КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая типология членов трудового коллектива 2 страница
Негативные черты: Полная настроенность на отношения и зависимость от них. Мнительность. Пугливость. Замкнутость. Склонность к самобичеванию. Чувство собственной неполноценности. Растерянность в трудных ситуациях. Высокая ранимость. Высокая зависимость от психологического климата. Не организатор. Не лидер. Низкая энергетическая активность. С удовольствием поддается влиянию «сильной» личности. Плаксивость. Высокая стыдливость. Застенчивость. Стеснительность. Медлительность. Высокая тревожность. Уязвимое место: Непереносимость насмешек и подозрений в неблаговидных поступках. Конфликтогенные ситуации: — при несправедливых обвинениях в неблаговидных поступках; — при критике, насмешках; — при открытом соперничестве; — при недоверии, постоянных проверках; — при вынужденном одиночестве. Акцентуация — постоянная и чрезмерная приспособляемость к своему окружению, почти полная зависимость от малой группы,, в которую входит. Позитивные черты: Дружелюбие. Исполнительность. Дисциплинированность. Покладистость. Коммуникабельность. Негативные черты: Несамостоятельность. Безволие. Почти полное отсутствие критичности по отношению к себе и к окружению. Не лидер. Не организатор. Высокая социозависимость. Уязвимое место: Непереносимость крутых перемен, ломки жизненного стереотипа. Конфликтогенные ситуации: — при изгнании из «своей» группы; — когда приходится осваивать новые виды деятельности без — при принятии самостоятельных решений без опоры на мнения — при знакомстве с новыми людьми, когда надо проявить себя, — при прямом противоречии между мнениями двух групп, если Нестабильный Акцентуация — полное непостоянство проявлений. Позитивные черты: Общительность. Открытость. Услужливость. Доброжелательность. Быстрая переключаемость в делах и в общении. Негативные черты: Безволие. Тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям. Болтливость. Хвастовство. Соглашательство. Лицемерие. Трусость. Безответственность. Ненадежность. Полная зависимость от всех и от каждого. Не лидер. Не организатор. Боязнь ответственности. Уязвимое место: Бесконтрольность. Конфликтогенные ситуации: — при жестком подчинении дисциплинарным требованиям, — при ограничении в общении с людьми, которые помогают — когда требуются длительные усилия и концентрация сил на * — когда нужно принять конкретные решения и нести за них ответственность. Астенический Акцентуация - повышенная утомляемость, раздражительность, ипохондрия. Позитивные черты: Аккуратность. Дисциплинированность. Скромность. Покладистость. Исполнительность. Дружелюбие. Способность к раскаянию. Негативные черты: Капризность. Плаксивость. Неуверенность в себе. Вялость. Забывчивость. Робость. Стеснительность. Пугливость. Заниженная самооценка. Уязвимое место: Внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности. Конфликтогенные ситуации: — при внезапном физическом и психическом напряжении; — при открытых конфликтах, когда приходится отстаивать сзою — когда высмеиваются его действия или самочувствие; — когда вынужден активно общаться с большим числом людей; — при быстром переключении в работе или общении; — когда необходимо проявлять определенную силу воли. Акцентуация — крайняя изменчивость настроения (слишком чстсто и слишком резко по ничтожно малым поводам). Позитивные черты: Общительность. Добродушие. Чуткость. Искренность. Отзывчивость (все в периоды приподнятого настроения). Привязанность. Развитая интуиция по отношению к людям. Способность к преданной дружбе. Благодарность. Негативные черты: Раздражительность. Вспыльчивость. Драчливость. Ослабленный самоконтроль. Склонность к конфликтам (все в периоды подавленного настроения). Уязвимое место: Эмоциональное отвержение со стороны значим ых людей. Утрата близких или разлука с теми, к кому привязан. Конфликтогенные ситуации: — при сильной конкуренции; — когда ущемляется чувство собственного достоинства;
— при полной дисгармонии его настроения (когда всем весело, а — при отсутствии успеха, признания, внимания; — при угрозе наказания, страха; — при критике его поведения. Циклоидный Акцентуация — смена двух противоположных состояний — гипертимного и гипотимного, последовательные изменения эмоционального фона. Позитивные черты: Инициативность. Жизнерадостность. Общительность (все в периоды подъема настроения). Негативные черты: Непоследовательность. Неуравновешенность. Безразличие. Вспышки раздражительности. Чрезмерная обидчивость. Придирки к окружающим (все в периоды упадка настроения). Уязвимое место: Эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей и коренная ломка жизненных стереотипов. Конфликтогенные ситуации: - когда случаются неожиданные поручения и просьбы, - при резкой смене прквычных состояний; - когда приходится отступать от сложившихся стереотипов, - при претензиях, притеснениях, неудачах; - при психологических перегрузках, особенно в периоды упадка Психологический практикум УРН wV Игра «Поведение в конфликте» Цели игры: а) сформировать понятие о видах поведения в конфликте; б) показать основные психологические факторы, определяющие в) учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в }\ Ведущии'делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается \\ Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». |1 Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Ч Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, \\ Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен вы- i\ Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проигра- "». Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой ц Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:;| - Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоцио - Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более - Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в - Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений Игра «Переговоры» Цель игры: приобрести опыт поиска совпадающих интересов, умения анализировать интересы различающие. Ведущий предлагает участникам разделиться на три группы, например, учителя — родители — ученики, или преподаватели — студенты —заместитель декана, или родители невесты —родители жениха - друзья молодых и т.п. Каждая из групп получает задание подготовиться к переговорам по вопросу, например, организации выпускного бала, или выезда на сельхозуборочные работы, или ■ проведения свадьбы и т.п. Когда подготовительная работа завершена, ведущий раздает участникам карточки с индивидуальными заданиями, предупреждая, что их нельзя обнародовать до конца игры. Необходимо обеспечить видеозапись. Содержание текстов в карточках: «Твоя задача: прояснить точку зрения говорящего, 1:тобы лучше е:о понять» (2 шт.). «Твоя задача: выделить проблему и возвращать ход обсуждения к н>ей» (2 шт.). «Твоя задача: в любой ситуации стараться захватить инициативу в разговоре» (1 шт.). «Твоя задача: найти общее в точках зрения сторон и показывать это общее всем участникам переговоров» (2 шт.). «Твоя задача: уводить разговор в сторону от обсуждаемой проблемы» (1 шт.). «Твоя задача: фиксировать промежуточные договоренности и предъявлять их сторонам переговоров как общее достижение» (1 шт.). «Твоя задача: подчеркивать общие интересы сторон в переговорах» (I шт.). «Твоя задача: выбрать необычный для тебя стиль общения и придерживаться его» (2 шт.). «Твоя задача: внимательно слушать говорящего и повторять или перефразировать его главную мысль своими слогами так, как она понята тобой» (1 шт.). Обсуждение: просматривая видеозапись, участники анализируют всевозможные формы общения, пытаются выявить «секретные задания», отвечают на вопросы: - Что помогало или, напротив, мешало достигнуть договорен - Какова психологическая удовлетворенность участников ходом - Какие приемы использовали участники переговоров, выполняя •• Игра «Конфликт в транспорте» Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов. В комнате ставят стулья: два — рядом (имитируя парные сиденья в Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы: \1 —Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) {'{. —Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это мес —Какие чувства испытывали играющие? —Чей способ решения проблемы самый успешный? —Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)? ^г Игра «Есть контакт/» Цель игры: приобрести навыки невербального общения в группе. Ведущий просит всех расположиться большим полукругом. Затем он предлагает каждому по очереди выйти в центр и постараться любыми доступными ему средствами, кроме словесных, установить контакт с каждым участником. Обсуждение: анализируются впечатления, возникшие в процессе игры, те средства установления контакта и те признаки, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен. Тест «Наша команда» Каждый член группы получает для работы тест и бланк для заполнения. В бланке под соответствующим номером вопроса проставляются баллы (от 1 до 4), в которых оценивается степень выраженности данной позиции. 1. Наша команда испытывает недостаток в лидерстве. 2. Кажется, что решения по отношению к нам принудительны. 3. Людей не поощряют высказываться откровенно. 4. В трудной ситуации каждый борется за свои интересы. 5. Общение нуждается в улучшении. 6. Решения принимаются на неадеква7ном уровне иерархии. 7. Некоторые менеджеры неискренни сами с собой. 8. Мы редко подвергаем сомнению содержательность или пользу 9. Созданы недостаточные возможности для развития.
10. Мы часто ссоримся с другими подразделениями. 11. Члены команды не общаются друг с другом в достаточной мере. 12. Ясно, что организация ожидает от нашей команды. 13. Принятый порядок редко подвергается сомнению. 14. В действительности никому не ясно, куда мы движемся. 15. Люди не говорят о том, что они в действительности думают. 16. У людей выработалась позиция: «Моя хата с краю». 17. В команде конфликт носит деструктивный характер.
18. Решения основываются на неадекватной информации. 19. Некоторым менеджерам не доверяют. 20. Мы не учимся на своих ошибках. 21. Менеджеры не помогают своим подчиненным учиться. 22. Отношения с другими группами довольно прохладны. 23. Мы хорошо не обдумываем наше положение внутри организа 24. Наша команда «политически» восприимчива.
25. Мы часто обнаруживаем, что нам не достает нужной квали 26. Мы все очень загружены, но кажется, что всюду не успеваем. 27. Спорные вопросы прячутся «под ковер». 28. Было бы лучше, если бы люди с большей охотой признавали свои ошибки. 29. Имеют место недоверие и враждебность. 30. Люди не допускаются к. принятию решений. 31. Мало лояльности команде. 32. Мнения извне не приветствуются. 33. Следовало бы иметь большую ротацию работ. 34. Мы редко работаем эффективно вместе с другими командами. 35. Нам не удалось обеспечить сотрудничество с другими командами или подразделениями. 36. Способность работать в команде — критерий отбора при поступлении в эту организацию. 37. Никто не налаживает необходимых связей с другими группа 38. Мы уделяем гораздо меньше времени планированию будущего. 39. Деликатных вопросов избегают. 40. Бывает, что кому-то «всадили нож в спину». f, 41.В действительности мы не работаем вместе. I 42.Неподходящие люди принимают решения. | 43.Менеджеры профессионально слабы и не готовы бороться и [: 44.Я не получаю достаточно обратной связи. I 45.Развиваются несоответствующие виды умений. I 46.Помощь не придет из других подразделений организации. ' 47.Существует сильное непонимание между нашей командой и 48.В этой организации вознаграждается слаженность работы в 49.Мы не уделяем достаточно внимания взаимоотношениям. 50. Мы не имеем ясного представления о том, что от нас ожи 51. Честность не является характерной чертой нашей команды. 52. Я не чувствую поддержки со стороны моих коллег. 53. Квалификация и информация распределены недостаточно хо 54. Имеются сильные личности, которые идут своим собственным 55. Чувство собственного достоинства не одобряется. 56. Нам следует уделять больше времени обсуждению методов 57. Менеджеры не принимают всерьез индивидуальное развитие. 58. Другие подразделения организации нас не понимают. 59. Нам не удается донести наше сообщение до внешнего мира.; 60.Люди в команде имеют хорошие связи с другими группами в I 61.Часто мы принимаем решения слишком быстро.? 62.Образ действий, при котором ценится личность, имеет мало; 63.Слишком много секретов. ■ 64.Конфликтов избегают. f 65.Разногласия разлагают..; 66. Приверженность к решениям низка. s? 67.Наши менеджеры полагают, что более строгий надзор ушуч- ■' 68. Слишком много запретов в нашей команде. > 69.Очевидно, что в другом подразделении имеются лучшие &оз- - 7О.Мы гратим много энергии на защиту наших границ. 71. Члены команды не понимают, чего от них ожидают. 72. Культура организации поощряет слаженную работу в команде. 73. Мы не уделяем достаточно внимания новым идеям. 74. Приоритеты не ясны. 75. Люди не вовлекаются в достаточной мере в принятие реше 76. Слишком много взаимных обвинений и упреков. 77. Нас не всегда выслушивают. 78. Мы не используем квалификацию, которую имеем. 79. Менеджеры полагают, что люди по своей сути ленивы. 80. Мы тратим много времени на то, чтобы делать, и не уделяем 81. Индивидуальный рост не поощряется. 82. Мы не стараемся понять точку зрения других команд. 83. Нам не удается выслушать наших клиентов. 84. Команда работает в соответствии с целями организации. 4 — безусловно «Да», 2 — скорее «Нет», чем «Да» пожалуй, *Да» 1 — пожалуй, «Нет», 3 — скорее «Да», чем «Нет» безусловно «Нет» Подсчитывается сумма баллов по столбцам Бланк для заполнения ~. ■? 1 * 1 I I I? 19. Т). Л~~ ~~13 14 15 Тб 17 18 19 20 21 22 23 24~~ ~~25 26 27 28 29 "30 Т\ 32 33 34 35 36~~ ~~37 38 "39 40 41 42 43 44 45 46 47 48~ ~И 1° 51 Ш. Ш $4 Ш 56 |7 58 59 60~ ~~61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72~ ~73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84~ XX XX XX XX XX XX XX XX XX XX XX ХХ~ Психологические факторы, измеряемые тестом: 1. Сбалансированные роли 1 13 25 37 49 61 73 2. Ясные стремления и согласованные цели 2 14 26 38 50 62 74 3. Открытость и конфронтация 3 15 27 39 51 63 75 4. Поддержка и доверие 4 16 28 40 52 64 76 5. Сотрудничество и конфликт 5 17 29 41 53 65 77 6. Разумные процедуры 6 18 30 42 54 66 78 7. Соответствующее руководство 7 19 31 43 55 67 79 8. Регулярный обзор 8 20 32 44 56 68 80 9. Индивидуальное развитие 9 21 33 45 57 69 81 10. Разумные внутригрупповые отношения ■ 0 22 34 46 58 70 82 11. Хорошее общение 1 23 35 47 59 71 83 12. Организационная поддержка '2 24 36 48 60 72 84 \ Степень выраженности признака: 7-13 баллов — низкая; 14-21 балл - средняя; 22-28 баллов -
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |