Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с. 1 страница




Модели памяти СП ТС

Организация работы с моделями памяти в СП ТС имеет ряд отличий от СП MSC.

В дополнение к описанным выше моделям СП ТС имеет еще одну — tiny (минимальную). В этой модели вся программа — код, данные, стек, динамическая память — размещается в одном сегменте. Таким образом, размер программы ограничен 64 Кбайтами. Все указатели в этой модели имеют тип near. Программы модели памяти tiny могут быть преобразованы в формат выполняемых файлов СОМ операционной системы MSDOS.

В компактной и большой моделях статические данные занимают не несколько сегментов, а один. В этом сегменте также размещается стек. По умолчанию для данных используются указатели типа far, однако для статических данных лучше применять указатели типа near. В компактной, большой и максимальной моделях стек занимает отдельный сегмент.

Только в максимальной модели памяти СП ТС позволяет статическим данным занимать более одного сегмента, т. е. более 64 Кбайтов. Однако в одном исходном файле может быть не более 64 Кбайтов статических данных. Вследствие этого недопустимы массивы, превышающие по размеру 64 Кбайта.

Указатели типа huge в СП ТС всегда хранятся в нормализованном виде, так что значение смещения никогда не превышает 15. Нормализация требует дополнительных временных затрат при работе с указателями тип huge, но зато позволяет применять к ним операции отношения (с ненормализованными 32-битовыми указателями операции отношения работают некорректно).

Допустимо применение модификатора huge к функциям и указателям на функции.

Имеется также четыре специальных указателя типа near с именами _cs, _ds, _ss, _es. Это 16-битовые указатели, ассоциированные с сегментными регистрами микропроцессора, содержащими адреса сегментов кода, данных, стека и динамической памяти, соответственно. Например, указатель р, объявленный следующим образом

char _ss *р;

будет содержать 16-битовое значение, хранящееся в сегменте стека.

Объявления с модификаторами near, far, huge отличаются тем, что нельзя модифицировать тип адреса самого указателя. Модификатор в объявлении указателя может стоять только перед звездочкой, тем самым объявляя указатель на модифицируемый тип. А объявление

int * far р;

допустимое в СП MSC, считается ошибкой в СП ТС.

 

 

Рецензенты:

д-р философских наук, проф. П.В. Алексеев

д-р философских наук, проф. Л.Е. Серебряков

 

 

Автор учебника А.Г. Спиркин - член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80-е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания; социальная философия, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.

 

 

Учебное издание

Спиркин Александр Георгиевич

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Вводное слово

§ 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания

§ 2. Философия и мировоззрение

 

Раздел первый

История философии

 

Глава 1. Античная философия

§ 1. От мифа к Логосу

§ 2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен

§ 3. О семи мудрецах

§ 4. Пифагор и его школа

§ 5. Гераклит Эфесский

§ 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон

§ 7. Эмпедокл

§ 8. Анаксагор

§ 9. Атомизм Левкиппа-Демокрита

§ 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик

§ 11. Сократ

§ 12. Платон

§ 13. Аристотель

 

Философия раннего эллинизма

§ 14. Киники и скептики

§ 15. Эпикур и эпикурейцы

§ 16. Стоицизм

§ 17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники

 

Глава 2. Философия средневековья

§ 1" Блаженный Августин

§ 2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия

§ 3. П. Абеляр

§ 4. Фома Аквинский

§ 5. Р. Бэкон

§ 6. Д. Скот

§ 7. У. Оккам

§ 8. Об универсалиях

 

Глава 3. Философия эпохи Возрождения

§ 1. М. Монтень

§ 2. Пико делла Мирандола

§ 3. Николай Кузанский

§ 4. Я. Бёме

§ 5. Дж. Бруно

 

Глава 4. Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий

§ 1. Ф. Бэкон

§ 2. Т. Гоббс

§ 3. Р. Декарт

§ 4. Б. Паскаль

§ 5. Б. Спиноза

§ 6. Дж. Локк

§ 7. Г. Лейбниц

§ 8. Дж. Беркли

§ 9. Д. Юм

 

Глава 5. Философия французского Просвещения

§ 1. Вольтер

§ 2. Ж.Ж. Руссо

§ 3. Д. Дидро

§ 4. П. Гольбах

 

Глава 6. Немецкая классическая философия

§ 1. И. Кант

§ 2. И.Г. Фихте

§ 3. Ф. Шеллинг

§ 4. Г. Гегель

§ 5. Л. Фейербах

 

Глава 7. Западная философия конца XIX-XX веков

§ 1. А. Шопенгауэр

§ 2. С. Кьеркегор

§ 3. Ф. Ницше

§ 4. А. Бергсон

§ 5. Ч. Пирс

§ 6. У. Джемс

§ 7. Дж. Дьюи

§ 8. Э. Гуссерль

§ 9. Представители герменевтики

§ 10. М. Шелер

§ 11. П. Тейяр де Шарден

§ 12. М. Хайдеггер

§ 13. К. Ясперс

§ 14. Ж.П. Сартр

§ 15. Позитивизм О. Конта

§ 16. Неопозитивисты

§ 17. Б. Рассел

§ 18. Л. Витгенштейн

§ 19. К. Леви-Строс

§ 20. К. Поппер

 

Глава 8. Русская философия

§ 1. М.В. Ломоносов

§ 2. А.Н. Радищев

§ 3. П.Я. Чаадаев

§ 4. Славянофилы

§ 5. Западники

§ 6. Л.Н. Толстой

§ 7. Ф.М. Достоевский

§ 8. Н.Ф. Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов

§ 9. B.C. Соловьев

§ 10. О философии XX века

 

 

Раздел второй

Основы общей философии

 

Глава 9. Учение о бытии

§ 1. Бытие как всеохватывающая реальность

§ 2. Историческое осознание категории бытия

§ 3. Объективное бытие и Я-бытие

§ 4. О метафизике

§ 5. Иерархия типов реальности

§ 6. Бытие как проблема

§ 7. Материя

§ 8. Движение

§ 9. Пространство и время

§ 10. Основные категории философии

 

Глава 10. Человек и его бытие в мире

§ 1. Общее понятие о человеке

§2.О многомерности человека

§ 3. Человек и человечество

§ 4. Личность и Я

§ 5. Идея личностной уникальности

 

 

Глава 11. Душа, сознание и разум

§ 1. Общее представление о душе

§ 2. Душа и тело

§ 3. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального

§ 4. Что такое сознание

§ 5. Сознание, самосознание и рефлексия

§ 6. Сознание и сфера бессознательного

§ 7. О психике животных

§ 8. О рассудке и разуме, уме и мудрости

§ 9. Сознание, язык, общение

 

Глава 12. Теория познания

§ 1. Сущность и смысл познания

§ 2. Проблема познаваемости мира и философский скептицизм

§ 3. Виды познания

§ 4. Соотношение знания и веры

§ 5. Субъект и объект познания

§ 6. Познание, практика, опыт

§ 7. Идеальные побудительные силы познания

§ 8. Что есть истина

§ 9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание

§ 10. Мышление: его сущность и основные формы

§ 11. Методы и приемы исследования

§ 12. Об открытии и изобретении

§ 13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества

§ 14. Доказательство и опровержение

 

 

Раздел третий

Основы социальной философии и философии истории

 

Глава 13. История социальной философии и историософии

§ 1. Зарождение социально-исторического сознания

§ 2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения

§ 3. Социальная и историософская мысль Нового и Новейшего времени

 

Глава 14. Закономерное, случайное и стихийное в истории

§ 1. Идея общественно-исторической закономерности

§ 2. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе

§ 3. Стихийное и сознательное в истории

 

Глава 15. Общество и человечество, нация и семья

§ 1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа

§ 2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система

§ 3. Сущность нации

§ 4. Любовь, брак, семья

§ 5. Вопросы демографии

 

Глава 16. Экономическая философия

§ 1. Философско-экономический образ мышления

§ 2. Философия и психология труда

§ 3. Философия техники

§ 4. Человек, общество и природа: проблемы экологии

§ 5. Собственность и самоутверждение личности

§ 6. Сущность и составляющие социально-экономического управления

§ 7. "Невидимая рука и зоркий глаз" государства

§ 8. Нравственно-психологические устои экономики

 

Глава 17. Политическая философия

§ 1. Идея права: право власти и власть права

§2. Социальная справедливость как правовая ценность

§ 3. Сущность государства

§ 4. Политическая власть

§ 5. Политика и нравственность

§ 6. Идея разделения властей и институты власти

§ 7. Политический строй либерально-демократического общества

§ 8. Либеральная демократия, права человека и достоинство личности

§ 9. Недемократические политические режимы

§ 10. Тоталитарное разложение души

 

Глава 18. Духовная жизнь общества

§ 1. Общественное сознание: сущность, уровни, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества

§ 2. Политическое сознание

§ 3. Правосознание и его культура, правовое послушание

§ 4. Нравственное сознание

§ 5. Философия религии

§ 6. Эстетическое сознание и философия искусства

§ 7. Научное сознание и мир науки

§ 8. Философия культуры

 

Глава 19. О роли народных масс и личности в истории

§ 1. Народ как основная практически созидающая сила истории

§ 2. Толпа и ее психология

§3.0 роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя

 

Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса... 718

§1. О смысле истории

§ 2. Об историческом прогрессе

 

Именной указатель

 

 

Вводное слово

 

§ 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания

 

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.

 

Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы "растопыренные" пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.

 

Можно сказать, что философия - это все единосущее, "схваченное в мыслях"; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это Теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью [1]. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово "философия" восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

 

1 Дж. Леббок в своей книге "Начало цивилизации" пишет о любознательности туземца, который рассказывал о себе: "Я пошел однажды пасти свой скот. Погода была пасмурная. Я сел на скалу и стал задавать себе грустные вопросы; да, грустные, потому что я не в силах был ответить на них. Кто касался звезд своими руками? На каких столбах они держатся? Я спрашивал себя также: воды никогда не устают, у них нет другого дела, как течь не переставая от утра до ночи и от ночи до утра; но где же они останавливаются и кто заставляет их течь таким образом? И облака тоже приходят и уходят и изливаются водою на землю. Откуда они приходят? Кто посылает их? Конечно, не колдуны посылают нам дождь; как могут они сделать это? И почему я никогда не вижу своими глазами, как они поднимаются на небо, чтобы добыть его? Я не могу видеть и ветра, но что же он такое? Кто несет его, заставляет его дуть, реветь и пугать нас? Разве я знаю также, как растет хлеб? Вчера у меня в поле не было ни былинки; сегодня я пришел туда и нашел их уже несколько. Кто мог дать земле мудрость и силу, чтобы произвести это? И я закрыл лицо руками" (с. 309-310), - видимо, от жажды знания и невозможности ее удовлетворить.

 

 

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать, как это, по сути дела, предлагают позитивизм [1] и разных оттенков агностицизм, в том числе и неокантианство [2], особенно позитивистского толка. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

 

1 Позитивизм (от лат. positivous - положительный) - направление в философии, исходящее из того, что только положительные, конкретные науки могут дать настоящее знание, тем самым умаляется специфика собственно философского знания или это знание уподобляется конкретно-научному, позитивному.

2 Неокантианство - философское течение, развившее отдельные принципы учения Иммануила Канта.

 

 

Каждая наука - это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков [3]. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот "интеграл", строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

 

3 Исследователь, пытающийся рассмотреть явление лишь через призму какой-либо одной науки, уподобляется слепцам из мудрой древнеиндийской притчи. "Однажды три слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предложили: одному пощупать хобот, другому - ногу, а третьему - хвост. "Ну как, теперь вы знаете, что такое слон?" - спросили их. "О, да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое, как змея", - ответил первый слепой. "Это что-то большое, как колонна", - отозвался второй, ощупывая ногу слона. "Это что-то тонкое и длинное, как веревка", - сказал третий". В этой притче есть тонкий намек на то, что знающий нечто лишь частично остается в неведении сути того, что дается обобщающей силой мысли, ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание основных достижений конкретных наук, определенных областей культуры.

 

 

"Ее задача - не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство" [1].

 

1 Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 422.

 

 

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

 

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии - таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

 

О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров. Мы не собираемся углубляться в дебри этих споров, а очень кратко выразим свою позицию. Философия - это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже говорилось, у философии предмет иной - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.

 

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только на эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением.

 

В заключение можно отметить, что философия существует и развивается не только, если можно так выразиться, в академической, университетской форме, в виде специально философских сочинений, но и в совсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань искусства выражают порой гениальные собственно философские воззрения.

 

§ 2. Философия и мировоззрение

 

Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень - обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

 

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга.

 

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу - разуму, воле. Автор этой книги исходит из того, что материальное и духовное - это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например говорят: "философское мировоззрение", "политическое мировоззрение" или "художественное мировоззрение", или даже в еще более узком понимании - "врачебное мировоззрение", "физическое мировоззрение" и т.п.

 

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие "мировоззрение" шире понятия "философия". Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

 

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве - ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

 

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия - это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

 

О ценностных ориентациях. Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям. Определить действительный стержень ценностных ориентаций в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину - значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет и не было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархически выстроенными ценностными ориентациями.

 

Всякий предмет, любое событие, вообще все имеет объективную ценность или, если хотите, смысл, значимость, положительную или отрицательную ценность. При этом ценности неравнозначны: они имеют и объективно для нас разную меру значимости. Мы оцениваем вещи, события с чисто эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской, прагматической точек зрения. Тут можно говорить, например, о том, что вещи, как и люди, могут быть просто приятны. Иной уровень оценки того, что мы воспринимаем как возвышенное, сокровенное, священное.

 

Наша душа обладает и врожденными, и воспитанными свойствами, способностью побуждаться к действию по поводу той или иной ценности, что выражается в соответствующем переживании. Каждый человек обладает уникальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к искусству, религии, к выбору философских пристрастий и прежде всего нравственных ориентаций. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т.е. те высшие и последние ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.

 

Отметим, что истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой случайными поступками, а преобладающими интересами и ценностными интересами. Жизнь общества в немалой степени зависит от господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всей иерархии ценностей.

 

О вере. Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной "теплым дыханием чувств", - один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий.

 

Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Наш разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой своей повелительности требует от человека веры: разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры - это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее "ясновидение", в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Да и никто и не живет - ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист. При этом нельзя противопоставлять разум и веру или веру и знание как нечто "несовместное". Старинная мудрость гласит: "Не только как, но и во что мы верим, выражает сущность духовного мира человека". Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.