Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический практикум. jvRUnp Игра «Скверная компания»




jvRUnp Игра «Скверная компания»

 

Цели игры:

а) раскрыть и дискредитировать формы общения, принятые в примитивных группах;

б) выявить реакции людей друг на друга в процессе игрового взаимодействия;

в) определить истинное распределение ролей в данной группе;

г) ослабить отрицательное влияние на группу тех ее участников,
которые образуют внутри нее своего рода «скверную компанию» и действуют через ироническое отображение реальности.

Ведущий называет социальные роли предстоящей игры: «главарь»,
«авторитет», «приближенные» (2 человека), «подхалим», «шут», «марионетки» (2 человека), «недовольные» (2 человека), «забитые» (2 человека). Остальные участники составляют «публику». Ведущий помогает игрокам сценически определиться с ролевыми приметами. Например, у «главаря» переброшен через плечо шарф, у «авторитета» за ухом карандаш или авторучка, у «приближенных» из-под рукава торчит носовой платок, «подхалим» носовой платок заправил сзади за воротник, «шут» закатал одну штанину, у «марионетки» свисает с воротника тонкая веревка, «недовольный» взъерошил волосы на голове, у «забитого» одна рука постоянно заведена за спину. Можно, разумеется, использовать и другие приметы. Правила общения и взаимодействия:

— «главарь» обрывает любого;

— «авторитет» обрывает любого, кроме «главаря»;

— «приближенный» — любого, кроме «главаря» и «авторитета»;

— «подхалим» — любого, кроме «приближенных», «авторитета» и «главаря»;

— «шут» - всех, кроме «главаря»;

— «марионетка» — только «недовольны*» и «забитых»;

— «недовольный» — всех, кроме «главаря» и «авторитета»;

— «забитого» обрывает любой.

Тот, кто нарушает правила, переходит в «забитые». Если «забитый»
осмеливается кого-либо оборвать, его все осуждают и изгоняют, и он переходит в «публику». Ведущий — единственное лицо в игре, которому предоставлено
право обрывать «главаря». У игры есть два варианта. В первом случае «скверная компания» объявляется, например, «пиратской или гангстерской шайкой»,
обсуждающей вопрос о том, куда отправиться для ограбления или разбоя. Во втором случае игра идет в обыденном плане, без привлечения «пиратского» или «гангстерского» антуража. Свои реплики участники импровизируют по ходу игры. Обязанность ведущего - требовать реплики от участников в соответствии с игровой ролью, подскйзыйать примерные реплики, адекватные ситуации, заменять одного исполнителя другим по своему усмотрению. Обсуждение:

а) анализируются высказывания участников о тех чувствах, которые
возникали у них по ходу исполнения ролей;

б) оценивается эффективность того или иного статусного поло-
жения, его особенностей;

в) ведущим оценивается степень агрессивности чувств у играющих, что необходимо по ходу игры: пока ситуация находится в границах нормы, выражение агрессивных чувств полезно с психологической точки зрения;

г) ведущим анализируется, кто, на ком и каким способом разряжал свою агрессивность в ходе игры.

Игра «Бюрократ»

Цель игры: научиться видеть в выгодном для себя свете некоторые
неприятные обстоятельства жизни.

Незадолго до окончания занятий (минут за 15—20) ведущий объявляет, что пора расходиться, но прежде всем нужно написать заявлейие: «Прошу Вас отпустить меня в связи с окончанием занятия». Затем свои заявления авторы должны подписать у кого-нибудь из участников игры, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. «Начальник» может подписать, а может и отказать.

В первом случае он ставит резолюцию: «Разрешаю», во втором — «Не
разрешаю».

Основные правила игры. Первое: подписывать заявления самим себе не разрешено. Второе: участник, чье заявление подписали, уже не имеет права подписывать другие заявления, и он уходит из помещения. Понятно, что подписать свои заявления удается только половине играющих, остальные не прорвались через тенета бюрократии. Ведущий просит их задержаться и высказать свое мнение по поводу того, что произошло. Да, он понимает, что кто-то будет обижен, раздосадован, что задето чье-то самолюбие... Ведущий должен нейтрализовать негативные эмоции.

Обсуждение: приводится по критериям, кто к кому обратился, кто кому подписал или не подписал. Важно обсудить и то, что случившееся не затрагивает (или затрагивает?) честь, достоинство человека, что в этой ситуации можно найти интересные положительные моменты - какие?

 

Тест «Мои социальные роли»

Цель игры: осознать участниками богатство социальных связей. Участникам предлагается сформулировать и проранжировать по степени актуальности в собственной жизни свои социальные роли. Обсуждение: ведущий поясняет:

а) в целом студенты относятся к той социальной группе, у которой
структура социальных ролей выражена достаточно слабо. Не только молодежь, но и взрослые обычно указывают лишь 7—9 социальных ролей. У студентов, как правило, этот набор, укладывается в классическую триаду: «сын», «товарищ» и «брат». Едва ли надо говорить, что на самом деле у каждого человека десятки социальных ролей, абсолютное большинство которых просто не осознается, и это сказывается негативно на психической жизни субъекта;

б) чем шире, масштабнее социальные связи, тем полнее и психологически здоровее социальная и личная жизнь человека;

в) среди социальных ролей каждого субъекта есть особая группа, которую можно назвать объективно актуальные социальные роли, но которые может не осознавать сам субъект. Если объективно актуальная роль не осознается субъектом, то она провоцирует у него внутренний или внешний конфликт. Для студента объективно актуальными ролямиявляются:

- сын (дочь) при живых родителях;

- брат (сестра) при наличии братьев или сестер;

- студент;

- друг, товарищ, приятель (поскольку живет не на необитаемом острове).

Для других социальных групп набор объективно актуальных социальных ролей будет, естественно, в чем-то иным;

г) осознание своих социальных связей дает возможность человеку управлять ими, а точнее говоря, актуализировать, сообразуясь с реальными обстоятельствами своей жизни.

Игра «Рисуем... общение»

Цель игры: выделить содержательные идеи, касающиеся стереотипов и установок о беседе в различных ролевых позициях. Ведущий просит участников игры разделить лист бумаги на четыре равные части. В первом квадрате каждый рисует начало беседы с начальником, во втором - с подчиненным, в третьем - с равным себе по статусу, в четвертом — начало беседы в оптимальных или идеальных, как это понимает автор рисунка, условиях. Качество рисунка совсем не важно, важно его содержание, т.е. то, что будет нарисовано. После окончания работы все по кругу передают свои рисунки, чтобы познакомить с ними остальных. Обсуждение: анализируется то, что способствует или препятствует установлению контактов в различных ролевых позициях.

Тест «Мои субличностные роли»

Отметьте порядковые номера утверждений, с которыми Вы согласны:

1. Верящий людям 31. Восприимчивый 61. Хвалящий

2. Недоверчивый 32. Суеверный 62. Саркастический

3. Бдительный 33. Проницательный 63. Осторожный

4. Нелогичный 34; Строптивый 64. Озабоченный

5..Спонтанный 35. Независимый 65. Отчаянный

6. Несдержанный 36. Угрюмый 66. Несамостоятельный

7. Разумный 37. Терпеливый 67. Снисходительный

8. Суровый 38. Придирчивый 68. Консервативный

9. Рациональный 39. Трезвомыслящий 69. Экономный

10. Рассеянный 40. Упрямый 70. Бездеятельный

11. Увлеченный 41. Юмористичный 71. Изменчивый

12. Агрессивный 42. Робкий 72. Возбудимый

13. Объединяющий 43. Доброжелательный 73. Порядочный

14. Раздраженный 44. Деспотичный 74. Жесткий

15. Гибкий 45. Реалистичный 75. Умелый

16. Медлительный 46. Бессистемный 76. Поверхностный

17. Комичный 47. Творческий 77. Прямодушный

18. Легко возбудимый 48. Непрогнозируемый 78. Безудержный

19. Искренний \ 49. Надежный 79. Благородный

20. Непреклонный 50. Самоуверенный 80. Самобичующийся

21. Дальновидный 51. Рассудительный 81. Последовательный

22. Нерациональный 52.Нецеленаправленный 82. Неосмотрительный

23. Энергичный 53. Непринужденный 83. Жизнерадостный

24. Эгоистичный 54. Плаксивый 84. Эгоцентриный

25. Внимательный 55. Трудолюбивый 85. Уверенный в себе

26. Ворчливый 56. Строгий в мыслях

27. Понятливый 57. Целеустремленный 86. Приказывающий

28. Внушаемый 58. Нереалистичный 87. Оригинальный

29. Любознательный 59. Забавляющийся 88. Любящий спорить

30. Нерешительный 60. Незрелый 89. С широкими интересами
90. Переменчивый в настроении

 

Обработка теста:

Способствующий развитию родитель:

«Да»: 1 7 13 19 25 31 37 43 49 55 61 67 73 79 85

Консервативный компонент родителя:

«Да»: 2 8 14 20 26 32 38 44 50 56 62 68 74 80 86

Рациональный компонент взрослого:

«Да»: 3 9 15 21 27 33 39 45 51 57 63 69 75 81 87

Иррациональный компонент взрослого;

«Да»: 4 10 16 22 28 34 40 46 52 58 64 70 76 82 88

Позитивный компонент дитя:

«Да»: 5 11 17 23 29 35 41 47 53 59 65 71 77 83 89

Трудный компонент дитя:

«Да»: 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 66 72 78 84 90

 

1 Интепретационная база теста:

Родитель.

Основные функции:

~ дает возможность эффективно дeйcfвовать в качестве реальных родителей;

- осуществляет автоматические реакции и решения;

- уменьшает тревогу;

- сохраняет моральные и этические нормы;
- сохраняет и передает традиции культуры;

- является воспроизведением внешней реальности первых 6-8 лет жизни.

Язык тела у консервативного родителя:

- нахмуренный лоб;

- поджатые губы;

- указующий перст;

- руки на бедрах;

- заламывание рук;

- жесты запрещения;

-жесты отказа.
Лексика:

- «прелесть», «сынок»;

- «безобразие», «отвратительный», «вульгарный»;

- «прекрати раз и навсегда», «ни за что на свете»;

- критические и оценочные суждения.

Стили поведения:

—демократический;

- попустительский;

- директивно-авторитарный;

-дружелюбный;

- защищающий;

- контролирующий; *

- карающий.

Модели поведения при полном преобладании компонента:

- искореняет все, что напоминает детскую радость;

— живет и действует в соответствии с установившимися шаблонами;

— враждебно воспринимает любые изменения.
Способствующий развитию родитель: -

— гибкий;

— благоприятствующий индивидуальному развитию;

— способствующий самоуважению человека;

— гуманистичный в воспитании детей;

— правдивый;

— понимающий;

— духовно близкий.

Консервативный компонент родителя:

— подавляющий;

— косный;

— обесценивающий;

— высококритичный;

— карающий;

— жесткий;

— негибкий;

— ориентирующийся на силу и произвол.
Взрослый.

Основные функции:

— производит объективную обработку информации;

— высчитывает вероятность;

— регулирует деятельность родителя и дитя;

— осуществляет объективное посредничество между родителем и дитем;

— формирует Я-образ;

— является воспроизведением опыта, приобретенного в течение всей жизни.

Язык тела у взрослого:

— глубокомысленная концентрация.
Лексика:

— «конструктивный»;

— «способный»;

— «экономный»;

— «полезно», «вредно»;
-рассуждающая.
Стили поведения:

— не выделяются.

Модели поведения при полном преобладании компонента:

— человек рациональный;

— формальный;

— лишенный этических ценностей и убеждений;

— эмоционально холодный.
Рациональный компонент взрослого:

-адаптивный;

— с хорошо развитым чувством реальности;

— полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее;

— ярко проявляющий направленность к цели;

— демонстрирующий гибкое поведение;
— нацеленный на решение проблемы.

Иррациональный компонент взрослого:

— дефектное чувство реальности;

— ограниченные способности получать и обрабатывать информацию;

— неполноценное мышление;

— дезадаптивное поведение.

Дитя,

Основные функции:

-интуиция;

— порыв;

— радость;

-очарование;

-подражание;

— испуг;

-страх;

— опрометчивые поступки;

— все инстинктивное;

— потребность в защите;

— потребность в ощущении безопасности;

— проявление внутренней реальности первых 6-8 лет жизни.

Язык тела:

— выражение:

* застенчивости;

* хитрости;

* любопытства;

— улыбка;

— смех.

Лексика:

— восклицания;

— клятвы;
— ругательства;

—междометия.
Стили поведения:

— спонтанный;

—естественный;

— приспособленный.

Модели поведения при полном преобладании компонента:

— получает от жизни много радостей;

— лишается всех ресурсов;

— подвергается множеству опасностей;

— не интересуется последствиями своего поведения;

— стремится только развлекаться и играть.
Позитивный компонент дитя:

— преобладающий интерес к жизни;

—радость;

— интуиция;

— поиск удовольствий;
-сговорчивость;
-легкая воспитываемость;

— адаптационность.
Трудный компонентдшяя:

— преобладание импульсивности;

— повышенная эгоцентричность;

— оппозиционность;

— мятежность, бунтарство;
— зависимость;

— пугливость, боязливость;

— дезадаптация.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.