Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес-план предприятия




 

В последнее время для деятельности большинства российских компаний все более необходимым становится предвидение изменений рыночной ситуации. Современная экономическая ситуация заставляет предприятия использовать новые прогрессивные подходы к планированию своей деятельности. Компании вынуждены искать формы и модели планирования, которые обеспечивают максимальную эффективность принимаемых управленческих решений, осваивать новые направления и инструменты развития бизнеса.

Результатом планирования является план, который представляет собой модель действий, созданную на основе прогнозирования экономической среды с учетом целей развития бизнеса. Объединяя такие понятия, как бизнес и план, можно сказать, что бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущей предпринимательской деятельности, проблемы, с которыми можно столкнуться, а также способы решения этих проблем. Б изнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Практика показывает, что успех в мире бизнеса во многом зависит от трех элементов:

- понимания общего состояния дел на данный момент;

- представления того уровня, которого предприятие собирается достичь;

- планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

В процессе разработки бизнес-плана определяются цели и задачи, достижение которых позволит компании обеспечить стабильность в ближайшее время и в последующие периоды. Хорошо разработанный бизнес-план должен в значительной степени обеспечить предсказуемость развития ситуации при реализации проекта.

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы:

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить состав управленцев, ответственных за реализацию стратегии;

- определить состав и показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, производственные и торговые издержки по их производству и реализации;

- выявить соответствие кадров планируемым объемам и структуре товаров, работ, услуг;

- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

- предусмотреть проблемы, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Обобщение опыта составления бизнес-плана отечественными предприятиями и организациями позволяют выделить следующие области их применения:

1. Подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках.

2. Обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности.

3. Разработка проектов создания частных фирм.

4. Выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися в сложных условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности.

5. Составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий.

6. Привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.

Бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и задач. Современная типология содержит следующие виды бизнес-планов:

- полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;

- концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможностей вовлечения в проект;

- бизнес-план компании – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период. Он может готовиться для изложения перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или иных целей;

- бизнес-план структурного подразделения – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной деятельности подразделения (для обоснования приоритетности развития, объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);

- бизнес-план как заявка на кредит;

- бизнес-план как заявка на грант для получения средств из государственного бюджета или общественных фондов для решения социально-политических проблем страны и административно-территориальных образований.

Для более детального изучения вопросов бизнес-планирования необходимо определить функции бизнес-плана.

Наиболее распространенным является подход, согласно которому бизнес-план выполняет три функции:

- стратегическую (помогает при разработке стратегии бизнеса, что особенно важно при организации новой компании или определении новых бизнес-направлений);

- инвестиционную (помогает определить оптимальные источники и объем внешних инвестиций, найти потенциальных инвесторов);

- функцию планирования (позволяет оценить перспективы развития бизнеса и разработать комплекс конкретных мероприятий для их достижения).

Достаточно распространенным является подход, согласно которому бизнес-план выполняет внешние (ознакомление с предприятием представителей делового мира) и внутренние функции. Детальная классификация и содержание внешних и внутренних функций представлены в таблицах 11.1 и 11.2.

 

Таблица 11.1

Внешние функции бизнес-плана

 

Функции бизнес-плана Содержание
1. Микроэкономический анализ соответствующих сфер производства Определение стратегических тенденций развития производства
2. Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики - централизованные инвестиции (государственные, региональные программы) - дотации, субсидии
3. Привлечение заемного капитала - ссуды, кредиты
4. Установление деловых контактов, изучение целей участников - организация и проведение переговоров, торгов, заключение контрактов
5. Обоснование направлений реализации - приватизация государственных (муниципальных) предприятий; - обоснование совместных производств с другими предприятиями; - обоснование использования иностранного капитала; - обоснование создания финансово-промышленных групп или вложения в них

 

Таблица 11.2

 

Внутрифирменные функции бизнес-плана

 

Функции управления производством   Функции бизнес-плана   Содержание
Планирование и оценка деятельности Разработка долговременных стратегий (концепций) развития: - обоснование конкретных направлений деятельности и краткосрочных ее целей; - разработка тактики их достижения; - прогнозирование результатов деятельности. - оценка научно-технического и производственного потенциала 1. Обеспечение системного и сквозного характера планирования и прогнозирования. 2. Оценка степени использования имеющегося потенциала: - выявление и оценка резервов; - разработка мероприятий по научно-техническому развитию
Организация деятельности Кадровое обеспечение: - определение центров ответственности; - анализ соответствия кадрового состава; - анализ системы оплаты труда 1. Обоснование обязанностей структурных подразделений и отдельных исполнителей. 2. Переподготовка (повышение квалификации). 3. Подбор новых кадров. 4. Оценка существующей системы оплаты труда
Контроль, учет производства Контроль за результатами деятельности, их учет. Определение степени и факторов риска. Отчетность перед собственниками. Стабильность проекта и подготовка к внезапным изменениям Учет отклонений от планов, их анализ. Разработка мероприятий по снижению риска. Обеспечение устойчивости и живучести проекта

 

Современные обычаи делового оборота уже более или менее определенно обозначили типовую структуру бизнес-плана, названия и базовое содержание его основных разделов:

1. Титульный лист, где отражается наименование и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, местоположение фирмы, суть предлагаемого проекта, его стоимость и ссылки на секретность.

2. Резюме (вводная часть) – основные положения проекта, цели и задачи, новизна предлагаемой продукции (услуг), сведения об объемах ожидаемых продаж, затратах, прибыли, оценка срока возврата кредитов.

3. Описание товара (услуги) – потребительские свойства товара (услуги), отличие от товаров (услуг) конкурентов, степень защищенности патентами, технические параметры, условия эксплуатации и т.п.

4. Стратегия маркетинга – прогноз цен, каналы сбыта, реклама, анализ внешних и внутренних факторов реализации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, прогнозирование объема продаж.

5. Организационный план – организационно-функциональная структура предприятия, штатное расписание, должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе по данному бизнес-плану, порядок взаимодействия между службами предприятия, потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т. п.

6. План производства. В этом разделе рассчитываются: потребность в производственных мощностях, необходимая площадь, потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах, структура трудоемкости продукции, издержки производства и себестоимость производимой продукции и т. д.

Даются предложения по поставке сырья, материалов и комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, качеству, количеству), устанавливается перечень базовых операций по обработке и сборке, по утилизации отходов и обеспечению охраны окружающей среды.

7. Финансовый план, который содержит прогноз доходов и расходов, баланс денежных поступлений и платежей, сводный баланс активов и пассивов предприятия. В данном разделе определяются общая потребность в инвестировании и предполагаемые источники финансирования, рассчитывается срок окупаемости проекта и график достижения точки безубыточности, определяется потребность в оборотном капитале, запасах ресурсов и т. д.

8. Оценка риска и страхование. В грамотно изложенном бизнес-плане обязательно присутствует оценка возможных рисков, меры их профилактики и страхования. Наиболее часто при бизнес -планировании используется страхование имущества, в том числе автотранспорта, страхование ответственности перед третьими лицами, страхование грузов.

9. Приложения. В качестве приложений к бизнес-плану могут быть представлены различные публикации в прессе о товарах (услугах) рассматриваемого предприятия; договоры, патенты, лицензии; рекламные материалы, бухгалтерские балансы с приложениями, фотографии (изображения) товаров; послужные списки руководителей и специалистов и др. материалы, представление которых в тексте бизнес-плана нецелесообразно.

В процессе бизнес -планирования необходимо учитывать, что «чем грандиознее бизнес-план, тем меньше шансов на его реализацию». Бизнес должен стать спокойным и прогнозируемым, а значит, и бизнес-план должен быть реалистичным. Некоторые разработчики даже закладывают в расчеты так называемое «правило плохой погоды», то есть когда пессимистичные оценки явно преобладают над оптимистичными.

При реализации бизнес-плана необходимо жестко контролировать расходную часть проекта. Гибким может быть все что угодно, но не затраты, ибо именно они делают рентабельные проекты нерентабельными.

И последнее. Бизнес-план не догма – надо использовать принцип «скользящего планирования». Это значит постоянно корректировать свои прогнозы и планы. Меняются условия, цены, приоритеты, «правила игры». Поэтому бизнес-план не может быть «мертвым», он должен быть «живым». Другими словами, бизнес -планирование должно быть не разовой акцией, а носить непрерывный и систематический характер.

Главная цель бизнес-плана, которую надо постоянно держать в поле зрения, – наличие слаженной команды управленцев, которая будет реализовывать бизнес-проект. В идеале именно эти люди и должны разрабатывать бизнес-план или, по меньшей мере, участвовать в процессе его разработки, чтобы вовремя «присвоить» все заложенные бизнес -идеи, почувствовать их позитивные и негативные моменты, сознательно прийти к необходимости потратить «кусок своей личной жизни» на реализацию конкретного бизнес-плана.

Проблемами современного бизнес -планирования являются:

1) отсутствие единого стандартного формата бизнес-плана, что приводит к непониманию, например, между кредитным инспектором и разработчиком (заказчиком) данного «продукта»;

2) недостаток информационного обеспечения, особенно в части внутренних финансовых норм и нормативов;

3) серьезная проблема – гарантии будущим инвесторам;

4) высокая стоимость разработки бизнес-плана. Составление бизнес-плана не своими силами, а консалтинговой фирмой стоит достаточно дорого;

5) отсутствие гарантий в получении финансирования под бизнес-план, даже если в основе его лежит продуктивная идея, а за ним стоит группа профессиональных менеджеров.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Дайте определение планирования.

2. Назовите принципы планирования.

3. В чем необходимость разработки системы планов?

4. Назовите методы планирования.

5. В чем суть системного подхода в планировании?

6. Охарактеризуйте аналитический метод в планировании.

7. Определите назначение комплексных целевых программ.

8. Назовите принципы разработки программ.

9. Определите место программ в плане.

10. Каковы методические положения разработки плана, включающего программы?

11. Назовите показатели, параметры программы создания бизнес-структуры.

12. Охарактеризуйте место проекта в плане.

13. Какова схема разработки проекта?

14. Что такое индикативное планирование?

15. Назовите объекты индикативного планирования.

16. Из какой миссии исходит индикативное планирование?

17. Каковы отличительные принципы индикативного планирования?

18. Что означает системный подход в индикативном планировании?

19. Как выбрать проблемы, подлежащие программному решению?

20. Определите методические положения индикативного планирования.

21. Каково основное содержание индикативных программ?

22. В чем особенности тактического планирования?

23. Назовите и охарактеризуйте основные разделы тактического плана.

24. Охарактеризуйте методические положения по тактическому планированию.

25. Сформулируйте сущность бизнес-плана.

26. Каковы функции бизнес-планов?

27. Охарактеризуйте функции бизнес-плана.

28. Охарактеризуйте области применения бизнес-планирования.

 

ГЛАВА 12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.