КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть. Руководство и лидерство
Для того чтобы выполнять свои функции, вести организацию к намеченной цели, менеджер должен обладать властью. Власть – это реальная возможность управлять людьми, влиять на них. Под управлением здесь понимается целенаправленное воздействие, а под влиянием – такое поведение одного из членов организации, которое вносит изменения в поведение другого. Итак, власть нужна менеджеру для достижения целей организации, выстраивания поведения персонала в нужном для этого направлении. Основаниями для получения власти одними, подчинения ей других являются: закон – когда власть основана на требованиях нормативных документов: законов, указов, постановлений, приказов и т. и; принуждение – власть основывается на страхе, боязни репрессий; убеждения – подчиняющийся делает это исходя из воспринятых им внутренних побуждений и установок; вознаграждение – за подчинение дают материальные или духовные блага; знания – носитель власти обладает сведениями, необходимыми подчиняющемуся; подражание – подчинение вызвано тем, что подчиняются другие («стадное» чувство); участие – подчинение вызвано желанием участвовать в делах, осуществляемых носителем власти; традиции ~ подчинение связано с существующими в данной среде обычаями (подчинение старшим по возрасту, женщин – мужчинам и т. д.); харизма – подчинение основано на доверии, симпатии, вызванной качествами личности руководителя или лидера; вера – подчинение основано не на рациональных мотивах, а на безоговорочном внутреннем убеждении в том, что так надо, ибо носителю власти и влияния «виднее» (религиозная вера, вера во врача, а авторитеты). Власть проявляется через руководство и лидерство. Руководство – это когда власть реализуется через формальные, официально закрепленные иерархические структуры, действующие по определенным правилам. Лидерство – когда власть и влияние основываются не только на отношениях формальной подчиненности, но и на личных качествах лидера. Термин «руководство» часто используется в качестве синонима понятия «управление». Так, можно с одинаковым основанием говорить «управление организацией» и «руководство организацией», а вот вместо «управление станком» сказать «руководство станком» нельзя. Дело здесь в том, что понятие управления связано с объектом любой природы (предприятием, техническим устройством, живым организмом), а под руководством понимается управление только «живым» объектом – человеком, коллективом. Основные направления деятельности руководителя организации можно представить следующим образом. 1. В сфере управления организацией Постановка целей и задач. Прогнозирование и планирование. Выработка и принятие решений. Делегирование полномочий. Административное руководство. Координация и регулирование деятельности. Учет. Анализ. Связи с общественностью. 2. В организационной сфере Разработка организационной структуры. Установление организационных связей. Определение должностных обязанностей. Расстановка кадров. Контроль. 3. В сфере производства товаров и услуг Оснащение производства. Организация производственного процесса. Применение передовых технологий. Обеспечение надлежащего состояния основных фондов. Поддержание трудовой дисциплины. Обеспечение материально-технического снабжения. Обеспечение бесперебойной работы транспорта. 4. В экономической сфере Финансирование. Кредитование. Инновации. Стимулирование. Маркетинг. Коммерческая деятельность. Ценообразование. Капитальное строительство. Внешнеэкономическая деятельность. 5. В социальной сфере Изучение и направленное использование мотиваций к труду. Формирование благоприятного климата в трудовом коллективе. Социально-экономическое планирование развития трудового коллектива. Активизация персонала. Поддержка работников. Разрешение конфликтов. Руководство, как всякая осмысленная деятельность, имеет свою технологию, свои правила. Вот некоторые из них, способные в определенных ситуациях поднять авторитет руководителя и сделать руководство более эффективным: – вовлечение подчиненных в управленческий процесс; – отказ от персонификации управления: распоряжения отдаются не от лица руководителя, а от имени организации; – расширение и усиление должностных полномочий; – проявление жесткости как крайней меры; – мягкость в отношениях с подчиненными; – прощение ошибок; – открытость; – демократичность – как приглашение к участию в управлении; – закрытость – как демонстрация обособленности и силы власти; – наделение подчиненных дополнительной информацией – как жест доверия; – готовность отказаться от непродуманных и непопулярных мер; – непрерывность и последовательность управленческих воздействий. Некоторые их приведенных приемов противоречат друг другу. Это объясняется тем, что руководство – диалектический процесс, которому противоречия органически присущи. Искусство руководителя заключается в том, чтобы избранный им прием (сочетание приемов) отвечал обстановке и целям организации. Поскольку лидерство в отличие от руководства при завоевании и осуществлении власти выдвигает на первый план неформальные мотивы, технология и правила лидерства существенно отличаются от вышеизложенных: – на первый план выходят личные качества лидера: профессиональные знания, деловые способности, поведение, моральный облик и т. д.; – распоряжения не носят столь категорической формы; – устанавливаются более тесные контакты (не только служебные) лидера с ведомыми; – падает роль формальных наказаний и поощрений; – во многих случаях вместо приказаний даются рекомендации; – широко практикуется участие ведомых в выполнении управленческих функций; – возрастает вес моральных стимулов; – подчиненные получают более полную информацию; – многие решения принимаются коллегиально; – практикуется обсуждение с подчиненными всевозможных проблем организации; – усиливается роль социально-психологических методов менеджмента; – возрастает роль трудового коллектива и его руководящих органов в управлении организацией; – возрастает роль «человеческого фактора» в управлении; – в большей степени просматривается связь управления с ситуацией: роль лидера усиливается во времена кризисов организации, чрезвычайных обстоятельств и т. п.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |