Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие источник права. Система источников римского права




Вопрос. Источники римского права

Термин "источник права" кажется не используется ни в Институциях, ни в Дигестах. Но историк, Тит Ливий, употребляет его и, возможно, этим начинается жизнь данной правовой категории: "Законы XII таблиц являются источником всего публичного и частное права (fons omnis publici privatique iuris)".

Неписаное право (ius non scriptum)

К неписаному праву во все времена относятся обычаи. У римлян они назывались mores maiorum - обычаи предков. Обычай - это правило поведения, которое стихийно складывается в повседневной жизни людей. Обычай не излагается в письменной форме, он удерживается в народной памяти и изустно передается от поколения к поколению. Только многократное повторение (в силу его авторитетности) делает обычай правилом поведения для многих людей.

Таким образом, обычай - это норма, сила которой основана не на принуждении со стороны государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении в повседневной жизни.

Писаное право (ius scriptum)

А. Законодательство.

Формы законодательных источников в Риме менялись под влиянем смены форм государственной власти: законы, решения плебса, решения сената, постановления императоров.

а. Законы. Решения плебса.

Плебисцит (plebiscitum) первоначально - постановление собрания плебеев, которое формально не было обязательным для граждан. В Институциях сказано (I.Кн.1.II.4): "Решения плебса есть то, что постановил плебс по предложению плебейского должностного лица, например, трибуна. "Плебс" отличается от "народа", как вид от рода: словом "народ" обозначаются вообще все граждане, включая в это число и патрициев, и сенаторов, названием же плебса обозначаются все прочие граждане, за исключением патрициев и сенаторов. Но и решения плебса, после издания закона Гортензия были приравнены к закону". Закон диктатора Гортензия был принят в 267 г. до Р.Х. и им было установлено юридическое равенство между постановлениями общины (lex) и плебисцитами; с 250 г. до Р.Х. плебисциты стали основной формой законодательства.

Закон - это сознательное и ясно сформулированное повеление уполномоченной на то власти. Появление закона в истории каждого народа есть важный момент пробуждения социальной мысли, вступление на путь сознательного и планомерного социального строительства.

б. Постановления сената (senatusconsulta)

С падением республиканского строя в 27 году до Р.Х. совершенно прекращается деятельность народных собраний, хотя значение их как законодательных органов ограничивается еще ранее. Lex и plebescitum как нормативный акт, утвержденный собранием граждан, перестают приниматься. Любопытное обоснование этому приводится в Институциях (I.Кн.1.5): "...Когда римский народ достиг таких размеров, что сделалось трудным сзывать его воедино для принятия закона, то справедливо решено было совещаться вместо народа с сенатом".

Сенату приписывается роль преемника народного собрания и отсюда выводится непосредственная обязательная сила его постановлений, которые считаются как бы законом - legis vicem. О таком особом положении данного источника свидетельствует определение, приводимое Гаем (I.Кн.1.4): "Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и устанавливает; оно имеет силу закона, хотя это было спорно".

Фактически сенат был только проводником воли принцепса, так как инициатива вынесения постановлений принадлежала ему. Его предложения - orationes - вносились на обсуждение и всегда беспрекословно утверждались.

в. Императорские постановления (constitutiones principum, leges)

Таким образом, складывается новая форма законодательства - единоличные распоряжения (конституции) принцепсов - constitutiones principum, так как утвердилось правило: что угодно императору, то имеет силу закона. Об этом недвусмысленно свидетельствуют Институции (I.Кн.1.6): "Но то, что решил император, имеет силу закона, так как по закону,...который издан относительно власти императора, народ уступил ему и перенес на него всю свою власть и силу. Отсюда ясно, что все, что бы император ни постановил посредством послания при разборе дела или что бы не предписал он эдиктом, - все это считается законом. Вот это и есть то, что называется конституциями".

Б. Право магистратов (ius honorarium), преторское право (ius praetorium)

Историки утверждают, что в характере римлян было изменять, не отменяя, то есть строить новое, не разрушая старое. Эта национальная черта ярко проявилась именно при выработке ius honorarium - самобытной системы источников права, которая явилась результатом исполнения обязанностей по управлению внутренними делами государства курульными магистратами (консулами, преторами, эдилами).

Претор не вправе был отменить закон (право квиритское) и не мог отнять предоставляемых законом прав даже в тех случаях, когда действие старого квиритского закона было явно несправедливым. Однако ему были предоставлены чисто административные полномочия, которые позволяли ему - для конкретного случая - как бы приостановить действие закона, отстранить его, сделать недействующим (sine effectu)в данный момент.

В. Юриспруденция (iurisprudentia - правовая наука)

Не меньшую роль, нежели преторы, в создании римского классического права сыграли знатоки права, юристы. Опубликование законов XII таблиц способствовало появлению этого сословия, так как создало потребность в толковании норм цивильного права. С III в. до Р.Х. эта деятельность приобретает широкий размах по следующим причинам. Строгий формализм цивильного права требовал осторожности и определенных навыков при совершении сделок и, в особенности, при постановке исков, то есть при защите нарушенного права: здесь неверно произнесенное слово или выражение могло привести к проигрышу, то есть к утрате прав. К тому же, долгое время не допускалось судебное представительство, следовательно каждый должен был уметь защищаться в суде. А для этого требовалось получение советов людей, сведующих в праве.

Из наиболее выдающихся юристов следует назвать имена следующих:

Лабеон (45 г. до Р.Х. - 10/21 г.): признан лучшим юристом эпохи Августа. Опубликовал около четырехсот книг. Явился родоначальником правовой школы, получившей свое наименование по имени одного из его учеников (Прокула) прокульянцы;

Капитон (- 22 г.) - родонаяальник школы Сабиньянцев;

Сальвий Юлиан (- 100 г.): советник принцепса Адриана, консул, принадлежал школе сабиньянцев; издал Digesta в девяносто книгах; подготовил Edictum Perpetua;

Папиниан (казнен по приказу Каракаллы в 212 г.[недовольным ответом на просьбу подготовить защитительную речь в связи с убийством брата Геты: “убийство легче совершить, чем оправдать”]): один из самых выдающихся классических юристов; автор схемы юридического анализа: суть дела - вопрос - ответ; ученики третьего года назывались папинианисты, так как обучались навыкам анализа, изучая questiones и responsa;

Ульпиан (убит в 228 г. преторианцами): советник Александра Севера; префект претория; оставил громадное научное наследие: комментарии Ad Edictum и Ad Sabinum (ius civile);

Павел Юлий (II - III вв.), считается одним из самых плодовитых авторов: оставил восемьдесят девять произведений из 319 книг: комментарии Ad Sabinum, Ad Edictum, Questiones, Responsa, Sententia, Notae, Digestae;

Модестин (III в.),грек по происхождению, префект претория; оставил труды по обучению праву, сборники по юридической практике.

Грегориан - чиновник при императоре Диоклетиане, подготовил одну из первых кодификаций римского права.

Однако не столько развитие научных школ и обилие литературных источников обеспечили выдающееся значение юриспруденции, как деятельности по совершенствованию права. Главная причина этого состояла в наделении некоторых, наиболее авторитетных юристов особой привилегией - правом предлагать официальные решения юридических споров (ius respondendi).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.