Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игра в жертву или в мученика




«Жертва» и «мученик» — две наиболее опасные игры, в которые может играть Эго. Это игры, которые разрушают нашу жизнь, если только мы не откажемся в них играть.

Энни была классическим примером жертвы. Ее били в детстве, она была приемным ребенком в нескольких семьях подряд, и она вышла замуж за мужчину, который регулярно ее избивал. Когда она была беременна третьим ребенком, муж швырнул ее о комод, а потом пинал ногами, и ее увезли в госпиталь с тремя сломанными ребрами. Что удивительно, ребенок выжил. Был приглашен работник социальной службы, и при его большой поддержке Энни переехала в женский приют, а затем на маленькую квартиру. Несколъко месяцев у нее были жестокие финансовые трудности, тогда она и сошлась с другим мужчиной, который, подобно ее друзьям, имел случаи проявления жестокости. «Я знаю, что я — дура,— она говорит, —, но мне казалось, что я не могу себе помочь.» Энни прекрасно осознавала, что портит собственную жизнь, но продолжала вести себя легкомысленно. «Если б только у меня было хорошее детство, может быть, ничего подобного и не случилось...» Тем временем бессчетное число помощников-профессионалов суетились вокруг, пытаясь помочь ей, в результате чего она чувствовала себя все более и более беспомощной...

Как бедная Энни, многие люди находят, что быть в кризисе — их единственный способ попросить любви и заботы. Они боятся, что если жизнь пойдет хорошо, если они будут способны справиться сами, то все их покинут. Когда они плачут и рыдают, они надеются, что кто-то их спасет, разберется с их проблемами, полюбит их. Конечно, Энни не хотела, чтобы ее избивали, но она не чувствовала, что заслуживает чего-нибудь лучшего, и потому привлекала жестоких мужчин в свою действительность.

«Жертвы» — магниты для несчастий. «О, я знаю, я не должна себя жалеть. Это все так ужасно, — вот их постоянный рефрен. Жертвы создают проблему за проблемой, а потом сидят в сторонке, пока другие стараются помочь им — и не могут. «Жертвы» живут в прошлом, веря, что, если бы только имели любящих родителей или если бы только не родилась маленькая сестренка, если бы только они не вышли замуж за того-то и того-то, тогда все было бы распрекрасно. Они выражают свой гнев разрушением собственных жизней и этим причиняют боль другим, а сами выглядят наивными и невинными.

Плохо то, что каждый играется в жертву время от времени. Когда мы виним удачу, судьбу, обстоятельства, наследственность, наше детство, общество, правительство, других людей или Бога — за все, что случается в нашей жизни, мы принимаем психологию жертвы и сами себя лишаем сил.

Компенсация для жертвы проста: она позволяет избежать ответственности за собственную жизнь и наказать других, упиваясь жалостью к себе, вместо того, чтобы о себе позаботиться. Это не значит, что жертвы сознательно играют в эту игру. Скорее всего, они научились так жить и не знают, как жить по-другому.

Следовательно, если мы встречаемся с жертвой, мы не должны пытаться решить ее проблемы, так как это только укрепляет их идею, что они беспомощные игрушки обстоятельств, не имеющие собственных сил и ресурсов. Это лишает их сил еще больше. И мы не должны винить их за возникшую проблему. Вместо этого мы должны подтолкнуть их взять ответственность за собственные жизни; затем — если и когда они готовы — помочь понять им их нерешенные проблемы и скрытые задачи, чтобы они могли сделать выбор и прекратить играть в эту разрушительную игру.

Мученичество еще более изощренно и тонко, и поэтому еще более угрожает жизни, потому что оно может быть не распознано. А тем временем мы все имеем мучеников в себе. Лазарис считает, что, если мы когда-нибудь переживали что-нибудь из нижеследующего, значит, это показался наш мученик, украдкой выскользнувший из своего укрытия:

· Чувство, что тебя не понимают.

· Чувство, что тебя недооценивают

· Чувство безнадежности.

· Чувство, что тебе предъявляют невыносимые требования.

· Чувство, что ты навьючен неразрешимыми проблемами.

· Чувство непричастности.

· Чувство, что тебя осуждают или обращаются не должным образом.

«Но меня, действительно, недооценивают!» Может быть так, но вы сами создали эту реальность. Зачем вы это сделали?

В течение десяти лет я работала в Национальной службе здоровья и видела бессчетное число мучеников. И добрая часть из них — это сам штат больницы. Разговоры в служебных комнатах часто крутились вокруг трудностей со списком очередности, вокруг темы о количестве пациентов за день, «безнадежных случаев», вокруг недостатка внимания от управления, отсутствия поддержки и о неизбежности бесчисленных неоплаченных сверхурочных за счет персонала. «Бедные, бедные мы!» — было невысказываемое единодушное мнение. Рабочие собрания сопровождались единодушными вздохами (мученики любят вздыхать), а ведь мы пытались помочь нашим клиентам, уладить их жизни! Неудивительно, что мы редко определяли наших клиентов как мучеников. Они были слишком похожи на нас.

Мученики редко открыто жалуются на свою судьбу. Они обычно отрицают, что жалеют себя: «Нет, всё прекрасно!» — но они ясно дают понять, что жизнь для них — пытка. Они считают, что загружены обязанностями, но редко принимают какую-нибудь помощь. («Я сделаю это сама») Они связывают страдания с праведностью. Если жертва живет в прошлом — мученик живет в будущем, золотое время, когда они поднимут свою ношу, их усилия будут признаны, и они будут полностью реабилитированы. Но почему-то это будущее никогда не приходит.

Пока я писала эту книгу, я на пару недель заползла в своего мученика. И я работала по четырнадцать часов в день, едва отрываясь, чтобы передохнуть, и с нетерпением ожидала, когда закончу книгу, чтобы жизнь моя могла начаться опять — жить на полную, а не получать удовольствие от ежедневного процесса письма. Мой внешний мир стал показывать, что не все в порядке: буря разрушила сад, колесо у машины спустило, и несколько раз ко мне звонили по ошибке. Я боролась некоторое время, пытаясь понять метафоры, пока внутренний голос не сказал мне во время медитации: «Ты мученица с этой книгой». Внезапно это все обрело смысл! Я взглянула на свои убеждения и незаконченные дела, заново организовала свое рабочее расписание, сделала несколько загородных прогулок — и почувствовала огромное облегчение.

Лазарис описывает мученичество, как «тихий и справедливый гнев, который ищет тихой и справедливой мести». Он полагает, что мучеников нельзя наказывать. Они уверены: они единственные, кто страдает. Мученики отказываются видеть, какое влияние они имеют на других. Мученики не бывают неправыми. Они всегда обосновывают и оправдывают свое поведение. Это всегда другие виноваты, а их просто не поняли и не оценили.

Мученики-родители учат своих детей, как играть в эту игру. («Посмотри, что я для тебя сделала, а как ты себя ведешь! Нет, выйди и поиграй со своим отцом. А я останусь и помою полы на кухне, постираю твою одежду и приготовлю тебе обед.») Дети хорошо развитых мучеников узнают, что это плохо — наслаждаться жизнью, плохо удовлетворять свои нужды, плохо выражать гнев прямо, что «любовь» означает самопожертвование. Дети, которые участвуют в этой игре, сами вырастают жертвами и мучениками. Мученики взращивают мучеников.

Джесика была дочерью мученицы и узнала игру хорошо. В семнадцать лет она забеременела от пожилого мужчины, который тут же бросил ее. Семья тоже отвергла Джесику, и она переехала в другой город, где приложила все усилия, чтобы воспитать своего сына одна и без поддержки. Когда ее сын сильно пострадал в дорожной аварии, она ухаживала за ним до полного изнеможения, отказываясь от посторонней помощи и утешая себя мыслью, что если бы ее семья знала, через что она проходит, то они бы ринулись ее спасать.

Она сошлась с женатым мужчиной, который, в конце концов, прекратил отношения, но и десять лет спустя Джесика все еще была убеждена: однажды он поймет, что любит ее, и прибежит к ее дверям с кольцом, и они будут жить счастливо долгие годы. Платяные шкафы в ее доме были забиты новой одеждой, обувью, парфюмерией и косметикой, и все это она берегла для своего нафантазированного будущего. А сама тем временем носила одни и те же старые тряпки неделю за неделей, жила в бедности, была «преданной» своему бывшему любимому.

Я наблюдала Джесику двенадцать месяцев, прежде чем она себе призналась, что любимый больше не вернется. А еще позднее она поняла, что не уверена, хочет ли, чтобы он возвращался. На это потребовалось много мужества и любви к себе — признать, что все страдания были понапрасну.

К сожалению, христианство построено на классическом образе мученичества: Христос на кресте. Страдай и получи вознаграждение на небесах! Эго — это лицемерный мученик внутри каждого из нас. Это — дьявол в нас. И если мы видим мученичество в друзьях, родственниках, коллегах, мы должны помнить: мир — это зеркало!

Мученичество

1. Рассмотрите семь признаков мученичества, перечисленных выше, и вспомните, когда у вас были подобные мысли и чувства, как вы себя вели в тех ситуациях? На кого вы сердились? Кого вы хотели наказать? (Это мог быть кто-нибудь, кого даже реально не существовало, как, например, ваш Родитель внутри вас.)

2. Запишите то, что вы получаете от мученичества. Почему вы играете в такую деструктивную игру? Вам нравится жалеть себя? Это делает вас особенным или лучше других? Кажется ли вам, что вас когда-нибудь наградят за мученичество? Не есть ли это один из ваших приемов быть «сильным»? Это ваш единственный способ выражения гнева? Как вы думаете, кого вы не способны простить? Вы верите, что жизнь полна страдания, и что страдать — значит быть праведным? Вы отказываетесь принимать помощь от других, чтобы не чувствовать себя зависимым или благодарным? Не есть ли это способ избежать ответственности за свою жизнь? Вы цепляетесь за проблемы, потому что не знаете, что еще думать и что еще обсуждать с друзьями? (Недостаточно просто сказать, что вы научились мученичеству у родителей. Вы сами выбрали для себя эту игру. Зачем?)

3. Теперь запишите цену вашего мученичества. Какую цену вы платите? Насколько другой была бы ваша жизнь, если бы вы отказались играть в эту игру? Как бы тогда вы себя чувствовали? Представьте, что вы подвергаетесь внезапному изменению, в котором мученичество навеки изгнано из вашей жизни. Как теперь «новый вы» ведете себя, думаете, чувствуете, разговариваете? Как изменение повлияло на ваши личные отношения, работу, финансы, досуг и здоровье?

4) И теперь примите решение: Вы готовы отказаться от ваших компенсаций ради того, чтобы избавиться от мученичества? Если так, то начинайте быть той новой личностью с этого момента и впредь. Когда можно, ловите себя на желании играть в мученика и вместо этого любите, прощайте, будьте честными, благодарными, ответственными, полными надежд и мужества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.