КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессионально-педагогическая
Резюме Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных аспектах: • на уровне социума, в историческом контексте; • на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека; • на уровне учебных дисциплин. Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отношений. Образование выполняет социокультурные функции: • является способом социализации личности и преемственности поколений; • средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники; • ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности; • обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентации и моральных принципов. Образование может рассматриваться как социокультурный феномен, объект практики и научного исследования, а также как звено социальной практики. С позиции практики важно знать специфику всей системы образования на уровне страны, конкретного региона и отдельного образовательного учреждения. Эта специфика проявляется в моделях образования, в образовательных целях, содержании образования, формах, видах и качестве получения образования. Цели и содержание как системообразующие элементы любого вида и уровня образования определяются государственной политикой, раскрываются в образовательном стандарте и конкретизируются в реальном образовательном процессе на уровне каждой образовательной системы и каждой учебной дисциплины. Основная форма организации образовательного процесса в школе — урок, в вузе — лекция и практическое занятие. Плодотворность образования определяется степенью реализации целей и образовательного стандарта, типом, качеством и уровнем образования. Наука, объектом которой является образование, вычленяется в самостоятельное направление — эдукологию. Наряду с образованием как целенаправленным и специально организованным процессом обучения и воспитания в условиях конкретной образовательной системы человек на протяжении всей жизни включен в процесс самообразования. Д.И. Писарев в свое время заметил: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий»[1]. Дидактика (теория и практика обучения) представляет один из разделов общей педагогики. Обучение, преподавание и учение — основные категории дидактики. Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать и получить большой объем информации. Обучение — это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание—учение. Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. Выбор методов зависит от особенностей учебного предмета, целей и задач обучения, возрастной и индивидуальной специфики учащихся, уровня образованности, развития и воспитания ученика, материально-технической оснащенности учебного заведения, способностей и возможностей учителя, его мастерства и личных качеств, времени на решение дидактических задач. В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и появляются разноплановые образовательные технологии. Их специфика зависит от ориентации на определенную образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образовательных традиций страны или региона. Известны разные типы, виды и стили обучения, которые нельзя оценивать по признаку — «лучше» или «хуже». Их выбор зависит от образовательной политики в стране, доминирующей в обществе образовательной парадигмы или доктрины, дидактической концепции или теории обучения, целей и задач обучения, индивидуально-личностных и профессиональных возможностей, склонностей и предпочтений преподавателя. В качестве основных форм организации процесса обучения в школе принят урок, в вузе — лекция. Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения в школе и в вузе каждый вид или тип решает определенный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, заинтересованных в результативности своей работы. Известные дидактические теории аккумулировали богатый практический опыт обучения и раскрывают закономерности, принципы и способы его организации вплоть до описания образовательных технологий и характера взаимодействия учителя и учащихся. Теория обучения — это самый высокий уровень объяснения и раскрытия основного дидактического отношения «преподавание—учение». Дидактическая концепция может раскрыть специфику дидактического отношения «преподавание—учение» на уровне определенного подхода, научной идеи, принципа. Это концептуальный подход к организации обучения и конструированию новой дидактической системы. Поскольку главное дидактическое отношение «преподавание-учение» исследуется с позиций разных методологических основ, постольку формируется многообразие дидактических теорий, концепций и моделей. История развития начальной, средней и высшей школы не только продолжает традиции конкретной страны, но и входит в мировой опыт. Поэтому говорят как об общих тенденциях развития школы и высшего учебного заведения, так и о национальной системе образования определенной страны. В течение XX в. в мировой практике интенсивно проходят эксперименты в поиске новых путей развития школы и вуза. В результате имеет место огромное разнообразие типов школ. В системе высшего образования складывается многоуровневая система, в которую включены учебные заведения среднего профессионального, высшего профессионального и поствузовского образования. В результате мировых интеграционных процессов к концу XX в. сформировались отдельные типы регионов. Последние организовались по признаку международного сотрудничества в области образования и степени влияния на развитие образования других стран и регионов. К ним относятся регион Западной Европы, США и Канады, Латинской Америки, Африки (кроме ЮАР), Азиатско-Тихоокёанский и регион бывшего СССР и Восточной Европы. В мире известны разные модели образования. Поиск новых моделей образования продолжается, и этот процесс непрерывен. Эффективность определенной модели образования подтверждает практика. В современной России система образования непрерывно развивается, и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980—1990-е гг. Вместо прежней единой и единообразной школы стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, школы разных профилей и направлений. Например, купеческие, казачьи, фермерские, морские школы, кадетские корпуса, адаптивные образовательные учреждения, школы-лаборатории, оригинальные образовательные комплексы, национальные школы (еврейская, калмыцкая, ненецкая, финская, немецкая). Появились международные школы и университеты, частные школы и вузы. Вместо институтов и специализированных высших училищ (военных, гражданской авиации, искусства) основными высшими учебными заведениями стали преимущественно университет и академия. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Как вы поняли следующую мысль: культура выступает предпосылкой и результатом образования человека? 2. Раскройте смысл основных функций современного образования. 3. В каких аспектах может рассматриваться взаимосвязь образования и культуры, образования и социума? 4. Дайте определение понятия «образование». 5. Образование как система представляет... 6. Назовите основные элементы образовательной системы и дайте им содержательную характеристику. 7. Какими свойствами обладает развивающаяся образовательная система? 8. Опишите основные модели образования.. 9. Раскройте смысл понятий «знания» и «умения». 10. Чем различаются умения и навыки человека? 11. Назовите основные элементы содержания образования. 12. Какие вам известны формы выражения и конкретизации содержания образования на практике? 13. Назовите способы структурирования содержания образования и проиллюстрируйте их на примерах. 14. Какие способы получения образования известны в мировой практике? 15. Охарактеризуйте основные формы организации образовательного процесса. 16. Каковы основные характеристики образованного человека? 17. Каковы возрастные особенности школьника? 18. Что общего в образовании школьника и студента? 19. Чем и как определяется качество образования? 20. Назовите основные исторически сложившиеся типы образования человека. 21. Назовите основное дидактическое отношение, которое определяет суть процесса обучения. 22. В чем особенности процессов учения и преподавания? 23. Назовите главные критерии результативности и эффективности процесса обучения. 24. Назовите параметры определения уровня усвоения и качества знаний. 25. Обученность и обучаемость — это одно и то же? 26. Чем отличаются индуктивно-аналитическая и дедуктивно-синтетическая логики учебного процесса? 27. Определите предмет дидактики. 28. Сформулируйте основные закономерности обучения. 29. Приведите примеры известных в практике принципов обучения. 30. В чем суть догматического, развивающего, объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного и модульного обучения? 31. Какие образовательные технологии вам известны? 32. Чем определяются стили обучения и стили преподавания? 33. Дайте анализ стилям, наиболее известным в практике работы педагогов. 34. Какие типы социально-дидактических отношений вам известны? В чем различие? 35. Что понимают под методами обучения? Приведите примеры методов и приемов обучения. 36. От чего зависит выбор методов обучения? 37. От чего зависит многообразие типов и видов обучения? 38. Что такое урок и какими признаками он характеризуется? 39. Что общего и в чем различие между уроком и лекцией? Как вы понимаете: урок-лекция? 40. Приведите примеры разных типов урока и видов лекции. 41. В чем суть концепции дидактического энциклопедизма, формализма, прагматизма, функционального материализма? 42. Раскройте положения парадигмальной концепции обучения, ассоциативной теории обучения, теории поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения. 43. На чем основана управленческая модель обучения? 44. Чем отличается теория обучения от дидактической концепции? 45. Раскройте основные тенденции развития системы образования в мире. 46. Назовите виды школ, существовавшие в мировой практике. Какие из них функционируют в современной России? 47. Назовите основные тенденции развития школы в XX в. 48. По каким критериям оценивают эффективность работы современной школы? 49. Можно ли оценить по этим критериям школы других исторических периодов развития общества? 50. Назовите первые в мире высшие учебные заведения. 51. Каковы основные признаки университета? 52. Какие парадигмы образования прошел университет в своем развитии? 53. По каким критериям оценивают деятельность современных высших учебных заведений? 54. Перечислите глобальные тенденции в мировом образовании, проявившиеся к концу XX в. 55. Как понимается мировое образовательное пространство? 56. Назовите типы регионов по признаку их международного сотрудничества в области образования и по степени влияния на развитие образования в других странах мира. 57. На что ориентирована нормотворческая деятельность ЮНЕСКО? 58. Охарактеризуйте современные модели образования развитых странах мира. Глава 14
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |