Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших




Предметом допроса свидетелей являются любые обстоятельства, подле­жащие установлению по делу, в том числе относящиеся к личности обви­няемого и потерпевшего и к взаимоотношениям с ними свидетелей.

Любое лицо, которое способно правильно воспринимать обстоятельст­ва, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, мо­жет быть свидетелем. Исключение составляет лишь защитник обвиняемо­го, который не может быть допрошен об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением своих обязанностей.

Возраст, по достижении которого лицо может быть допрошено в каче­стве свидетеля, законом не установлен. Способность малолетнего или не­совершеннолетнего свидетеля правильно воспринять событие и дать о нем показания зависит, помимо общих факторов, которые упоминались ранее, от степени развития ребенка или подростка, понимания им происходяще­го, что необходимо учитывать при оценке его показаний.

Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспринимавший событие преступления или другие значимые для дела обстоятельства, так и тот, кто знает о них со слов других лиц или из документов. В последнем случае он должен сообщить источник своих сведений.

Потерпевший, т. е. лицо, которому преступлением причинен мораль­ный, физический или имущественный вред, как и свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым. Однако его заинтересо­ванность, а также возможность ошибочного восприятия фактов в силу об­становки события и опасности, которой он подвергался, должны быть уч­тены при допросе и оценке показаний. В остальном тактики допроса по­терпевшего и свидетелей настолько близки, что их можно рассматривать совместно.

Допрос свидетелей и потерпевшего можно разделить на четыре этапа: установление психологического контакта; свободный рассказ; постановка вопросов; ознакомление допрашиваемого с протоколом и магнитной запи­сью показаний.

На установление контакта влияют обстановка допроса, манера поведе­ния следователя, умение владеть собой, его тон, внешний вид. Определен­ное значение имеет также и форма предупреждения допрашиваемого об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Выполнять это требование закона нельзя шаблонно. В зависимости от лич­ности допрашиваемого и его ожидаемого поведения следователь и выбира­ет форму предупреждения: от строго официальной с акцентом на возмож­ную ответственность перед законом до осторожного разъяснения с подчер­киванием того, что эти требования относятся ко всем свидетелям и потерпевшим и не обусловлены недоверием.

В целях установления контакта с допрашиваемым может быть исполь­зована и та беседа, которую ведет с ним следователь при заполнении ан-


§ 3. Общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших 581

кетной части протокола допроса. При этом следователь может выходить за рамки протокола, интересоваться не только анкетными, но и иными дан­ными, его окружением, условиями жизни и работы, психофизическими ка­чествами. Таким образом следователь получает и дополнительную инфор­мацию о личности допрашиваемого.

При затрудненном контакте рекомендуется:

а) проявить подчеркнуто чуткое, внимательное, уважительное отноше­
ние к допрашиваемому, спокойствие и уравновешенность в обращении
с ним;

б) выразить потерпевшему сочувствие и понимание;

в) провести беседу на второстепенную, нейтральную тему; подробно
расспросить об образе жизни, связях, увлечениях, круге интересов и т. п.;

г) помочь советом, сообщить номер служебного телефона для срочной
связи в случае необходимости;

д) выяснить мотивы, по которым допрашиваемый отказывается давать
показания, и попытаться преодолеть их; об этом будет сказано подробнее1.

Далее следователь предлагает допрашиваемому рассказать все известное по делу. Начинается этап допроса, именуемый свободным рассказом.

Свободный рассказ — это изложение лицом известных ему фактов в той последовательности, которую ему рекомендует следователь или которую он избирает сам. Этот этап допроса является необходимым по следующим ос­нованиям:

следователь не всегда представляет себе, какими данными и в каком объеме располагает свидетель или потерпевший. При свободном рассказе он может сообщить такую важную информацию, о характере и наличии которой следователь и не предполагал и которую не стремился бы полу­чить путем постановки вопросов;

изложение допрашиваемым тех или иных данных в удобной для него последовательности облегчает их припоминание, способствует более пол­ному воспроизведению запечатленного;

свободный рассказ помогает следователю составить более полное и пра­вильное представление о взаимоотношениях допрашиваемого с другими проходящими по делу лицами, об избранной им линии поведения на след­ствии, о степени его фактической осведомленности.

Следователь может рекомендовать определенный порядок (последова­тельность) изложения, когда допрашиваемому предстоит дать показания по большому количеству эпизодов или обстоятельств и сам он затрудняется в выборе такого порядка (иногда даже спрашивает, с чего ему начать рас­сказ). В некоторых случаях следователь из тактических соображений может предложить допрашиваемому сначала осветить определенный факт, а уж потом рассказать обо всем остальном. В криминалистике такой тактиче­ский прием получил название «деление темы свободного рассказа». Цель этого приема двоякая: либо направить рассказ допрашиваемого по опреде­ленному руслу — на выяснение наиболее важных обстоятельств, либо удер­жать его от дачи ложных показаний, если такая опасность вероятна. В по­следнем случае, дав правдивые показания об одном факте, допрашиваемый будет вынужден, чтобы не противоречить самому себе, правдиво рассказать и об остальных.

1 См. также: Справочник следователя. М., 1990. Вып. I. С. 153.



Глава 36. Тактика допроса


Как правило, следователь не должен прерывать свободный рассказ реп­ликами или вопросами. Подобное вмешательство может сбить допраши­ваемого, порядок его изложения окажется нарушенным, и, как следствие, он может запутаться в показаниях, упуская при этом важные для дела дан­ные. Только когда следователь убедится, что допрашиваемый очень откло­нился от предмета допроса и что такое отклонение не является необходи­мым для припоминания значимых для дела фактов, он может предложить допрашиваемому держаться ближе к существу. Не рекомендуется останав­ливать рассказ для того, чтобы потребовать от допрашиваемого изложить те или иные данные более подробно, указать какие-то детали освещаемого им факта. Все это можно будет сделать на следующем этапе допроса, не рискуя прервать нить воспоминаний.

По ходу свободного рассказа протоколирование не рекомендуется, по­скольку неминуемо приводит к перерывам, отвлекает допрашиваемого, ос­лабляет его усилия по припоминанию тех или иных фактов, нарушает воз­никшие у него ассоциативные связи. На этом этапе допроса следователь должен делать лишь заметки о соображениях, возникших у него по ходу свободного рассказа, пропусках в нем, вопросах, которые нужно будет за­дать впоследствии. Допрашиваемый должен постоянно чувствовать заинте­ресованность в его показаниях. Это укрепит его в сознании важности ис­полняемого им гражданского долга, оказываемой им помощи следствию и послужит дополнительным стимулом к даче правдивых показаний. И сле­дователь при этом сможет полнее воспринимать свободный рассказ допра­шиваемого, четче его анализировать и оценивать.

После окончания свободного рассказа, который, как правило, не исчер­пывает предмета допроса, следователь путем постановки вопросов воспол­няет и уточняет полученные показания, выявляет новые факты, которые не упоминались в свободном рассказе, получает контрольные данные, не­обходимые для проверки показаний, помогает свидетелю или потерпевше­му вспомнить забытое. Если полученные показания, по оценке следовате­ля, являются ложными, то на этом этапе допроса он должен: при добросо­вестном заблуждении допрашиваемого — помочь ему исправить ошибки, при умышленной даче ложных показаний — изобличить его и побудить дать правдивые показания.

В целях «оживления» памяти свидетеля или потерпевшего (эти приемы могут быть использованы также и при допросе подозреваемого и обвиняе­мого, искренне стремящихся вспомнить то или иное обстоятельство) при­меняются следующие тактические приемы допроса.

1. Допрос с использованием ассоциативных связей. Представления, воз­никающие в сознании свидетеля или потерпевшего в связи с воспринимав­шимся событием, вступают друг с другом в определенные связи, называе­мые ассоциативными. Поэтому за припоминанием одного факта «всплыва­ют» и связанные с ним — предшествующие, сопутствующие, последующие либо сходные или контрастные. С целью появления таких связей следова­тель задает допрашиваемому вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежным с ним фактам, помогает установить сначала их (они могут хоро­шо сохраниться в памяти допрашиваемого), а затем, по ассоциации, и ис­комый.

2. Допрос на месте. Это разновидность допроса с использованием ассо­циативных связей, когда их «оживлению» служит не задаваемый следовате­лем вопрос, а повторное восприятие той обстановки, в которой происходи-


§ 4. Общие положения тактики допроса подозреваемых и обвиняемых 583

ло расследуемое событие. Допрос на месте не следует смешивать с другим следственным действием — проверкой и уточнением показаний на месте, о котором речь пойдет в дальнейшем. Это обычный допрос, только прово­дится он на месте события (место допроса при этом не осматривается, по­казания с обстановкой не сопоставляются).

Сходный с допросом на месте прием — предъявление допрашиваемому для повторного восприятия тех или иных предметов, связанных с интере­сующими следствие обстоятельствами. Такие предметы могут оказаться своеобразным стимулятором в припоминании забытого: их вид вызовет связанные с ними ассоциации, которые и приведут к припоминанию иско­мого факта. Этим же целям может послужить графическое изображение допрашиваемым определенной ситуации, например схемы расположения предметов на описываемом им месте или участников события либо изобра­жение какого-либо объекта. Сам процесс изготовления схемы, плана, чер­тежа, рисунка может рождать нужные ассоциации.

3. Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств. Воспроизво­дя показания повторно, допрашиваемый может вспомнить упущенные или забытые им при первом допросе факты. Это объясняется явлением реми­нисценции, под которым в психологии понимают усиление в памяти но­вых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. Как показали опыты, примерно в 40% случаев повторное воспроизведение было полнее первоначального. Это вовсе не значит, что практика повторных допросов должна стать правилом; но, во-первых, повторный допрос иногда служит целям припоминания забытого и, во-вторых, не следует непременно по­дозревать допрашиваемого в нечестности, если при повторном допросе он расскажет о фактах, которые ранее упустил.

Ассоциативные связи могут быть использованы и в тех случаях, когда свидетель или потерпевший дает на допросе неверные показания, искрен­не считая, что говорит правду. Такое заблуждение может быть результатом воздействия упоминавшихся объективных и субъективных факторов, в том числе влияния других лиц, собственных переживаний, фантазий. Задача следователя заключается в том, чтобы отделить все эти «наслоения» от под­линно воспринятого, попытаться устранить причины искажения истины и восстановить в представлении допрашиваемого картину события в том ви­де, в каком оно происходило в действительности. Помимо ассоциативных связей могут быть использованы и такие средства, как ознакомление доп­рашиваемого (в необходимых пределах) с показаниями других лиц о тех же обстоятельствах и очная ставка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.