КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассказ юному натуралисту о подвиге Муравья-Подвижника
Человек должен быть любым? Психологическая литература, в том числе и мои книги, выполняет в большой мере функцию поэтическую — их читают, погружаясь в красоту смыслов, возносясь душой и не тяготясь необходимостью как-то всерьез приложить их к жизни. Читатель открывает красивую желтую книгу психолога Козлова и в умной главе про личностное самосовершенствование под заголовком "Что мне делать с самим собой" среди других возвышенных размышлений встречает: Человек должен быть любым! И кивает головой: Да! · То есть — красиво сказано! Действительно, а почему бы и нет? Красивую фразу "Человек должен быть любым" читают именно как красивую фразу, не пытаясь прочувствовать, что за монстр такой получится при ее практической реализации. Насколько я знаю, столь же сочувственно читатель воспринимает и пассажи из книги зеленой[35], где автор пишет о Характере и Принципах так: "Характер же мне более всего напоминает палку, которую вставляют в тряпичную куклу, чтобы она держала хоть какую-то форму. Оно, конечно, разумно, только чем больше человека крепит его Характер, тем меньше у человека оказывается свободы маневра. · Ну что вы хотите, ведь у меня такой характер! Я всегда уступаю! · А что я могу, у меня характер такой: когда на меня прут, я отвечаю тем же! Надеюсь, что у меня Характера почти уже нет. Я всегда мечтал быть бесхарактерным: то есть любым, таким, каким надо. Принципы — это такой же личностный каркас, как и Характер, только вставляют его не в душу и не в тело, а в мозги. Со своими Принципами люди часто зажимают себя в щели и тогда пищат, а если задавили или зажали своими Твердыми Принципами кого-то, то пищат те. · Что поделаешь, тут Дело Принципа. Надеюсь, что у меня в душе нет ничего твердого: свои Принципы я размыл. Вместо них у меня есть Направление жизни, а это — как поток. Река иногда может даже поворачивать вспять, река может растекаться ручейками, река может даже воспарять и исчезать из виду — с тем, чтобы потом обрушиться потоком туда, куда она и стремилась... Подобие Взрослого и Взрослый отличаются Стержнем: у одного это — закостенелость, у другого — энергия направленного роста". · Конец цитаты. Так вот. Я предлагаю не останавливаться на красивых фразах и пойти к той реальности, которая за ними стоит. Предчувствуете, какое славное путешествие нам предстоит? Начнем, пожалуй, со свободных принципов. А после них — нас встретит свободная личность. · Ужас-то какой! Когда я был студентом-психологом и жадно учился умному, для дополнительной нагрузки мозгов мы с друзьями соорудили свой собственный философский кружок и, обсуждая, например, лекции Мираба Константиновича Мамардашвили толкали друг другу все свои самые разные идеи. А чтобы идеи звучали более солидно, мы быстро привыкли сочинять разные сказки, притчи и метафоры на случай, но, как правило, у нас хватало чувства юмора не забывать, что это только наши сказки, а не то, что в жизни есть на самом деле. Если же кто из нас это забывал и мифологию превращал в онтологию, начиная относиться к образам наших философских сказок всерьез, воспринимая их натурально, мы присваивали ему звание "юный натуралист" и торжественно преподносили этот журнал для старших школьников. К сожалению, такой практики не было у большинства моих читателей, вследствие чего они на меня постоянно сердятся. Педагоги, прочитавшие начало "Сказки о смысле жизни и ее цене", обязательно спотыкаются на "Смысл жизни ищут только дураки и невротики". Они мне громко пеняют: "Как это, что это, почему это проповедуется жизнь без смысла?!" Те же, кто сбегает с уроков этих серьезных педагогов, кисло морщатся, когда в конце моих сказок об их бессмысленной жизни они читают мое обращение к ним "Уважаемые бездельники!" и отворачиваются от предложений превратить свою жизнь хоть во что-то осмысленное. А самое главное, в тексте книги оказывается очевидное противоречие, что, естественно, недопустимо и понуждает требовательного читателя ставить вопрос ребром: "Уважаемый автор, вы нам все-таки скажите, вот есть в жизни смысл или вот его в жизни совсем нету? Ответьте прямо: он там лежит или совершенно не обнаруживается?" Уважаемые юные натуралисты, как бы вам это объяснить... В моей жизни не всегда все складывается гладко. Иногда бывают трудности, иногда обломы, а иногда и очень крупные. Так вот, когда у меня что-то не выходит, что-то трещит и рушится, я обычно не переживаю и не дергаюсь, а мягко улыбаюсь сам себе и спрашиваю: "Родной, а что, ты всерьез находишь в своей деятельности настоящий смысл? Ты надеешься в этой жизни что-то существенное изменить?" Я вспоминаю сказку о Муравье... О каком таком муравье? О самом лучшем на свете муравье. Представьте, что в большом лесу, в одном из муравейников родился гениальный Муравей-Подвижник. Сильный духом и членами, он научился перетаскивать большие палочки вдвое быстрее и приобрел огромный авторитет, а, став Президентом Муравейника, просчитал все маршруты передвижения и еще более повысил производительность труда каждого трудового муравья. Вся его жизнь длиной в целое лето была одним сплошным подвигом. · К сожалению, потом его сожрал богомол. Ну и как вы оцениваете, если бы не это трагическое событие, каким был бы результат самоотверженной жизни Муравья-Подвижника в масштабе окружающего его векового леса? Дуют ветра, шелестят и опадают листья дубов, лес живет своей жизнью, не замечая ни подвиг Муравья-Подвижника, ни его смерти. И я не уверен, что я чем-то больше этого славного муравья... В какой бы подвиг я не превратил свою жизнь, максимальный смысл ее в самом лучшем раскладе будет... ну, невелик. Любая человеческая жизнь по большему счету — бессмысленна, и это классно: когда у тебя что-то не выходит, вспомни о муравьином подвиге и расслабься: нет лучшего средства успокоения, нет лучшей психотерапевтической метафоры. – Вы не хотите поучаствовать в проекте изменения всего мира? – Извините, я сейчас как раз умираю. Карл Витакер, перед смертью Все верно, но задача успокоиться и оправдать свои неудачи — разве единственная и главная в жизни? Жизнь не всегда есть череда обломов, и, если ты не дурак и не лентяй, если ты еще молод и силен, ты можешь сделать вокруг себя много красивых и добрых вещей. Значит — вперед! · Тем более, что любая твоя работа есть всегда работа и на себя тоже. Вот сегодня, когда я, высунув язык, бегал вокруг пруда, рядом со мной то же самое, только с большим энтузиазмом и громким лаем, делала собака. Хозяин бросал ей палку в разные стороны, а она за ней гоняла туда и обратно, пыхтя и очень довольная. Какой смысл в ее беготне? Собака должна бегать — это условие ее животной бодрости. А человек, чтобы жить долго и бодро, должен работать. · Не отрабатывать, а работать, делая то, что по-настоящему нужно людям и жизни. Без дела человек портится, киснет и ржавеет, и терапия большим и добрым делом есть самая эффективная психотерапевтическая процедура. Работать вам заповедано все равно, но если уж делать — то делать по большому. · Гм. Сказано: Устаёшь А.Деркач Лучшее, что ты можешь сделать в жизни, это сделать что-нибудь для жизни. Да? Наверное, да. Но в результате у нас уже две картинки, две сказки про смыслы нашей жизни и деятельности, и обе сказки-картинки — ярки и убедительны. Так в какую же верить? Какая из них — правда?
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |