Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 11 страница




10.2. Технология обработки учетных данных и ее этапы
Компьютерные информационные технологии в бухгалтерском учете. Технология электронной обработки задач – это совокупность строго регламентированных человеко-машинных операций, выполняемых в определенной последовательности, начиная от момента создания первичного бухгалтерского документа и заканчивая составлением сводной финансовой отчетности. Современный этап характеризуется созданием новой компьютерной информационной технологии на базе децентрализованной обработки бухгалтерских задач. Рассмотрим ее отличительные моменты: Ø Применение компьютеров, установленных на рабочем месте пользователя, решение задач выполняется бухгалтером непосредственно на его рабочем месте. Ø Формирование локальных и многоуровневых вычислительных сетей, обеспечивающих интегрированную обработку экономических задач различных подразделений предприятия (организации, фирмы). Ø Существенное увеличение состава бухгалтерских расчетов, выполняемых вычислительной техникой. Ø Создание единой распределенной базы данных предприятия для различных подразделений. Ø Возможность формирования машиной первичных бухгалтерских документов, что обеспечивает переход к безбумажной технологии и сокращает трудоемкость операций по сбору и регистрации документов. Ø Интеграция решения комплексов бухгалтерских задач. Ø Возможность организации информационно-справочного обслуживания бухгалтера путем осуществления диалогового режима. Новая интегрированная технология – сложный информационно-технологический и программный комплекс, проектируемый в тесной взаимосвязи. Технологический процесс разрабатывается в ходе составления рабочего проекта. Все операции технологического процесса выполняются на ПЭВМ последовательно на одном рабочем месте и в соответствии со структурой. Основой обработки учетных задач являются различные виды информационных массивов. Первый вид связан с процессами сбора и регистрации первичных документов. При использовании ПЭВМ появляется возможность формировать эти документы машиной, что автоматизирует процесс их создания. Однако не исключена возможность поступления на ПЭВМ и первичных документов, заполненных ручным способом. Второй вид информационного обеспечения – файлы переменной и условно-постоянной информации на машинных носителях и в памяти ПЭВМ (база данных). Файлы переменной информации формируются на основании данных первичных документов и используются однократно при решении задачи за определенный период (например массивы рабочих нарядов, приходных ордеров, расходных кассовых ордеров, накладных и др.). Файлы условно-постоянной информации создаются однократно при внедрении проекта, используются многократно и периодически корректируются. К ним относятся массивы различных нормативов, справочные данные, инвентарные карточки учета основных средств, персональные карточки работающих и др. В условиях децентрализованной обработки, когда все операции технологического процесса выполняются бухгалтером на его рабочем месте, несколько меняется содержание традиционно сложившихся этапов технологического процесса. Выполнение всех операций определяет меню программы, которое высвечивается на экране сразу же после загрузки программы. Меню представляет собой перечень блоков (модулей) программы, где каждый модуль выполняет определенные функции технологического процесса, начиная от ввода первичных документов и заканчивая составлением сводных отчетов. В технологическом процессе, выполняемом на ПЭВМ, можно выделить следующие этапы: подготовительный, начальный и основной. Подготовительный этап связан с подготовкой программы и информационной базы к работе. Особенное значение этот этап приобретает в начальный период при внедрении задачи. Бухгалтер заносит в машину справочные данные предприятия, корректирует план бухгалтерских счетов и состав типовых проводок. Заполняются и корректируются различные справочники: подразделений, предприятий, материалов, поставщиков, покупателей и т.д. При внедрении проекта один раз вручную вводятся остатки по балансовым счетам; далее они получаются автоматически. Здесь же предусмотрено выполнение операций по установлению расчетного периода. Для выполнения этих операций используются блоки меню программы «Картотеки, справочники» и «Разное». Начальный этап связан с операциями сбора и регистрацией первичных документов. Как уже отмечалось, возможно формирование документов вручную или автоматически. В данном примере автоматическое формирование происходит путем обращения к блоку меню «Документы». В результате формируются документы по приходу и расходу материалов на склад. Ввод данных первичных документов в машину происходит периодически, по мере поступления данных. Программа ввода документов предусматривает выполнение следующих функций: Ø составление регистра введенных документов с присвоением уникального их номера, даты выписки и др.; Ø автоматический ввод в документ справочных и условно-пос­тоянных признаков (поставщики, цена и др.); Ø преобразование введенной цифровой информации в алфавитную; Ø автоматическое выполнение проводок в журнале хозяйственных операций; Ø удаление неверных документов; Ø контроль и корректировка неверной информации; Ø печать первичного документа; Ø дублирование документов. Начальный этап заканчивается размещением данных документов в базовые массивы. Основной этап является завершающим этапом работы с программой и связан с получением различных отчетных форм. В нашем примере для его выполнения используется модуль меню «Отчеты», позволяющий получить такие документы, как «Ведомость остатков товарно-материальных ценностей», «Оборотная ведомость» и др. В ходе выполнения основного этапа машиной обеспечивается получение из базы данных различных комбинированных (рабочих) массивов, используемых для составления отчетов. Каждый рабочий массив подлежит сортировке по какому-либо ключевому слову (например номенклатурному номеру материала) и подсчету в нем итоговых данных. В результате формируется отчетная сводка, которая затем выдается «На печать». Возможно также выполнение таких операций, как архивация данных на машинные носители и формирование информации для передачи на другие АРМ. Для современного этапа развития компьютерной обработки характерна интеграция задач бухгалтерского учета, предусмотренная операциями технологического процесса. Суть его в том, что, обрабатывая каждый участок бухгалтерского учета на отдельном АРМ, формируется информация, которая впоследствии объединяется и используется головным модулем программы для получения сводной бухгалтерской отчетности (режим «перенос проводок»).
10.3. Российский рынок финансово-экономических программ
Присутствующее сегодня на рынке финансово-экономичес­кое прикладное ПО весьма разнообразно и неоднородно, что является результатом воздействия на его развитие трех доминирующих факторов: постоянно растущих требований потребителей; конъюнктурного мировоззрения подавляющего числа разработчиков; неустойчивости нормативно-правовой базы. На сегодняшний день единой, общепринятой классифика­ции финансово-экономических программ не существует. Тем не менее, развитие и применение компьютерных систем сейчас таково, что необходима комплексная, всеобъемлющая классификация, отвечающая требованиям системного анализа. Она помогла бы непрофессиональному пользователю правильно ориентироваться не только в выборе того или иного програм­много продукта (ПП), но и в его эксплуатации. Для этого про­граммные продукты необходимо классифицировать по не­скольким признакам, в том числе таким, которые характери­зовали бы его генезис (происхождение). Последнее существенно влияет на аспекты эксплуатации ПП, его возможность адаптироваться к структуре того или иного конкретного предприятия, к меняющемуся законодательству и т.п. В этой связи подходы к классификации могут быть сгруппированы следующим образом: 1. Программы предназначены и создаются для работы в различных операционных средах (оболочках). 2. По степени автоматизации программы можно разбить на: узкоспециализированные, специализированные, универсальные (комплексные системы). 3. Программы предназначены и создаются для работы в различных организациях. При этом можно выделить бюджетные организации и коммерческие. 4. Все бухгалтерские пакеты можно разделить на следующие категории: работающие в автономном режиме; работающие в сетевом режиме. Это необходимо в связи с тем, что очень часто возникает потребность организовать раздельный бухгалтерский учет на нескольких компьютерах (рабочих местах) с последующим слиянием данных для подведения итогов. Как правило, разделение работ между рабочими местами осуществляется по участкам учета. 5. Размер организации, специфика бухгалтерского учета на том или ином предприятии также накладывают свой отпечаток при создании АРМ. В этом отношении все бухгалтерские программы могут быть разделены на следующие категории: для малых, средних и крупных предприятий. 6. Наличие макроязыка и степень его развития в целях адаптации программного продукта к изменяющимся условиям функционирования производства и законодательной базы. 7. Наличие сервисных возможностей адаптации программ к изменяющемуся законодательству, структуре производства и т.п.: отсутствуют, недостаточно развитые, хорошо развитые, позволяющие делать изменения, настройку самим пользователем, не изменяя при этом программ.
10.4. Классификация бухгалтерских финансово-экономических программ и систем
Не претендуя на создание классификации, сгруппируем наиболее известные программные продукты, предлагаемые на российском рынке различными фирмами-разработчиками. Мини-бухгалтерия. К классу «мини-бухгалтерия» относятся программы, предназначенные главным образом для бухгалтерий с малой численностью (1–3 человека), без явной специализации сотрудников по конкретным разделам учета. Эти программы ориентированы, как правило, на малый бизнес. Они реализуют функции ведения синтетического и стоимостного аналитического учета, позволяют вводить и обрабатывать бухгалтерские записи, оформлять небольшой набор первичных документов и формировать отчетность. На малых предприятиях основной объем работ приходится на финансовый учет, а на ведение управленческого учета затрачивается гораздо меньше времени. Это связано с упрощением алгоритмов решаемых задач по управленческому учету. Среди этой группы программ наибольшее распространение получили такие программные продукты, как «Финансы без проблем» (Хакерс-Дизайн, Мариуполь), «Мини-бухгалтерия» (фирма «1С», Москва), «Бухгалтерия малого предприятия» (фирма «Фор», Москва) и др. Интегрированная бухгалтерская система (ИБС). К данному классу относятся программы, объединяющие и поддерживающие ведение всех основных учетных функций и разделов. Реализованные в рамках единой программы, эти системы ориентированы в основном на малый и средний бизнес и предназначены для бухгалтерий численностью 2–5 человек. ИБС служат для работы, в основном, на одном компьютере, хотя возможны варианты их использования и на нескольких компьютерах (например выделяют ПК для расчета зарплаты и др.), а также в локальной сети. При этом на каждом ПК отображается, как правило, целиком вся система. Среди этой группы наиболее распространены программные продукты фирм «Парус», «Инфософт», «Инотек», «Модуль Пи» (Минск). Бухгалтерский конструктор. Это бухгалтерская система с расширенными инструментальными возможностями. Реализованные в таких системах бухгалтерские «навыки» (для типовых продаж) ограничиваются обычно не слишком большими возможностями. Выполнение таких операций, как расчет износа основных средств, оценка запасов товарно-материальных ценностей, расчет заработной платы, калькуляция себестоимости, переоценка валютных счетов, распределение прибыли, движение и взаимодействие первичных документов в крупной бухгалтерии между различными участками учета, «конструкторы», как правило, без соответствующих настроек не могут осуществить. Однако при овладении специальным языком можно самостоятельно научить программу выполнять любые расчеты, выдавать ведомости, отчеты и пр. Принципиально невозможно заложить в одну программу специфику учета тысяч бухгалтерий. Поэтому такие системы стали производить по типу универсальных заготовок, из которых с помощью настроек можно сделать программу, подходящую для любой фирмы. Эти универсальные системы более устойчивы, свободны от ошибок, не связаны с конкретной спецификой той или иной фирмы. Программы менее уязвимы для быстроменяющегося законодательства. Главной особенностью программных систем (ПС) класса «бухгалтерский конструктор» является модульная и гибкая архитектура. Наряду с основными бухгалтерскими функциями в них имеются специальный встроенный процедурный язык и средстванастройки, предполагающие широкие возможности адаптации самого пользователя либо дилера разработчика к конкретным условиям учета и дополнительным требованиям. В противоположность этому виду ПС большинство других бухгалтерских систем используют, как правило, «защитные» алгоритмы настройки специальных учетных методик и расчетов, не доступные пользователям для изменений, например алгоритмы расчета износа ОС, оценки запасов ТМЦ, расчета курсовых разниц и т.д. Элементы «инструментальности» в той или иной степени могут присутствовать в разработке любого класса, но в интегрированных системах программы-конструкторы встречаются чаще. В этом классе наиболее известны фирмы «1C», «Информатик», «Аквилон» (СПб), «Порт» (Обнинск). Бухгалтерский комплекс. Это самая старая форма существо­вания бухгалтерских программ. Практика создания отдельных программ под каждый раздел учета с возможностью последу­ющего агрегирования данных сложилась исторически еще до появления нынешнего поколения программ и компьютеров. Для средних и крупных предприятий такая форма бухгалтерских программ остается рациональной до сих пор. Развитие технологии здесь идет в направлении более глубокой интеграции отдельных участков учета, создания новых управленческих, торговых и аналитических модулей комплекса. Класс «бухгалтерский комплекс» (бухгалтерский комплекс АРМ соответствующих основных разделов, участков бухгалтерского учета) может иметь средства обмена данными между отдельными АРМ через гибкие магнитные диски или по локальным вычислительным сетям и объединения информации для сведения баланса, получения синтетических выходных форм и построения отчетности. Он поддерживает аналитический учет в натуральном и стоимостном выражениях и аналитический учет с развернутым отражением остатков; дает возможность одновременной работы нескольких пользователей с АРМ; может иметь элементы управления, анализа, сбыта, производственного учета и т.п. Здесь речь уже идет не об одной программе, а о комплексе программ, реализующих функции как отдельных разделов учета, достаточно полно и глубоко отражающих как их специфику, так и бухгалтерского учета в целом. Эти программные средства ориентированы на персонал различной бухгалтерской и компьютерной квалификации при численности бухгалтерии более 5 человек и наличии явного разделения функций между работниками. Эти комплексы программ предназначены в основном для среднего, а некоторые для крупного бизнеса или, например, бюджетной сферы. В этом классе известны фирмы «Интеллект-Сервис», «Авэр», «Аргос», «Инфософт», «Комтех+». Бухгалтерия-Офис. Это система автоматизации управления предприятием. Подобные разработки построены не столько «под бухгалтера», сколько «под управляющего». Бухгалтерская составляющая (при всей ее значимости) здесь перестает быть главенствующей. Важной становится взаимосвязь всех составных частей системы, возможность эффективного управления предприятием и получения прибыли. Этот новый класс систем только зарождается. Многие западные разработки в полном составе (а не в ограниченном наборе, что продаются в России) относятся к этому классу. Для подобных систем можно прогнозировать в ближайшие годы опережение спроса над предложением. Здесь в качестве компонентов системы присутствуют: функционально полная подсистема бухгалтерского учета, под­системы управления, делопроизводства и планирования, эле­менты анализа и поддержки принятия решения и т.д. Бухгалтерская составляющая в такой системе не является главенствующей, подобные разработки ориентированы больше на управляющего. В такой системе важнее взаимосвязь и согласованность всех составных частей, непротиворечивость их данных, а также эффективность применения системы для управления предприятием в целом. Поэтому в оценке систем данного класса при сравнении характеристик отдельных подсистем больший упор делается на решение функций и задач управления. Эта группа программ позволяет охватить большой круг функций и, по существу, создать автоматизированный офис для предприятия. К числу программных продуктов этой группы относятся такие, как «Электронная бухгалтерия» (версия 4.1, аудиторская компания «Инфин», Москва), «ФинЭко» (АО «Авэр», Москва), «Комплексная планово-экономическая и бухгалтерская система» (фирма «Комтех+», Москва), «Бухгалтерия без проблем» (аудиторская фирма АСВП, Москва), «Суперменеджер» (Москва) и др. Эккаунт кутюр. Это индивидуально дорабатываемые и внедряемые системы на базе типового бухгалтерского ядра. Системы данного класса предназначены для разборчивых и состоятельных клиентов и для крупных объектов. Устанавливаются ПС чаще всего самой фирмой-разработчиком. Обязательно обеспечивается доработка программ под конкретного заказчика с предоставлением развитых дополнительных услуг. Здесь важны не только достоинства продукта, но и свойства фирмы-разработчика, ее потенциал и репутация. Для класса «индивидуально дорабатываемые и внедряемые системы» характерны индивидуальная настройка под каждого клиента, обучение, ввод в эксплуатацию, обязательное последующее сопровождение (поддержка) и немалая стоимость. Доработка, внедрение и сопровождение программ обеспечиваются с учетом конкретных требований и специфики заказчика, либо разработчик предоставляет дополнительные услуги по методической поддержке, адаптации ПС, внедрению и сопровождению. Лидерами в этом классе считаются фирмы «Ост-Ин», «БИТ» (СПб), «Никос-Софт», «Экософт» (Минск). Отраслевые системы. В большинстве случаев основным стержнем этих систем является бухгалтерский комплекс АРМ (или его фрагменты), к которому присоединены специализированные отраслевые АРМ. Наиболее распространены и проработаны отраслевые системы «Торговля», «Бюджетные организации», «Промышленность», «Строительство», «Аудит», «Страхование», «Банковские структуры». Для ПС данной группы прежде всего учитывается и оценивается полнота функций, комплексность и удобство решений отраслевой специфики бухгалтерского учета. В оценке таких ПС мнение практиков рассматриваемой отрасли наиболее весомо. Финансово-аналитические системы. Системы, относящиеся к данному классу, начали формироваться относительно недавно. Их еще называют аналитическими компьютерными программами для финансовых менеджеров. Условно можно выделить следующие подклассы: системы анализа хозяйственной деятельности предприятия и системы для работы с инвестиционными проектами. Этот класс ПС один из наиболее непростых и ответственных из рассматриваемых, о чем свидетельствует очень небольшое число фирм, пытающихся работать в этом секторе. Данное направление особенно необходимо в условиях рынка, где использование ПС финансово-эко­номического анализа – этого незаменимого инструмента для анализа, прогнозирования и управления бизнесом (в банковской, биржевой сфере) – помогает получить наиболее эффективные (оптимальные) варианты развития предприятия (объекта деятельности, исследования), принять взвешенные, просчитанные решения. Банки и другие финансовые институты, решающие задачи управления финансовыми ресурсами, или организации, реализующие проекты и заинтересованные в эффективном использовании собственного и привлекаемого капитала, должны просчитывать немало вариантов капиталов­ложений. Задача финансовых менеджеров как раз и состоит в осмыслении происходящих процессов и их прогнозировании на перспективу. Видение завтрашних проблем позволяет упредить негативные и реализовать позитивные тенденции. Требования и функции, которые должны обеспечивать ПС данного класса: Ø возможность анализа и оценки отдельных показателей производственно-финансового состояния объекта, предприятия по различным методикам и определение тенденций его изменения; Ø экономический анализ деятельности объекта исследования, прогноз; Ø соответствие методик анализа и оценки международным стандартам, возможность сравнения показателей деятельности отечественных и зарубежных фирм; Ø расчет вариантов бизнес-планов, ранжирование вариантов по приоритетам пользователя; Ø расчет дополнительных показателей по алгоритмам пользователя; Ø возможность одновременного использования большого числа показателей, включение в анализ различных факторов как экономического, так и неэкономического характера; Ø возможность использования статистических и динамичес­ких вариантов сравнения элементов анализа; Ø табличное и графическое представление информации и т.п. В качестве примера фирм этого класса, наиболее целеустремленно, последовательно и успешно работающих, можно назвать московскую фирму ИНЭК; ее программа «Анализ финансового состояния» позволяет проводить экспресс-анализ и получать большой круг аналитических показателей. Про­граммные системы, предназначенные для предприятий круп­ного и среднего бизнеса, включающие полный комплекс программ для финансового и управленческого учета, предложены фирмами «Плюс/Микро» (Караганда), «Лука М», АО «Омега» (Москва) и др. Особо следует отметить программный продукт Project Expert. Имитационная финансовая модель предприятия, построенная с помощью Project Expert, обеспечивает генерацию стандартных бухгалтерских процедур и отчетных финансовых документов. Эти модели отражают реальную деятельность предприятия через описание денежных потоков (поступлений и выплат) как событий, происходящих в различные периоды времени. Принимая во внимание, что в процессе расчетов используются такие трудно прогнозируемые факторы, как показатели инфляции, планируемые объемы сбыта и др., для разработки стратегического плана и анализа эффективности проекта применяется сценарный подход. Сценарный подход подразумевает проведение альтернативных расчетов с данными, соответствующими различным вариантам развития проекта. Использование имитационных финансовых моделей в процессе планирования и анализа эффективности деятельности предприятия или реализуемого инвестиционного проекта является очень сильным и действенным средством, позволяющим «проиграть» различные варианты стратегий и принять обоснованное управленческое решение, направленное на достижение целей предприятия. Project Expert – компьютерная система, предназначенная для создания финансовой модели нового или действующего предприятия независимо от его отраслевой принадлежности и масштабов. После построения с помощью Project Expert модели соб­ственного предприятия появляется возможность: Ø разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу; Ø определить схему финансирования предприятия, оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников; Ø разработать план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов; Ø «проиграть» различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты; Ø сформировать стандартные финансовые документы, рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели, провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия. Эта программа создавалась как универсальный инструмент финансового и инвестиционного планирования в условиях экономики переходного периода на основе методических рекомендаций по подготовке технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, подготовленных Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию UNIDO (United Nations Industrial Development Organization), а также в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденными Госстроем, Минэкономики и Минфином. Учет в международных стандартах. Это системы, обеспечивающие поддержку как отечественных, так и наиболее распространенных западных стандартов учета и отчетности (GAAP, LASC), поддерживающие несколько языков и валют; наиболее распространенные формы внутрифирменной отчетности и пр. Такие системы рекомендуются, как правило, аудиторской фирме международного уровня, с ее же помощью могут настраиваться на специфику заказчика и сопровождаться. В этом сложном и ответственном классе лидерство по праву принадлежит фирме «Монолит-Инфо» (СПб), имеющей богатый опыт внедрения своих комплексов в инофирмах и совместных предприятиях, успешно отстаивающей престиж российских разработчиков и конкурирующей с западными программами. Известна также фирма «Инотек» с ее системой «Учет в международных стандартах». Эта система больше чем другие аналогичные западные системы, известные на нашем рынке, ориентирована на специфику российского учета и, по мнению экспертов, может составить им серьезную конкуренцию. Отечественные фирмы-разработчики пока отстают в использовании передовых технологий, общесистемных подходах, реализации и комплексной взаимоувязке в едином проекте всех подсистем и модулей: учета и расчетов, анализа и управления, планирования, прогнозирования и т.д. Однако эксперты, хорошо знакомые в основном с западными системами, с удивлением обнаружили и признали, что в системах российских ведущих фирм многие сложные вопросы, важные для отечественных пользователей, оказались решены на порядок лучше, чем в западных. Правовые системы и базы данных. К этому классу относятся системы для работы, хранения и регулярного обновления в компьютере сборников нормативных документов и пр. Под словом «правовые» понимаются различные специальные информационно-справочные или подобные системы правовых, нормативных документов, основных бухгалтерских понятий, баз данных и т.п. Лидерами в этом классе являются отечественные информационно-правовые и справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант-Сервис», «Кодекс». Благодаря интегрированному поиску по различным запросам, удобной системе закладок и перекрестных ссылок, гибкому русскоязычному интерфейсу пользователя, простоте и дос­тупности в использовании, еженедельному обновлению баз данных, полноте и достоверности данных правовые системы завоевывают все большую популярность у пользователей. Корпоративные системы (системы управления). Это современное название автоматизированной системы управления достаточно крупным предприятием, имеющим сложную организационно-производственную структуру. К предприятиям или организациям такого типа можно отнести, например, промышленные предприятия с разветвленной цеховой структурой производства, предприятия энергоснабжения и связи, торговые оптово-закупочные предприятия, базы, администрации округов. Корпоративные системы должны работать в сети и включать в себя все функциональные комплексы задач, называемые в прошлом подсистемами ЭИС, обеспечивать автоматизированное управление предприятиями, организациями, ведомствами. Класс «корпоративные системы» (системы автоматизации и управления корпорацией, компанией, финансовой группой и т.п.) включает в себя значительно больше функций, чем просто управление предприятием. Корпорация может объединять различные управленческие, производственные, финансовые и другие структуры, юридические лица, иметь не­сколько территориально удаленных филиалов, предприятий, торговых фирм, занимающихся самыми разнообразными видами деятельности (производственной, строительной, добы­вающей, банковской, страховой и пр.). Здесь на первый план выходят скорее проблемы правильной организации информационного обеспечения: уровней иерархии, агрегирования информации, ее оперативности и достоверности, консолидации данных и отчетов в центральном офисе, организации доступа к данным и их защиты, технологии согласованного обновления единой информации общего доступа. В качестве компонентов системы присутствуют: функционально полная подсистема бухгалтерского учета с возможностью использования различных международных стандартов; подсистемы оперативного, производственного учета, учета кадров, различные подсистемы управления, делопроизводства и планирования, анализа и поддержки принятия решений и пр. Как видим, бухгалтерская составляющая в такой системе не является главенствующей, подобные разработки ориентированы больше на руководителей компаний и управляющих разных уровней. В такой системе важнее взаимосвязь и согласованность всех составных частей, непротиворечивость их данных, а также эффективность применения системы для управления компанией в целом. Готовые программные комплексы, одновременно охватывающие функции управления предприятиями в целом, предлагают пока на российском рынке преимущественно западные фирмы. Несмотря на то, что стоимость западных программ и услуг по их сопровождению на 1–2 порядка выше отечественных, а набор функций и адаптируемость систем, сроки их внедрения, да и сервис сопровождения далеко не полностью удовлетворяют потребностям и требованиям отечественных пользователей. Некоторые предприятия, имеющие значительные финансовые ресурсы, по тем или иным причинам все же ориентируются на эти продукты. Одним из таких продуктов является система R/ 3 фирмы SAP (ФРГ), применяемая в любых отраслях промышленности и в любых сферах деятельности. Это практически полный набор различных интегрированных прикладных и инструментальных программных модулей для контроля и обработки информации. Разработка под конкретного клиента производится путем интеграции уже существующих модулей. Отечественные разработки автоматизированных систем масштаба предприятия, к которым, безусловно, относятся и торговые системы, – это класс программ более высокого уровня. На комплексность автоматизации управления предприятиями претендует, например, корпорация «Галактика», фирмы «Росэкспертиза» и «Никос-Софт», компания «АйТи». По функциональной наполненности их разработки еще далеки от системы R /3, но использование инструментальных и программно-аппаратных средств, соответствующих крупным системам, свидетельствует о том, что в недалеком будущем они смогут составить серьезную конкуренцию западным системам. Уже сейчас эти фирмы рассматривают системы автоматизации как комплекс работ по постановке и организации процесса управления, реструктуризации предприятия и его бизнес-процессов с поиском оптимальных на сегодняшний день средств, методов, информационных технологий. Удачный выбор современных средств разработки иСУБД«Progress» (США) позволил фирме «Никос-Софт» в течение короткого срока создать конкурентоспособный мощный многофирменный (корпоративный) и мультисетевой комп­лекс NS 2000, который, кроме функционально полной многовалютной бухгалтерской системы, включает в себя модули «Склад» и «Торговый дом». Работы по созданию корпоративной системы управления финансами ведут фирмы «Новый Атлант», «ЛокИс», «Дэкс» и др. Таким образом, обзор российского рынка программ финансово-экономического направления показывает: Ø в основном рынок представлен бухгалтерскими программами, что, очевидно, отражает покупательский спрос; Ø за последние 2–3 года на рынке стали появляться корпоративные системы российских разработчиков, что свидетельствует о наполнении рынка системными программными продуктами и одновременно является косвенным показателем оздоровления экономики России; Ø при выборе программного продукта необходим предварительный, всесторонний анализ функций, для реализации которых приобретается программный продукт.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.