Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Квалификационная характеристика




ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАНТА ПО УПРАВЛЕНИЮ

Советы руководителю

Советы консультанту

Вот Вам карта для поиска себя. Поиска не разового, а постоянного. Конеч­но, в начале консультационного пути Вам нужно самоопределиться, заняв на этой карте какой-то остров, укрепиться на нем, преуспеть в освоении какого-то типа консультационной деятельности. Но при этом обязательно оглядывать­ся вокруг, высматривая новые участки для возможной миграции. Это самооп­ределение номер один. Есть и самоопределение номер два. Оно у клиента, в конкретной организации - что там можно предложить, на что возникает спрос, а в чем созрели потребности. Там надо искать шанс для расширения своего диапазона, для испытания себя в новых видах консультирования.

Теперь Вы знаете, какие бывают консультанты. Вы становитесь образо­ванным клиентом. Можете обдуманно, со знанием дела выбирать себе консуль­танта. Получая предложения от разных консультационных фирм и индивиду­альных консультантов, поинтересуйтесь их специализацией. Лучший вариант, который Вы можете получить, - это комплексный консультант, точнее, фир­ма, которая сможет сочетать разные типы и жанры консультирования как для выполнения Ваших заказов, так и для постановки новых задач.

А худший? Нет, это не дилетант. Это консультант одного метода (КОМ) или просто с маленьким набором решаемых задач. Он будет стараться стяги­вать Ваши проблемы на собственные возможности. Вы ему говорите про что угодно, а он все пересчитывает на то, что умеет, и хочет Вас к этому и подвести. Дилетанта Вы обнаружите легко, а вот КОМа разгадать труднее. Попробуйте это сделать так: поставьте перед ним несколько задач и последите, какое раз­нообразие подходов к ним и методов их решения он предложит.


Об этом необходимо ясно сказать, потому что этот вид деятельности не­редко смешивают с научной, проектной или собственно организаторской ра­ботой, и тогда специфика его растворяется в действительно близких ему, но иных видах деятельности в области управления, и появляется утверждение: "Это у нас уже есть". Поэтому выведение здесь содержательного определения -отнюдь не только академическое занятие.

Управленческое консультирование - это разновидность экспертной по­мощи в области управления. Здесь предполагается наличие специалиста — носителя особой квалификации (знаний, умений, навыков) именно в совер­шенствовании управления. Эти улучшения касаются всех аспектов управле­ния: структуры, процессов, методов, стиля. Но экспертный характер такой по­мощи означает и то, что она предлагается, как правило, по заказу заинтересо­ванного руководителя (реже - по инициативе консультанта) и не имеет для самого руководителя обязательной силы.

Другая особенность - в работе с заказчиком (клиентом). Консультант исходит прежде всего из местных, "домашних" проблем каждой конкретной организации, начиная всякий раз свою работу у заказчика с диагностики, т. е. выявления актуальных (наиболее острых) проблем всей организации. А про­блемы не могут быть полностью одинаковыми у разных объектов уже в силу несовпадения личных качеств руководителей, персонала, экономических и про­чих условий.

Это очень важно иметь в виду. Ведь исследовательские и проектные орга­низации обычно предлагают типовые решения. Отторжение их на местах не­редко связано с тем, что каждая организация в чем-то существенно особенная и нуждается в адаптации подобных рекомендаций к своей конкретности. Так вот, консультант по управлению привязывает типовые решения к специфике своего заказчика, чем значительно облегчает для него освоение новшества. Поэтому для консультанта особое значение имеет категория "ситуация", а так­же связанные с ней параметры оценки.


И еще одна ценная особенность управленческого консультирования. Кон­сультант компонует свой рабочий багаж отнюдь не только из сферы науки (фун­кциональной или прикладной). Быть может, в еще большей мере он собирает свои знания, повышает свою квалификацию посредством многочисленных находок, усовершенствований, идей, обнаруженных у своих заказчиков, а так­же у своих коллег, обмениваясь с ними методиками. Разумеется, все это пред­варительно подвергается осмыслению в широком контексте тенденций и за­дач современного управления и опять-таки - особенностей конкретных объек­тов. Но, таким образом, консультант выступает профессиональным распрос­транителем передового опыта.

Далее. Пожалуй, один из самых замечательных "следов", которые консуль­тант оставляет после себя в организации, - повышение управленческой ква­лификации ее руководителей и специалистов. Работая с ними над поиском, принятием и осуществлением решений, консультант (иногда даже невольно) вносит в сознание управленческого персонала новое знание, расшатывает сте­реотипы их мышления, вводит профессиональный тренинг. Иначе говоря, уп­равленческое консультирование по самой своей сути прямо связано с обуче­нием работников управления, практически соединено с ним. Подобное разви­вающее влияние консультанта может и специально планироваться.

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ. Квалификация консультанта по управлению складывается из следующих составляющих:

- знания, т. е. информированность и свободная ориентация в системе про­
фессиональных истин, фактов, норм;

- искусство, т. е. комплекс неформализуемых приемов, реакций, а также
профессиональная интуиция, с высокой степенью индивидуализации;

- ремесло, т. е. владение техникой осуществления конкретных консульта­
ционных действий и операций (ср.: стоматолог, скульптор и т. д.): систем­
ный подход и анализ, новейшие тенденции в практике управления.
Знания консультантов-"дженералистов" должны охватывать теорию орга­
низации и управления, процесса. Что же касается "консультирования проек-.
та", т. е. консультантов-"специалистов", то здесь нередко нужны и специаль­
ные, узкодисциплинарные знания (экономические, социологические, право­
вые и пр.).

Важное значение имеют знания технологий и методов подготовки и осу­ществления консультационных процессов: проведения организационной ди­агностики, выработки решений проблем клиентной организации, реализации этих решений.

Искусство консультанта по управлению имеет столь большое значение, потому что управленческое консультирование жестко не программируется, требует гораздо большей мобилизации в работе сугубо личностных ресурсов специалистов в сравнении с теми, кто занимается правовыми, экономически­ми и иными нормативными консультациями. К этим личностным ресурсам относятся, конечно, и такие универсальные человеческие качества, которые необходимы на любой работе (обязательность, моральные нормы, активность и т. д.). Но в работе консультанта по управлению особая необходимость в ком­муникабельности, способности к лидерству, убеждению, терпимости в отно­шениях с клиентурой.


Именно эти качества по мере наполнения опыта формируют умения, ко­торыми должен обладать консультант по управлению:

- умение установить доверительность в консультант-клиентных отношениях;

- гибкая реактивность, т. е. умение ориентироваться в организациях разно­
го типа и состояния, в разнообразных ситуациях и условиях, не теряя ли­
нии консультационного процесса;

- умение преодолевать агрессию и избегать стресса во взаимодействии с ра­
ботниками организаций в напряженных точках консультационного про­
цесса;

- умение интуитивно восполнять ограниченность времени, консультацион­
ных методов и технологий, информации.

Ремесло консультанта состоит во владении им техникой профессиональ­ной работы, т. е. эмпирическими процедурами, которые отличаются достаточ­ной степенью формализации или глубокой структуризацией. Это относится к наиболее повторяющимся и разработанным процедурам, которые при жела­нии могут передаваться от одного специалиста к другому, а иногда и - к кли­енту. Так, на стадии оргдиагностики таковыми являются, например, процедуры обработки распорядительной документации, на этапе выработке решений - спо­собы построения сценария и т. д.

Грани между перечисленными составляющими квалификации консультанта по управлению подвижны и преходящи, но общие различия сохраняются.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА. Формы организации труда консультанта по уп­равлению при всем их разнообразии сводятся в основном к следующим трем:

- лицо свободной профессии (независимый консультант с образованием и
без образования юридического лица);

- сотрудник консультационной организации (частной или государственной);

- внутренний консультант, т. е. сотрудник производственной, общественной
организации с экспертными функциями по управлению.

В нашей стране в настоящее время наиболее развивающейся и перспек­тивной формой организации труда специалистов этого профиля становится вторая из перечисленных выше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.