![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приоритетные направления прокурорской деятельности
Соотношение понятий отрасль и направление деятельности. Как было отмечено выше, одной из функций (основным направлением деятельности) прокуратуры РФ является осуществление ПН. Прокурорский надзор, являясь комплексным понятием, включает в себя отрасли ПН. Каждая отрасль ПН включает в себя несколько направлений деятельности (подотраслей), под которыми понимается осуществление надзора за исполнением конкретного закона или нескольких законов, регулирующих общественные отношения в определенной сфере. Так, например, в рамках «общего надзора» на сегодняшний день можно выделить такие направления деятельности (подотрасли) как: осуществление надзора за исполнением закона в социальной сфере; осуществление надзора за исполнением за исполнением законов в экономической сфере; осуществление надзора за исполнением закона в оборонной сфере; осуществление надзора за исполнением закона в административно- юрисдикционной сфере и т.п.. В свою очередь каждое направление деятельности состоит из поднаправлений. Например, надзор за исполнением законов в социальной сфере предполагает осуществление надзора за исполнением законодательства о здравоохранении, за исполнением законодательства о безопасности труда, за исполнением пенсионного законодательства и т.п..
Особое место среди направлений деятельности прокуратуры занимают так называемые приоритетные направления деятельности. Эти направления деятельности включают в себя осуществление прокурорского надзора за наиболее важными на данный момент времени общественными отношениями, а также законами, которые наиболее часто нарушаются. Указанную категорию надзорных отношений в науке ПН принято выделять в отдельное понятие. На сегодняшний день можно выделить следующие приоритетные направления деятельности ПРФ: 1. надзор за законодательством о приватизации государственной и муниципальной собственности; 2. надзор за исполнением земельного законодательства; 3. надзор за исполнением законодательства по борьбе с наркоманией; 4. надзор за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и организованной преступностью; 5. надзор за исполнением законодательства по борьбе с терроризмом; 6. надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами представительной и исполнительной власти субъектов федерации, с целью обеспечения централизации федеральной власти и борьбе с сепаратизмом; 7. надзор за исполнением экологического законодательства. От отраслей и направлений деятельности необходимо отличать участки деятельности (работы) органов прокуратуры, которые выделяются с учетом специфических задач, решаемых ими. Под участком деятельности необходимо понимать самостоятельный вид прокурорского надзора, характеризующуюся определенным предметом и спецификой методов ее осуществления независимо от его отраслевой принадлежности. Участок характеризуется: 1) наличием особого предмета надзора; 2) специфичными методами надзорной деятельности; 3) наличием аналогичных вопросов во всех отраслях ПН и основных направлениях деятельности ПРФ; особой значимости указанных вопросов для общества и государства, которые устанавливают дополнительные гарантии соблюдение законности при их решении. Основное отличие понятия «участок работы прокуратуры» и «приоритетное направление деятельности» прокуратуры заключается в том, что участки работы существуют всегда или в течение продолжительного периода времени, а приоритетные направления надзора определяют на данный момент времени. Основными участками работы прокуратуры (видами ПН) являются: прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних; а также рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений. Например, надзор за исполнением законов о несовершеннолетних проводится во всех отраслях ПН: в сфере «общего надзора», надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, при осуществлении уголовного преследования, при отбывании наказания несовершеннолетними правонарушителями и в иных отраслях ПН. Для реализации задач, стоящих перед определенными участками надзорной работы в органах прокуратуры создаются специализированные отделы и группы
10. Правовые средства прокурорского надзора: понятие и виды Под правовыми средствами одни понимают полномочия прокуроров, а также порядок и форму их реализации. Другие – установленные законодательством правомочия (полномочия) прокурора по реализации возложенных на него функций. Третьив это понятие включают полномочия прокуроров и акты прокурорского надзора. Четвертые определяют правовые средства как предусмотренные законодательством формы реализации полномочий прокурора, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона. По сути дела все указанные подходы отражают единое содержание рассматриваемого понятия, под которым понимается определенный законодательством РФ объем полномочий прокуроров, а также форма их реализации. Поскольку основной формой реализации полномочий прокурора является вынесение актов прокурорского реагирования, в содержание понятия правовых средств принято выделять три основные элемента: 1) установленные действующем законодательством полномочия прокурора, направленные на реализацию возложенных на прокуратуру функций; 2) акты прокурорского реагирования; 3) механизм реализации полномочий прокурора и вынесения актов прокурорского реагирования. Таким образом, понятие «правовые средства прокурорского надзора» является комплексным и включает в себя три основных элемента: полномочия прокурора, акты прокурорского реагирования и механизм реализация полномочий и вынесения актов реагирования. Иногда в литературе вместо термина правовые средства используется понятие «формы прокурорского надзора». Принципиальной разницы между указанными категориями не существует. Характерной особенностью правовых средств является то, что при их применении между прокуратурой и поднадзорными субъектами всегда возникают правовые отношения, в то время как применение неправовых средств таких отношений может и не вызвать. Правовые средства могут быть классифицированы по различным основаниям, в частности по цели, характеру, форме и порядку применения. По цели они делятся на средства, направленные на: 1) выявление нарушений законов, причин, их порождающих и условий, им способствующих (истребование актов и документов, требование о выделение специалистов); 2) устранение нарушений законов и обстоятельств, им способствующих (принесение протестов на противоречащий закону акт; внесение представлений об устранении нарушений закона и т.п.); 3) предупреждение нарушений закона (предостережение о недопустимости закона, санкционирование некоторых действий администрации исправительного учреждения, дача согласия на совершение определенных следственных и процессуальных действий дознавателем и т.п.). По форме правовые средства делятся на предусмотренные законодательством: 1) действия (предъявление и поддержание иска, разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод, самостоятельно совершение прокурором отдельных процессуальных действий при производстве предварительного расследования в форме дознания и т.п.); 2) акты (протест, представление, предостережение и т.п.). По характеру правовые средства можно разделить на: обязывающие (требование о выделении специалиста, истребование документов, назначении проверки и т.п.); приостанавливающие (приостановление действия актов администрации исправительного учреждения в случае противоречия действующему законодательству); распорядительные (письменные указания и поручения органу дознания о проведении отдельных процессуальных действий и т.п.). По порядку применения они делятся на: общие, характерные для всех отраслей прокурорского надзора (принесение протеста, внесение представления, проведение прокурорской проверки); специфические, характерные для отдельных отраслей прокурорского надзора (объявление предостережения возможно только в надзоре за исполнением законов и законностью правовых актов).
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |