Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие философии французского Просвещения и ее основные направления




Вопрос I. Общая характеристика.

П. Деистическое направление.

Философия французского Просвещения XVIII века.

Лекция 14

Примирить эмпиризм и рационализм и сделал это

Гносеология (учение о познании) Лейбница -попытка

примирить рационализм и эмпиризм, а) Гносеология (философия познания). Лейбниц попытался

следующим образом:

- все знания разделил на два вида - «истины разума» и
«истины факта»;

- «истины разума» выводятся из самого разума, могут
быть доказаны логически, имеют необходимый и
всеобщий характер;

- «истины факта» - знания, полученные эмпирическим
(опытным) путем (например, магнитное притяжение,
температура кипения воды, температура плавления
различных металлов);

Nb: Как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер,

Nb: Несмотря на то, что опытное (эмпирическое, «истины факта») знание вероятностное, а не достоверное (подобно «истинам разума»), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания,

Вывод: по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний - либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них - рациональное (полученное на основе разума) - будет носить достоверный характер, а другое - эмпирическое (основанное на опыте) - лишь вероятностный.

План:

I. Общая характеристика

III.Атеистическо-материалистическое
Направление.

IV.Социалистическо ~ утопическое (коммунистическое) направление.

а) Исторические рамки и суть вопроса. Французскую
философию XVIII в. принято называть философией
Просвещения. Такое название французская философия XVIII
в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали
устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и
человеке, проявляли новаторство в своих философских
исследованиях,, открыто пропагандировали идеи
нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге,
идеологически подготовили Великую французскую
революцию 1789 - 1794 гг.

б) В философии французского Просвещения можно
выделить три основных направления:

- деистическое;

- атеистическо-материалистическое;

- утопическо-социалистическое (коммунистическое).

2) Деистическое направление французской философии
XVII в. и его представители.

а) Определение: Деизм (не путать с дуализмом Декарта -
взаимосвязанностью и равноправием материализма и
идеализма) - направление в философии, сторонники
которого:

- отвергали идею личного Бога;

- не соглашались с отождествлением Бога и Природы
(пантеизмом);

- видели в Боге первоначало, причину всего сушего (но не
более);

- отвергали возможность вмешательства Бога в процессы
природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход
истории, окружающий мир после его сотворения.

б) Представители деизма: к деистическому направлению
принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

3) Атеистическо-материалистическое направление и его
представители.

а) Определение: Атеисты отвергали саму идею
существования Бога в любых формах, объясняли
происхождение мира и человека с материалистических и
естественно-научных позиций, в вопросах познания
отдавали предпочтение эмпиризму.

б) Представители атеистическо-материалистической
философии:
Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах.

4) Утопическо-социалистическое (коммунистическое)
направление и его представители.

а) Исторические рамки: утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в

середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг. и после ее завершения.

б) Представители: к числу французских социалисте в-
утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли,
Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

в) Суть вопроса. Основной интерес социалисты-утоп исты
сосредоточили на проблеме разработки и построения
идеального общества, основанного на равенстве и
социальной справедливости.

Вопрос II. Деистическое направление.

1) Философия Вольтера. "Просвещенный абсолютизм".

а) Род занятий и основные идеи: Вольтер (наст, фамилия -
Аруэ) Франсуа (1694 - 1778) - философ, писатель,
публицист, один из основоположников французского
Просвещения, который:

- страстно выступал против религии, особенно
католицизма (в отношении религии ему принадлежит
известное высказывание: «Раздавите гадину!»);

- считал Бога основателем окружающего мира, связующим
началом всего сущего, однако был убежден, что никакая
теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его
наличие, ни Его отсутствие;

- видел необходимость в признании существования Бога с
морально-эстетической точки зрения для того, чтобы
поддерживать порядок в обществе, держать людей (под
угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких
рамках нравственности;

б) Гносеологический аспект: в отношении познания выступал
за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая
предпочтение первому;

в) Политико-правовой аспект: выступал за гуманное
отношение к простому народу и уважение его прав, однако
идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.

2) Философия Монтескье. «Общественный договор», разделение властей.

а) Исторические рамки и род занятий: Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755)'- французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:

- выступал с позиций деизма - видел в Боге создателя, но
отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и
процессы природы;

- видел в Боге средство для поддержания порядка и
воспитания нравственности;

- отвергал идею бессмертия души, критиковал
христианство и католическую Церковь за претензии на
власть и влияние в обществе, введение в заблуждение
верующих (во многих вопросах) и подавление
человеческой инициативы;

- считал, что история делается людьми, а не в силу
Божественного предопределения;

- видел влияние климата и географии на устройство
общества (южные страны с жарким климатом обычно
тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом -
к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом
периодически переходят от деспотизма к демократии и
наоборот);

- считал, что до появления государства существовало
«естественное состояние», где люди беспрепятственно
проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности,
не считаясь друг с другом, но когда подобное
существование стало невозможным, люди создали
государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;

б) Политико-правовой аспект: выдвинул идею "разделения
властей" - то есть разделение государственной власти в целях
ее более эффективного функционирования и
предотвращения деспотизма на три ветви - законодательную,
исполнительную и судебную; выступал за верховенство
закона.

в) Значение философского наследия: Философия Монтескье
имела большое значение для всей дальнейшей истории
человечества, философом были выдвинуты
основополагающие идеи, на которых строится большинство
современных демократических государств: идея приоритета
закона; идея разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную.

3) Революционно-демократическая философия Руссо. Право угнетенного большинства на восстание.

а) Исторические рамки и основные идеи: Жан Жак Руссо (1712 - 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:

- видел в Боге мировую волю и мировой разум;

- считал, что материя несотворима и объективно
существует всегда;

- считал, что человек состоит из смертного тела и
бессмертной души;

- был убежден, что человек не в силах до конца познать
мир (в частности, сущностей вещей и явлений); выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае
ликвидации религии упадут правы и исчезнут моральные
ограничения, предлагал создать заменитель религии -
«гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;

б) Гносеологический аспект: был сторонником
эмпирического (опытного) познания;

в) Политико-правовой аспект: считал главной причиной
противоречий в обществе частную собственность;

- обосновал право народа на восстание (угнетенное,
лишенное прав и собственности большинство имеет
право свергнуть паразитирующее меньшинство и
властителя и создать общество по собственному
усмотрению);

- в справедливом, идеальном обществе все должны
обладать.равными правами, а частная собственность
равномерно должна быть распределена между всеми
гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не
для обогащения);

- власть должна осуществляться не через парламент, а
гражданами - непосредственно через собрания, сходы;

- в будущем государстве должна быть применена
принципиально новая система воспитания детей: дети
должны быть изолированы от окружающего мира в
специальных учебных заведениях, где из них будут
воспитывать людей нового общества - на идеях личной
свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и
деспотизму, владеющих профессией и понимающих
ведущие науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.