Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. Одобрены Главтоннельметростроем




Москва 1984

Одобрены Главтоннельметростроем

Марта 1984 г.

Г.Д. ХАСХАЧИХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ ВРЕМЕННОЙ КРЕПИ
ТОННЕЛЬНЫХ ВЫРАБОТОК

ПРЕДИСЛОВИЕ

Методические рекомендации разработаны в развитие глав СНиП по производству и приемке работ при строительстве (СНиП III-44-77) и проектированию (СНиП II-44-78) тоннелей, а также «Инструкции по применению анкеров и набрызг-бетона в качестве временной крепи выработок транспортных тоннелей» (ВСН 126-78); предназначены для проектировщиков и строителей транспортных тоннелей при выборе вида временной крепи и назначении ее основных конструктив-параметров.

Методические рекомендации разработаны кандидатами техн. наук В.Е. Меркиным, Д.И. Колиным, В.Ф. Сарабеевым, Л.Л. Старчевской, канд. физ.-мат. наук С.Ю. Хазановым, инженерами Л.А. Воробьевым, М.Е. Рыжевским (ЦНИИС), кандидатами техн. наук С.Н. Власовым и В.В. Чеботаевым (Главтоннельметрострой), инж. Р.И. Касаповым (Бамтоннельстрой), докторами техн. наук Н.С. Булычевым и Н.Н. Фотиевой (ТПИ), кандидатами техн. наук Д.М. Голицынским (ЛИИЖТ), Б.З. Амусиным (ВНИМИ), инж. Б.С. Кузнецовым (Норильский ГМК) при участии инж. Л.Н. Колиной (ЦНИИС).

Научное редактирование выполнено кандидатами техн. наук В.Е. Меркиным, Д.И. Колиным и В.В. Чеботаевым.

Предложения и замечания по работе просим направлять по адресу: 129329, Москва, ул. Кольская, д. 1, ЦНИИС, отделение тоннелей и метрополитенов.

Зав. отделением тоннелей и метрополитенов Л.С. Афендиков

1.1. Настоящие Методические рекомендации составлены с учетом соответствующих разделов СНиП II-44-78 «Тоннели железнодорожные и автодорожные» и СНиП III-44-77 «Тоннели железнодорожные, автодорожные и гидротехнические», «Инструкции по применению анкеров и набрызг-бетона в качестве временной крепи выработок транспортных тоннелей» (ВСН 126-78), «Инструкции по учету сейсмических воздействий при проектировании горных транспортных тоннелей» (ВСН 193-81) и предназначены для использования при составлении технической документации на производство работ по проходке и креплению транспортных тоннелей, железнодорожных и автодорожных, а также различных вспомогательных выработок (штолен, камер и т.п.). Рассмотрены применяемые в практике виды крепи - арочная, анкерная и набрызг-бетонная, а также их комбинации. Даны методы расчета опережающих защитных экранов из труб для проходки выработок в зоне неустойчивых грунтов.

Применение Методических рекомендаций должно способствовать обоснованному выбору оптимальной конструкции временной крепи, т.е. конструкции, обеспечивающей безопасное ведение работ и при этом наиболее экономичной для заданных горно-технических условий проходки.

1.2. В качестве источников для разработки Методических рекомендаций использованы результаты многочисленных экспериментальных исследований и опыт строительства тоннелей железнодорожных линий Абакан-Тайшет (1962-1965 гг.), тоннелей БАМа и тоннелей на Кавказе (1976-1983 гг.), теоретические разработки по оценке устойчивости грунтового массива с неподкрепленной и подкрепленной выработками, а также опыт проектирования крепи в других областях подземного строительства (гидротехнического, горно-добывающего и т.п.).

1.3. Развивая отдельные положения перечисленных выше документов (см. п. 1.1), настоящие Методические рекомендации определяют степень устойчивости массива с тоннельной выработкой и в зависимости от ее оценки предлагают соответствующие виды крепи (гл. 2). В Методических рекомендациях дается также сравнение вариантов крепи и оптимизация параметров паспорта временного крепления (гл. 7).

Для повышения общей эффективности строительства (учитывая, что крепь остается на период эксплуатации тоннеля) даются рекомендации по учету временного крепления в расчетах обделки (гл. 10).

1.4. Ориентированные на применение как в строительных, так и в проектных организациях настоящие Методические рекомендации содержат достаточно простые расчетные выражения в виде конечных формул и графиков, а также алгоритмы и программы для проведения на ЭВМ уточненных расчетов, в том числе основанных на методах механики сплошной среды.

1.5. Учитывая, что совершенствование методов расчета подземных конструкций предполагает более полный и строгий учет действующих факторов, в Методические рекомендации включены методики, позволяющие при наличии опытных данных оценить влияние обводненности и рельефа поверхности выработки на работу набрызг-бетонного покрытия (п. 4.8), степени упрочнения массива анкерами (п. 3.4). Наличие этих методик призвано также способствовать лучшему пониманию механизма взаимодействия горных пород с набрызг-бетонной и анкерной крепью.

1.6. Параметры крепи, выявленные расчетным путем, служат основой для составления паспорта временного крепления выработки. Паспорт крепления должен содержать чертеж выработки в двух проекциях с указанием основных размеров и инженерно-геологических условий, включая характеристику трещиноватости. На чертеже указывают:

геометрические размеры отдельных элементов и конструкции крепления в целом (например, длину, расположение анкеров и расстояние между ними, тип анкера и подхвата, размеры зазоров между крепью и оборудованием);

порядок крепления, срок выстойки раствора до начала очередной заходки;

схему конструкции деталей крепи с указанием всех ее размеров и спецификаций;

объемы работ и сведения о материалах для производства крепления;

основные данные для расчета крепи.

Паспорт крепления действителен только в тех инженерно-геологических условиях, для которых он составлен. При изменении условий паспорт должен быть пересмотрен в установленном порядке.

1.7. При определении параметров анкерной и набрызг-бетонной постоянной крепи предоставлена возможность учета сейсмических воздействий от землетрясений с помощью специальных программ для ЭВМ «УШИ-2» и «FAK-I» (см. п. 4.10, приложение 1).

1.8. В Методических рекомендациях использованы определения и условные обозначения, общепринятые в нормативной литературе по тоннелестроению и горному делу (приложение 2).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.