Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос Ш. Социально-политическая философия эпохи Возрождения




1) Сущность социально-политической философии:

а) для этой эпохи было характерно повышение интереса к
человеку, к проблеме государства, устройству общества,
взаимоотношению Церкви и государственных институтов,
верующих.

б) основные направления: философия Реформации; политическая философия; философия социалистов- утопистов.

 

 

2) Философия Реформации, ее вектор и значение:

а) цель философии Реформации: реформа католицизма,
демократизация Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

б) предпосылки возникновения данного направления:
кризис
феодализма; зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии; ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств; незаинтересованность руководителей данных государств,
политической элиты в чрезмерной, национальной, негосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви; кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание
от жизни, практика выдачи индульгенций; распространение в Европе идей гуманизма; рост самосознания личности, индивидуализм; рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

в) в Реформации выделяются два основных течения:
бюргерско-евангелическое и народное.

Nb: Лидерами бюргсрско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвипгли, Ж. Кальвин.Народная Реформация была представлена движением Т.Мюнсера, анабаптистами, диггерами и др. Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546). 31 октября 1517 года на дверях Витгенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. Основные идеи М, Лютера сводились к следующим: общение между Богом и верующими должно происходить напрямую; между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь; необходимо упрощение обрядов; церковь должна стать демократичной, а обряды - понятными людям; необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан; необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм; необходимо запретить индульгенции.

Жан Кальвин (1509 - 1564) - другой крупный лидер бюргерско-евангелической Реформации. Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину: ключевая идея протестантизма - идея предопределения (смысл которой в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни; все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению; выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия; профессия - это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу); добросовестное отношение к своему делу - путь к спасению; успех в работе - признак богоизбранности (вне работы необходимо быть скромным и аскетичным). Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике: возглавил

реформационное движение в Женеве; добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»); подчинил кальвинистской Церкви светскую власть; провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе (были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе); результатом стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление. Томас Мюнцер (1490 -1525) возглавил Народное направление Реформации. Будучи священником он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации: необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом; цель изменения общества -достижение всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле; главная причина всех зол -неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес; частный интерес необходимо подавить; все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства); жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества как угодно Богу; власть и собственность должны принадлежать простому народу - «ремесленникам и пахарям»; в 1524 - 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе - Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии; сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы - Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.