КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка
Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей книге «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы», если в процессах обучения центральную роль играют совместная деятельность и способы совместного выполнения различных действий, то в процессах личностного развития центральную роль приобретают образцы, средства и способы общения и организации межличностных взаимодействий. В отечественной психологии различными авторами в качестве важнейших выделяется следующий ряд психических новообразований, которые формируются в дошкольном возрасте (об этом говорит Л. Ф. Обухова в исследовании «Детская психология: теории, факты, проблемы»): 1) возникновение цельного детского мировоззрения; 2) возникновение первичных этических инстанций; 3) возникновение соподчинения мотивов; 4) возникновение произвольного поведения; 5) появление внутреннего плана умственных действий; 6) возникновение личного сознания. В качестве основных линий развития ребенка, определяющих его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность, принято указывать: 1) формирование произвольного поведения; 2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности; 3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека, считаться с интересами других людей); 4) мотивационное развитие познавательной деятельности. Считается, что именно эти линии развития ребенка определяют его готовность к школьному обучению. Исследователи выделяют ряд направлений образовательной деятельности и умения, которые являются показателем развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста: 1) развитие умений включаться в достойные формы общения и взаимодействия с другими людьми, а также умений считаться с интересами других людей. 2) развитие речевых умений и способностей: а) фонематические и грамматические умения: – умение дифференцировать звуковой состав речи; – умение согласовывать слова в предложениях; – устанавливать значения слов; б) регулятивные функции речи: – выполнение действий по словесной инструкции; – организация действий другого человека с помощью речи; – выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования; – умение подчиняться правилам и следить за этим; в) коммуникативные функции речи: – речевое описание каких-либо предметов; – умение передавать содержание какого-либо впечатления, события, сказки; – совместное планирование действий в речевом общении; – понимание смысла сообщений; г) коммуникативно-личностные и рефлексивные функции речи: – умение рассказать о поведении другого и объяснить его; – умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их; – умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины; 3) формирование и развитие умений выполнять знаково-символические действия и умений выполнять действия во внутреннем умственном пространстве: а) умение обозначать и замещать различными знаками явления, процессы и события; б) умение разводить обозначаемое содержание и средства обозначения; в) умение «наполнять» условные знаковые схемы и модели содержанием; г) умение выполнять простые действия схематизации и моделирования; д) умение объективировать представления; е) умение использовать речь как средство преобразования внешней формы ориентировки в умственное действие; 4) развитие простых логических и математических умений и способностей – дифференциация качественных и количественных характеристик предметов: а) умение сравнивать множество предметов; б) умение выделять и классифицировать свойства и признаки предметов по различным основаниям; в) использование эталонов измерения с целью сравнения предметов и их количества; г) умение использовать простые математические знаки; д) умение выполнять последовательности математических действий по речевой инструкции. 5) Развитие двигательных умений и способностей: а) умение выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве; б) умение ориентировать локомоторные действия во внешнем пространстве; в) умение выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами; г) умение изменять, поддерживать и произвольно регулировать тонус мускулатуры; д) развитие «тонкой моторики» манипулятивных действий; е) умение осознавать выполняемые действия (рассказать о выполняемом действии); ж) умение выполнять последовательности действий в соответствии с речевой инструкцией и намеченным планом; 6) развитие художественно-изобразительных умений и способностей. Умения, связанные с техникой использования орудий художественно-изобразительной деятельности: а) умение пользоваться карандашом; б) умение пользоваться кисточкой и красками; 7) умения, связанные с техникой построения изображения: а) умение ориентироваться в пространстве листа бумаги; б) умение передавать изображение в цвете; в) умение соблюдать пропорции между изображаемыми предметами и использовать «глубину». 8) умения рассказывать о замысле будущего изображения и переносить его во внешний план рисунка: а) умение рассказать о сюжете предъявляемого изображения; б) умение рассказать о своем сюжете изображаемого и перечислить элементы сюжета; в) умение отразить в рисунке сюжет и его элементы в соответствии с планом; 9) развитие музыкально-выразительных умений и способностей: а) умение ориентироваться в ритмических характеристиках музыки; б) умение ориентироваться в звуковысотных отношениях; в) умение рассказать об объективных особенностях музыкального произведения; г) умение рассказать о переживаниях и образах, которые вызывает музыкальное произведение; д) умение выражать свои эмоционально-ценностные переживания, отношения и представления через музыкальные произведения; е) умение самостоятельно воспроизводить и интонировать мелодии, песни; ж) умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |