Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правление Хасмонеев и воцарение Ирода




Сейчас мы уже полностью вышли за пределы библейского повествования. Иоанн Гиркан еще более расширяет подвластную ему территорию, и одним из его судьбоносных деяний было присоединение Идумеи, то есть потомков Исава, которые постоянно были противниками Израильтян, иудеев. Потом их насильственным образом обращает в свою веру. Это имело весьма большое значение, потому что Ирод Великий был из идумеев; благодаря насильственному слиянию с иудеями он и получил возможность прийти к власти.

Иоанн Гиркан был у власти около двадцати лет, и ему уже на рубеже первого и второго веков наследовал его сын, Александр (правил 104-78 гг.), который знаменовал собой упадок династии. Если об Иоанне Гиркане свидетельствовали, что у него даже был дар пророческий, то Александру дали прозвище "фракиец" за его жестокость. И притом, что он был весьма успешен в своих военных походах, его очень не любили, и более того, поскольку он, формально, не исполнял должности первосвященника, Александр провозгласил себя царем. То есть первые Маккавеи довольно скромно именовали себя предводителями народа, а Александр провозгласил себя окончательно царем; но при этом он претендовал на то, чтобы исполнять и первосвященнические обязанности. Однажды во время праздника Кущей он явился для того, чтобы самолично совершать служение, что вызвало протест народа. Его это не остановило, произошли волнения, и несколько тысяч человек были ранены у храма. Вот и началась настоящая гражданская война, причем партию, противостоящую Александру, возглавляли появившиеся уже тогда фарисеи. Нужно сказать, что те партии, которые упоминаются на страницах Евангелия, сложились как раз во времена Маккавейского движения: фарисеи, саддукеи, поскольку линия первосвященника вела себя от Садока, известного нам по истории Давида и Соломона, и в это же время появляются ессеи, то есть, когда движение Маккавеев теряет свое религиозное содержание, вот эти благочестивые люди образуют некую секту, часть из них, и удаляются в пустыню, где община существовала длительное время, то есть практически уже до времен иудейской войны, когда римляне смели их с лица земли. Когда обнаружили в двадцатом веке остатки памятников ессейской общины, в том числе и кумранские рукописи, то сначала решили, что ессеи были предтечами христиан; но внимательное изучение показывает, что этого не было, что у ессеев не было мессианских чаяний, то есть, ессеи ожидали дня, когда будет война сынов света с сынами тьмы, когда они победят и восторжествует некая правда, но ожидания Христа не было. Один американский профессор сделал расшифровку их текстов, собственно, где говорится об учителе праведности, сынах света и так далее, и сопоставил их со временами Иуды Маккавея и ему предшествующих; получается довольно похоже, то есть здесь прикровенным образом изображена эта история.

Вернемся к Александру. Как я уже сказал, фарисеи возглавляли противную ему партию, и, кроме того, они призвали себе на помощь потомка Селевкидов, Димитрия III. Но в критический момент все же патриотизм у фарисеев взял верх, и они отказались от помощи Димитрия Ш и присоединились к Яннаю, что его лично спасло, так как дела его были незавидны. Тем не менее, он подавил восстание и распял восемьсот зачинщиков, глав этого восстания, никакой благодарности к ним не проявил; в это время как раз увеличился приток в общины ессеев.

После смерти Александра Янная его жена Александра (Саломея), которая осталась у власти, опиралась уже на фарисеев, то есть она полностью сменила курс, и сын Гиркан II был поставлен первосвященником, а Аристовул II, другой сын, был удален и просто вел частную жизнь. В 67 году, после того, как Саломея умерла, Аристовул снова включился в борьбу за власть. Ему помогал некий идумеянин по имени Антипатр. Аристовул вынудил Гиркана бежать из Иерусалима.

В это время на границах с Сирией, в шестидесятые годы до Рождества Христова, уже появился Помпей, то есть пока последние представители Маккавейской династии делили между собой власть, с севера на них уже надвигались римские легионы. И Помпей, естественно, весьма благосклонно принял к себе обе стороны и, рассудив, поддержал Гиркана, из-за некоторых ошибок Аристовула. Помпей в качестве судьи (вспоминается лиса, которой доверили делить сыр) является в Иерусалим, который сам охотно открывает ему свои двери. Правда, Аристовул укрепился в храмовой цитадели и два месяца ее продержал. После чего она была взята, Помпей вошел в храм, осмотрел его, но запретил что-то там трогать, причем есть свидетельство, что Помпей вошел даже во Святое Святых и был крайне удивлен тем, что он там ничего не увидел. Привыкший к обычному языческому культу, ожидая увидеть там статую какую-нибудь, он просто там не увидел ничего, и это привело его в крайнее недоумение - как же иудеи могут таким образом почитать своего Бога? Надо сказать, что примерно через десять лет другой римский военачальник, Красе, исправил "ошибку" своего предшественника и как следует ограбил Иерусалим, храм, но это было уже после. Пока же Аристовул был отправлен в Рим, а Гиркан остался первосвященником, причем иудеи попросили Помпея не восстанавливать монархию, сами иудеи просили Помпея, потому что они сами устали от этой бесконечной борьбы за власть, которая приводила к таким кровопролитиям, потому что кроме римлян для войны призывали еще и персов, и, в конце концов, поскольку не было ни одного достойного представителя династии Давида, который должен был царствовать законно.

Таким образом, иудеи оказываются фактически под протекторатом Рима. Антипатр, будучи человеком весьма ловким, в 47 году назначается Цезарем прокуратором Иудеи. После его смерти ненадолго воцарился сын Аристовула Антигон. Однако сын Антипатра Ирод отправляется в Рим, и в Риме Антоний назначает Ирода тетрархом, со всеми положенными при этом языческими жертвами и так далее. Ирод с небольшим отрядом высаживается на побережье и идет в сторону Иерусалима, чтобы реализовать свои царские полномочия. Но при этом он женится на Марианне, внучке Гиркана Второго, так что он официально все-таки приобщается к правящей династии, так что царствование себе он этим способом обеспечил. Ирод овладел Иерусалимом в 37 году. Начинается весьма длительное его правление.

Человек этот был исключительных, по-видимому, военных и политических дарований. Если мы вспомним, что происходило в Римской империи до воцарения Октавиана Августа, то остается только удивляться, каким образом Ирод смог маневрировать между всеми борющимися сторонами и при этом уцелеть. Кто там только не был замешан, включая Клеопатру. Тем не менее, Ирод все-таки остался у власти, и одно из известных его деяний то, что в двадцатом году до Рождества Христова он начал перестройку храма. Если вы помните, что когда Христос сказал: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его", ему сказали, что храм этот строился сорок шесть лет. Мы видели, что восстановление храма второе произошло за гораздо меньший срок, то есть за двадцать лет, а вот та реконструкция, которую затеял Ирод, она к моменту этого диалога Христа с иудеями как раз уже продолжалась где-то сорок шесть лет. Но нужно сказать, что Ирод был человеком крайне жестоким, и, понимая всю незаконность своей власти, он весьма жестоко относился и к своим родственникам; спустя семь лет после воцарения он казнил свою жену, после этого у него было еще семь жен. Ирод казнил и многих своих сыновей, так что Август в свое время шутил, говоря, что в доме Ирода гораздо безопаснее быть свиньей, нежели сыном, по той причине, что свинины иудеи не ели, а вот сыновей своих Ирод уничтожал весьма усердно. В конце концов, их осталось только трое: Архелай, Ирод Антипа и Филипп, известные нам уже через Евангелие.

Вот, собственно, конец истории ветхозаветной и начало истории новозаветной. К характеристике Ирода можно прибавить еще вот что: иногда удивляются, почему же такое событие, как избиение младенцев в Вифлееме, никак не было зафиксировано при этом в других источниках. Помимо того, что до нас вообще дошло мало исторических трудов того времени, можно вспомнить другое: когда Ирод уже умирал, он вполне отчетливо понимал, что никто сильно расстраиваться не будет о его кончине. Тогда он повелел взять достаточно большое количество заложников, юношей из самых знатных семейств, и умертвить их в тот момент, когда он умрет, чтобы среди иудеев был плач по случаю его кончины. То есть, понимаете, для человека с таким масштабом злодеяний избиение младенцев в Вифлееме - в общем-то весьма рядовое событие. В связи с Иродом исполняется одно из древнейших пророчеств, которое прозвучало из уст патриарха Иакова: скипетр отошел от Иуды. Со времен царя иудейского Седекии не было царя в самой Иудее, вот разве что кроме Александра Янная, но тут уже скипетр царский попадает в руки идумеянина. И вот в этот момент происходит величайшее событие, а именно Рождество Христово, приходит в мир Христос.

- гл.1, ст.10: и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского – исчесление «эры Селевкидов», а не «до Рождества Христова».

 

Контрольные вопросы:

1. Этимология слова «макковей».

2. Против какой сирийской династии выступили Хасмонеи?

3. Какая из Макковейских книг является каноничской?

4. Расскажите о писателях Маккавейских книг.

5. Как понять слова писателя 2 Маккавейской книги о смешении вина и воды (15:39)?

6. Как вы думаете, почему именно в этой книге поднимается вопрос молитвы за умерших?

7. Как поступил Александр Македонский с Иерусалимом, когда тот отказался включиться в борьбу против персов?

8. Почему иудеи отказались от полных гражданских прав которые предоставил им Птоломей Филопатор?

9. Чем была вызвана симпатия Антиоха IV Епифана к эллинской культуре?

10. Проэллинская деятельность Иасона.

11. Приведите примеры мучеников за веру в период гонений Антиоха Епифана.

12. Почему династия Хасмонеев не была принята некоторыми иудеями как законная царская власть?

13. Расскажите о деятельности Антиоха Епифана при конце жизни.

14. Расскажите, каким образом пришла к власти идумейская династия Иродов.

 

 

При составлении курса лекций была использована следующая литература:

  1. Афанасьев Д.П. Толкование на книгу пророка Исаии (семинарский курс). Ставрополь, 1894.
  2. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. М. 1891.
  3. Библейский словарь Брокгауза.
  4. Бриллиантов Л.И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Могилев, 1914.
  5. Бродович И.. Книга пророка Осии. Киев, 1901.
  6. Буйе Л.. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1965.
  7. Булгаков С., прот. Два града. М.1911. Т. 2.
  8. Булгаков С., прот. Очерки по истории экономических учений, вып. 1. М., 1918.
  9. Гальбиати Э., Пьяцца А.. Трудные страницы Библии. М.: «Путь», 1995.
  10. Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. 1900 г.
  11. Две Библии – два пути. М.: Новости. 2006.
  12. Ефрем Сирин, преп. Творения. Т.6. М.: «Отчий дом». 1995.
  13. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Ев. Матфея, VI, 3.
  14. Корнилъ К. Пророки.
  15. Мауренбрехер М. Пророки. Пг., 1919.
  16. Мень Александр, прот. Исагогика. Ветхий Завет. ПДУ. 2002.
  17. Мень А., прот. Вестники Царства Божия. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1986.
  18. Нарциссов Д. Руководство к изучению пророческих книг Ветхого Завета. Полтава, 1904.
  19. Новая Женевская ученая Библия.
  20. Олесницкий А. Руководство к изучению Священного Писания по творениям Святых Отцов. М.: Изд-во ТСЛ, 2002. репринт.
  21. Пророческие книги. Сост-ль Хергозерский А. М.: Сретенский мон-рь. 1998.
  22. Райт Дж. Библейская археология. СПб.: «Изд-во ОлегаАбышко», 2003.
  23. Рождественский Д.В. Учебное руководство по Священному Писанию. Пг., 1915.
  24. Скабалланович М. Первая глава Книги пророка Иезекииля, 1904; Wаlter Eihordt. Рrophet Ezechiel.
  25. Соболев Михаил, свящ. Пророческие книги Ветхого Завета. Учебное пособие, составленное применительно к программе духовной семинарии. М., 1899.
  26. Соколов Николай, прот. Ветхий Завет. Курс лекций. М.1997.
  27. Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. К.: «Пролог», 2003.
  28. Страхов П., проф.. Воскресение. Идея воскресения в дохристианском религиозно-философском сознинии. Воскресение. К.2002.
  29. Спасский П.Н. Толкование на пророческие книги Ветхого Завета. Книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. СПб., 1899. Изд. 3-е. СПб., 1912.
  30. Толковая Библия. Изд. Преемников А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988.
  31. Б. Тураев. История древнего Востока. Л., 1936.
  32. Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.
  33. Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Историческое исследование. В 3 тт. СПб., 1873. Т. I.
  34. Шихляров Лев, иерей. Конспект по Ветхому Завету.
  35. Покровский А. Книга пророка Исаии. Толковая Библия. Издание преемников А.П.Лопухина, т.5. СПб., 1908.
  36. Шульц Самуил. Ветхий Завет говорит… М.2000.
  37. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет. Книга 2. М.:ПСТБИ, 2003.
  38. Яворский В.. Символические действия пророка Осии. Сергиев Посад, 1902.
  39. Вright J.. А Нistогу оf Israel.
  40. Вrown R. Н. Тhе Вооk оf Daniel. New York, 1962.
  41. Сullmann О.. Тhе Christology of the New Testament. London, 1967.
  42. Danielои J. Lе Dieu d'Ezechiel. - "Bulletin st. Jean Baptiste", 1964, t. v-2.
  43. Еllis Р. Тhе Меn аnd thе Меssage of the Old Теstament. Соllеgеvillе, 1963.
  44. Саrthу J. Мс, Dеnnis. Ноsеа. JBC, I.
  45. Rеtif А., Lатаrсhе Р. Lе Salut des nations, Universalisme et perspectives missionaires dans l'Ancien Testament, 1960.
  46. Row1еу Н. Тhе Маrriage оf Ноsеа.-"Вulletin of the John Rylands Libraгу", 1956.
  47. Scott R.B. The Revelance of the Prophets. N.Y., 1947.
  48. Weiser. Еinleitung in das Alte Testament, 1966.
  49. West М.L. Еаrly Greek Philosophy and Orient, 1971.
  50. Wright G.Е. Вiblical Archaeologу.

 

 


* Примечание: Слову Старейшина славянской Библии соответствует «игуменос» Александрийского кодекса, но его нет в еврейском тексте, в Ватиканском кодексе, у свт. Кирилла Алекс., блж. Иеронима, блж. Феодорита и у блж. Феофилакта. Поэтому некоторыми оно считается глоссой, т.е. пояснительной вставкой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.