверху» обеспечиваются с помощью нового правового защитного механизма.

9. Новая ситуация в экономике и управлении предприятием требует от менеджера и нового экономического мышления, суть которого сводится к следующему:

– реализм, т. е. базирование не на желаемом, а на возможном (противоположность ему – «экономический романтизм», который наделал в нашем народном хозяйстве немало бед);

– ориентировка на конечные результаты, необходимые как потребителю и собственнику, так и государству;

– приоритет социальной сферы: «работа для человека, а не человек для работы» или «работать, чтобы жить, но не наоборот»;

– владение экономическими, в том числе и количественными, методами управления, выработкой наилучших хозяйственных решений;

– использование других современных научных методов менеджмента, базирующихся на социологии, психологии, теории управления и т. д.;

– умение решать информационные проблемы управления с широким использованием для этого электронной вычислительной техники.

В чем главные отличия менеджера и менеджмента от того, что было раньше, до начала экономической реформы? Попробуем их коротко сформулировать.

Вместо плана, «спущенного» сверху, – самопланирование: собственный план нацеленный на удовлетворение потребностей граждан и народного хозяйства в товарах и услугах.

Вместо «плана любой ценой» – работа на конечный результат, на потребителя.

Вместо работы на вал – работа на прибыль.

Вместо экономической опеки государства – полная экономическая самостоятельность, хозрасчет.

Вместо бюджетных дотаций – самоокупаемость.

Вместо бюджетного финансирования – самофинансирование.

Вместо командно-административных, нажимных методов управления – экономические.

Вместо ориентировки исключительно на удовлетворение «верха» – необходимость постоянно считаться с «низами».

Вместо устраивавшей руководителя безгласности и пассивности подчиненных – пробуждение гласности и активности работника.

Вместо администрирования – опора на право и законность. Перед законом все равны – начальники и подчиненные.

Вместо остаточного принципа для социальной сферы – ее приоритет.

Вместо опеки государства по всем жизненно важным экономическим вопросам – полная самостоятельность предприятия.

Вместо развития производства, ускорения научно-технического прогресса по указанию «сверху» – острая заинтересованность в этом трудового коллектива, каждого работника.

Вместо запретительного права (все запрещено, кроме того, что прямо разрешено) – разрешительное право (все разрешено, кроме того, что прямо запрещено).

Вместо слабой заинтересованности работающего в конечном результате труда – кровный интерес (возможность заработать в несколько раз больше, получить жилье раньше и лучшего качества, получить или сохранить лучшее рабочее место – все это по труду).

Вместо уравниловки в стимулировании – социальная справедливость.

Вместо ограничений по заработку и «выводиловки» – оплата по количеству и качеству труда.

Вместо административного назначения цен на продукты (товары и услуги) – использование рыночного механизма (учет спроса и предложения).

Вместо карточного (лимитного, фондового) принципа распределения товаров и ресурсов – использование рынка (как внутреннего, так и внешнего).

Вместо монополии производителей товаров и услуг – экономическое соревнование, состязательность (конкуренция).

Вместо подкармливания и постоянной реанимации несостоятельных предприятий – их ликвидация (банкротство).

Вместо экономической ответственности предприятия перед государством по принятым обязательствам – экономическая самостоятельность (предприятия и государство друг за друга не отвечают).

Все эти «вместо» формируют совершенно новый подход к хозяйственной деятельности, означают появление рыночной экономики, становление современного предпринимательства и менеджмента.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Назовите основные черты капиталистического предпринимательства.

2. Что такое капиталистический рынок?

3. Какой вклад в экономическую теорию внесли А. Смит, Д. Рикардо, Р. Оуэн?

4. Какой вклад в менеджмент внесли М. Вебер, 3. Фрейд, Э. Мейо, А. Маслоу?

5. Назовите три основных способа управления людьми.

6. Какой вклад в менеджмент внесли Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон?

7. Назовите 12 принципов производительности труда Г. Эмерсона.

8. Назовите принципы административного менеджмента А. Файоля.

9. Что такое «школа человеческих отношений»?

10. Что такое «эмпирическая школа управления»?

11. Что означает «ситуационный подход» к менеджменту?

12. Что означает «количественный подход» к менеджменту?

13. Какова роль кибернетики и системного анализа в менеджменте?

14. Какова роль синергетики в менеджменте?

15. Что такое развивающий менеджмент?

16. Назовите основные особенности развития менеджмента в дореволюционной России.

17. Какой вклад в науку управления внесли Петр I, Екатерина II, М. Ломоносов, М. Сперанский, С. Витте, П. Столыпин?

18. Какой вклад в науку управления внесли А. Богданов, А. Гастев, П. Керженцев?

19. Назовите основные черты экономической реформы конца 80-х – начала 90-х годов в СССР.

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Основные понятия.

3.2. Организация как сложная система.

3.3. Управление сложной системой.

 

· характеристика организации · цель организации · деятельность организации · внешняя среда организации · внутренняя среда организации · система управления · организационное проектирование · общественные и хозяйственные организации · классификация организаций · система · открытая и закрытая система · сложная система · основные принципы кибернетики · основные типы организационных структур · основные характеристики организационных структур · основные характеристики предприятия · основные подсистемы предприятия · управление в производственной сфере · управление производственно-экономической системой · оптимизация управления



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.