Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зайцева Г.Л




317 Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. —

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с. — (Коррекционная

педагогика).

ISBN 5-691-00373-9.

В учебнике освещаются вопросы структуры жестовой речи и ее функционирования в коммуникативной деятельности глухих; рассматриваются взгляды представителей различных систем обучения глухих на роль жестовой речи в учебно-воспитательном процессе специальной школы. Читатели познакомятся с дактильным алфавитом, лексикой и грамматикой русского жестового языка; приводится краткий словарь жестов.

Адресован студентам дефектологических факультетов педвузов и колледжей, сурдопедагогам, психологам, лингвистам, сурдопереводчикам, а также родителям глухих детей.

ББК. 74.3

 

 

© Зайцева ГЛ., 2000

© «Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС», 2000

© Серийное оформление.

ISBN 5-691-00373-9 Художник Уранова М.Л, 2000

 

Светлой памяти моей мамы

Софьи Ефимовны Ицковой

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ, или Что бы хотел автор

 

Создавая эту книгу, автор очень хотел бы помочь студентам в изучении дактилологии и жестовой речи. Содержание соответствующего учебного курса значительно изменилось, многие вопросы, которые излагаются в лекциях и обсуждаются на практических и лабораторных занятиях, крайне скупо освещены в специальной литературе. Автор хотел бы по мере своих сил и возможностей восполнить этот пробел.

Много лет автор читал курс «Дактилология. Жестовая речь» на дефектологических факультетах МГПИ им В.И. Ленина (ныне МПГУ) и МГЗПИ (ныне МПГОУ). Содержание прочитанных лекций составило основу книги. Организуя материал пособия — выбирая факты и способ изложения, автор стремился опираться на свой преподавательский опыт: и на хорошо запомнившиеся лекторские удачи, и на неизбежные — увы! — и тем более не забывающиеся промахи.

Естественно, автор хотел бы как можно лучше использовать в книге свои находки и не повторять допущенные ранее ошибки. Осуществить это далеко не просто.

Дело в том, дорогой читатель, что интересующие нас вопросы относятся к сложнейшей и, пожалуй, самой дискуссионной проблеме сурдопедагогики — системе речевых средств обучения и воспитания учащихся с недостатками слуха. Нужно ли наряду с устной и письменной речью использовать в работе с глухими жестовую речь? Это, как подчеркивал Л.С. Выготский, один из основоположников отечественной дефектологии, — «центральный, но специальный вопрос» теории и практики обучения глухих. Почему центральный? Потому что специалисты, создавая систему обучения и воспитания учащихся с недостатками слуха, разрабатывая методы и средства педагогического процесса, неизбежно исходили и исходят из своей оценки жестовой и дактильной речи как средств общения глухих. А почему специальный (т. е. частный)? Потому что взгляды на роль и дактильной, и жестовой речи в учебно-воспитательной работе непосредственно зависят от того, как определяются цели и задачи педагогического процесса, как понимается лингвистическая природа жестового языка и роль жестовой речи в коммуникативной и познавательной деятельности глухих.

Автор хотел бы, чтобы будущие сурдопедагоги хорошо разбирались в концепции дактильной и жестовой речи, сложившейся в современной сурдопедагогике. Хотелось бы, чтобы ты, дорогой читатель, знал, что не только за рубежом, но и в России существуют различные точки зрения по интересующим нас вопросам. Хотелось бы, чтобы молодые коллеги автора могли вникнуть в суть аргументации представителей различных подходов, критически проанализировать приводимые ими доводы и, главное, выработать собственные убеждения. Все это возможно только тогда, когда ты, дорогой читатель, приобретешь достаточный уровень компетенции в проблеме. И именно этого автор хотел бы больше всего. Но отсюда неумолимо следует, что студентов необходимо ввести в круг весьма сложных теоретических проблем современной науки — лингвистических, психологических и др. Автор долго размышлял, каким образом рассказать все это читателям, чтобы у них не было оснований вспоминать чеховское «они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном».

Избранный в книге способ изложения явно не соответствует существующей традиции, многократно апробированным приемам, обычно используемым в учебно-методической литературе.

Стремясь воплотить свои замыслы, автор выбрал такую структуру пособия. Введение, как ему и положено, вводит читателя в проблему. В нем рассказывается о дактильной и жестовой речи как пространственно-двигательных системах общения, используемых наряду с другими кинетическими системами коммуникации человечества (жесты спортивных судей, жестовая речь индейцев и др.), о сходстве и различиях в их структуре и функциях, о вербальной и невербальной коммуникации.

В главе 1 рассматриваются структура и особенности функционирования дактильной речи. Глава 2 посвящена лингвистическому анализу жестовой речи, глава 3 — вопросам развития жестовой речи и ее функциям в коммуникативной деятельности глухих. В главе 4 обсуждаются проблемы использования дактильной и жестовой речи в сурдопедагогическом процессе. Список литературы включает произведения, которые тебе нужно прочитать, дорогой читатель. Произведения, использованные автором (часть из них рекомендуется как дополнительная литература), названы в постраничных сносках.

Серьезно работая с литературой, слушая лекционный курс, ты, дорогой читатель, получишь достаточную теоретическую базу по предмету. Однако, чтобы четко определить свою позицию в отношении дактильной и жестовой речи, тебе необходимо также накопить побольше наблюдений, сделанных на уроках и во внеклассное время. Неоценим тут будет и собственный опыт, который ты сможешь приобрести, помогая учителям, воспитателям, методистам, руководителям кружков. Ну и конечно, ты должен овладеть умением общаться при помощи дактильной и жестовой речи. Автор хотел бы надеяться, что в этом тебе поможет жестовый словарь, помещенный в книге.

В заключение автор хотел бы выполнить приятный долг и поблагодарить тех, кто помог ему в создании этой книги, — выразить свою глубокую признательность Е.А. Малхасьян, Л.А. Плуталовой, И.В. Цукерман. В процессе нашей совместной преподавательской деятельности и доброго творческого сотрудничества выкристаллизовывались основные идеи и содержание этой книги. Самая искренняя благодарность Т.П. Давиденко — знатоку и исследователю своего родного жестового языка, чьи замечания и советы были поистине неоценимы. Автор хотел бы также сказать большое спасибо всем бывшим студентам МГПИ им. В.И. Ленина и МГЗПИ, которые горячо, заинтересованно и откровенно (после сдачи зачетов) обсуждали прослушанный курс, высказывали свои замечания, интересные соображения о путях его совершенствования. Хотелось бы думать, что результаты наших плодотворных дружеских дискуссий нашли отражение в пособии. Автор бесконечно признателен своей маме Софье Ефимовне Ицковой — самому незаменимому и верному помощнику в работе над книгой и подготовке рукописи к печати.

Сколь удачной получилась книга — судить читателю. Автор заранее благодарит тех, кто найдет время и сочтет возможным написать, что им не понравилось в книге, что в ней следовало бы изменить, изложить иначе, подробнее или, наоборот, короче. Автор хотел бы надеяться, что в будущей работе ему удастся учесть ваши пожелания, дорогие читатели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.