Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К различным видам деятельности




Понятие о ПДК и гигиенических требованиях

Предельно допустимые концентрации (ПДК) - нормативы, устанав­ливающие концентрации вредного вещества в единице объёма (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа рабо­тающих), которые при воздействии за определённый промежуток вре­мени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают небла­гоприятных последствий у его потомства [169-177].

Анализ того, как изменяются с течением времени значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительно­сти, вернее - об относительности наших знаний о безопасности или опас­ности тех или иных веществ. Достаточно вспомнить о том, что в пятиде­сятые годы ХХ века ДДТ считался одним из безопаснейших для человека инсектицидов и широко рекламировался для использования в быту. Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК)2 - по­лученные расчётным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года.

В различных публикациях иногда встречаются и другие характери­стики за­грязняющих веществ. Под токсичностью понимают способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, что в свою очередь приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям) или, в тяжёлых случаях, к гибели. Фактически токсичность - мера несо­вмести­мости вещества с жизнью.

Степень токсичности веществ принято характеризовать величиной токсической дозы - количеством вещества (отнесенным, как правило, к единице массы животного или человека), вызывающим определённый токсический эффект. Чем меньше токсическая доза, тем выше токсич­ность.

Различают среднесмертельные (ЛД50), абсолютно смертельные (ЛД100), минимально смертельные (ЛД0-10) и другие дозы. Цифры в индексе отражают вероятность (%) появления определённого токсиче­ского эффекта - в данном случае, смерти, в группе подопытных живот­ных. Следует иметь в виду, что величины токсических доз зависят от пу­тей поступления вещества в организм. Доза ЛД50 (гибель половины под­опытных животных) дает более определённую в количе­ст­венном отноше­нии характеристику токсичности, чем ЛД100 или ЛД10. В зависимости от типа дозы, вида животных и пути поступления, вы­бран­ных для оценки, порядок расположения веществ на шкале токсично­сти может меняться. Величина токсической дозы не используется в сис­теме нормирования.

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и со­стоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регу­лируют его деятельность. Требования, предъявляемые собственно к ис­точникам воздействия, отражают научно-технические нормативы. К на­учно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбро­сов вредных веществ (ПДВ и ПДС), а также технологические, строитель­ные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды. В основу установления научно-техниче­ских нормативов положен следующий принцип: при условии со­блюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям са­нитарно-ги­гиенического нормирования.

Научно-техническое нормирование предполагает введение ограничений деятельности хозяйственных объектов в отношении загрязнения окружающей среды, иными словами, определяет предельно допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву. Таким образом, от предприятий требу­ется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение преде­лов выбросов и сбросов вредных веществ, установленных для объекта в целом или конкретных источников, входящих в его состав. Зафиксиро­ванное превышение величин ПДКв или ПДКмр в окружающей среде само по себе не является нарушением со стороны предприятия, хотя, как правило, служит сигналом невыполнения установленных научно-техни­ческих нормативов (или свидетельством необходимости их пересмотра).

Под качеством атмосферного воздуха понимают совокупность свойств атмосферы, определяющую степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, растительный и живот­ный мир, а также материалы, конструкции и окружающую среду в це­лом.

Нормативами качества воздуха определены допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной (предназначенной для размещения промышленных предприятий, опытных производств на­учно-исследовательских институтов и т. п.), так и в селитебной зоне (предназначенной для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений) населённых пунктов [173, 174].

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) [173] - концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, или при другой продолжитель­ности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе ра­боты или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поко­лений. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 метров над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих.

Как следует из определения, ПДКрз представляет собой норматив, ограничивающий воздействие вредного вещества на взрослую работо­способную часть населения в течение периода времени, установленного трудовым законодательством. Недопустимо сравнивать уровни загрязне­ния селитебной зоны с установленными ПДКрз, а также говорить о ПДК в воздухе вообще, не уточняя, о каком нормативе идёт речь.

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) - концентрация вредного вещества в воздухе населённых мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека.

Понятие ПДКмр используется при установлении научно-техниче­с­ких нормативов - предельно допустимых выбросов загрязняющих ве­ществ. В результате рассеяния примесей в воздухе при неблагоприятных метеорологических условиях на границе санитарно-защитной зоны пред­приятия концентрация вредного вещества в любой момент времени не должна превышать ПДКмр.

Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) - это концентрация вредного вещества в воздухе населённых мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании. Таким образом, ПДКсс рас­счи­тана на все группы населения и на неопределённо долгий период воз­дей­ствия и, следовательно, является самым жёстким санитарно-гигиени­чес­ким нормативом, устанавливающим концентрацию вредного вещества в воздушной среде.

Предложен ряд комплексных показателей загрязнения атмосферы (совместно несколькими загрязняющими веществами). Самым распро­стра­ненным и рекомендованным методической документацией Госкомэ­кологии является комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Его рассчитывают как сумму нормированных по ПДКсс и приве­дённых к концентрации диоксида серы средних содержаний различных веществ.

Для сопоставления данных о загрязненности несколькими вещест­вами атмосферы разных городов или районов города комплексные ин­дексы загрязнения атмосферы должны быть рассчитаны для одинакового количества (n) примесей. При составлении ежегодного списка городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы для расчета комплексного индекса Yn используют значения единичных индексов Yi тех пяти ве­ществ, у которых эти значения наибольшие.

В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» [169] и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» [170] питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Под качеством воды в целом понимается характеристика её состава и свойств, определяющая её пригодность для конкретных видов водопользования; при этом показа­тели качества представляют собой признаки, по которым производится оценка качества воды.

По санитарному признаку устанавливаются микробиологические и паразитологические показатели воды (число микроорганизмов и число бактерий группы кишечных палочек в единице объёма). Токсикологиче­ские показатели воды, характеризующие безвредность её химического состава, зависят от содержания химических веществ, которое не должно превышать установленных нормативов. При определе­нии качества воды учитывают органолептические (воспринимаемые органами чувств) свойства: температура, прозрачность, цвет, запах, вкус, жёсткость.

Предельно допустимая концентрация в воде водоёма хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв) - это концен­трация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиениче­ские условия водопользования.

Предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное коли­чество) вредного вещества в продуктах питания (ПДКпр) - это концен­трация вредного вещества в продуктах питания, которая в течение неог­раниченно продолжительного времени (при ежедневном воздействии) не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека.

Основным нормативом сбросов загрязняющих веществ, установлен­ным в Российской Федерации, является предельно допустимый сброс (ПДС) - масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к от­ведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контроль­ном пункте. ПДС - предел по расходу сточных вод и концентрации со­держащихся в них примесей - устанавливается с учётом предельно до­пустимых концентраций веществ в местах водопользования (в зависи-мости от вида водопользования), ассимилирующей способности водного объекта, перспектив развития региона и оптимального распреде­ления массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасы­ваю­щими сточные воды.

ПДС устанавливаются для каждого источника загрязнения и каж­дого вида примеси с учётом их комбинированного действия. В основе определения ПДС (по аналогии с ПДВ) лежит методика расчёта концентраций загрязняющих веществ, создаваемых источником в контрольных пунктах - расчётных створах - с учётом разбавления, вклада других ис­точников, перспектив развития (проектируемые источники) и т.д.

Общий принцип установления ПДС - величина ПДС должна гаран­тировать достижение установленных норм качества воды (санитарных и рыбохозяйственных) при наихудших условиях для разбавления в водном объекте [177].

При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятель­ности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для хо­зяйственно-питьевых и культурно-бытовых целей, нормы качества по­верхностных вод (или их природный состав и свойства в случае природ­ного превышения этих норм) должны выдерживаться на водото­ках, на­чиная со створа, расположенного в одном километре выше бли­жайшего по течению пункта водопользования (водозабор для хозяйст­венно-питье­вого водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населённого пункта и т.п.) вплоть до самого места водопользования, а на водоёмах - на акватории в радиусе одного кило­метра от пункта водополь­зования. Ближайшие пункты водопользования определяются органами санитарно-эпидемиологической службы.

Для сбросов сточных вод в черте населённого пункта в соответст­вии с «Правилами охраны поверхностных вод», утвержденными Госкомприроды СССР 21.02.1991 г. [171], ПДС устанавливаются, исходя из отнесения нормативных требований к самим сточным водам. При этом следует руководствоваться тем, что использование водных объ­ектов в черте населённых мест относится к категории коммунально-бы­тового водопользования.

В случае, если значения ПДС по объективным причинам не могут быть достигнуты, для таких предприятий устанавливаются временно со­гласованные сбросы вредных веществ (ВСС) и вводится поэтапное сни­жение показателей сбросов вредных веществ до значений, которые обес­печивают соблюдение ПДС.

 

2.3. Общие санитарно-технические требования
к производственным помещениям и рабочим местам

 

Создание рациональных санитарно-технических условий на пред­п­риятиях – важная задача, от решения которой зависит здоровье трудовых коллективов, безопасные условия, производительность труда и культура производства в целом.

Общие санитарно-технические требования к производственным по­мещениям, рабочим местам и зонам, а также к микроклимату изложены в Строительных нормах и правилах (СНиП) и Санитарных нормах проек­тирования предприятий (СН).

При начале любой деятельности надо заранее ознакомиться с санитарно-техническими и противопожарными требованиями, чтобы оценить необходимые финансовые и трудовые затраты для их выполнения, а также необходимые затраты времени для выполнения соответствующих работ. В настоящее время в России действует около 1300 федеральных и межотраслевых нормативных документов по охране труда, указанных на сайте Санкт-Петербургского научно-исследовательского института охраны труда www.niiot.ru/doc/catalogue [1], многих сотен нормативных документов по пожарной безопасности и очень многих других документов, причём в многие из них часто вносятся многочисленные дополнения и изменения. Все финансовые затраты в целях выполнения указанных действующих нормативных актов, а также предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение их требований несут при рыночной экономике собственники любого бизнеса и руководители хозяйственных субъектов любых организационно-правовых форм. В результате этого финансовые и трудовые затраты на выполнение многочисленных требований нормативных документов могут быть очень велики и снизить экономическую эффективность бизнеса, а нередко – и сделать его вообще невыгодным и очень убыточным (особенно для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые только начинают свою деятельность в разных сферах). Поэтому для предотвращения неоправданных финансовых и трудовых затрат и рисков банкротства и других проблем эти требования необходимо очень внимательно изучать и анализировать заранее, чтобы не поставить затем неожиданно в очень трудное положение свою семью и своих работников.

Площадку для размещения предприятий (территорию) выбирают, исходя из генеральных планировок развития населённых пунктов. Раз­меры площадки определяют в соответствии со строительно-санитарными нормами с учётом возможного расширения предприятия на перспективу. Площадка должна быть на сухом, незатопляемом месте с прямым сол­нечным освещением, естественным проветриванием, иметь относительно ровную поверхность, располагаться вблизи водоисточника с отводом сточных вод. Должны быть обеспечены удобства подхода, подъезда транспортных средств, соблюдены условия охраны труда и техники безо­пасности, а также противопожарной защиты. Предприятия следует рас­полагать так, чтобы исключить неблагоприятное воздействие одного предприятия на другое.

В селитебной зоне разрешается размещать предприятия, не выде­ляющие производственных вредностей, не производящие шума и с неогне­опасным и технологическими процессами. Предприятия с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибра­ции, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений, необходимо отделять от зоны заселения санитарно-защитными зонами.

Санитарная классификация производственных предприятий преду­сматривает размеры санитарно-защитной зоны, которая должна быть благоустроена и озеленена. Зелёные насаждения благоприятно влияют на микроклимат участка, положительно воздействуют на организм человека и его нервную систему. Одновременно необходимо проводить озелене­ние помещений (интерьеров рабочих помещений, цехов, торговых залов, офисов и др.). Озеленение имеет большое санитарно-гигиеническое и эстетическое значение, так как улучшает состав воздуха, снижает темпе­ратуру в жаркое время года, повышает влажность. Запах, цвет, шелест листьев благоприятно влияют на трудоспособность человека.

Важное значение имеют санитарные разрывы между зданиями. Если здания освещаются через оконные проемы, то санитарные разрывы должны быть не менее наибольшей высоты от уровня земли до карниза противостоящего здания. От открытых складов строительных материа­лов, топлива или других пылящих товаров до производственных и вспо­могательных зданий и помещений санитарные разрывы должны быть не менее 20 метров.

На предприятиях согласно установленным правилам должны быть оборудованные места для сбора отбросов, отходов и мусора. Их разме­щение и устройство согласовывают с местными органами санитарно-эпидемиологической службы.

Объемно-планировочные и конструктивные решения производст­венных зданий и сооружений должны отвечать требованиям СНиП (раздел технологического и санитарного проектирования).

Объём производственных помещений на одного работника должен со­ставить не менее 15 м3, площадь – не менее 4,5 м2, высота – не менее 3,2 м. Производственные помещения должны содержаться в надлежащей чистоте.

На предприятиях со значительным выделением пыли уборку поме­щений следует проводить при помощи пылесосных установок или путём гидросмыва.

Помещения с тепловыделениями (более 20 ккал/(м3·с)), а также про­изводства с большими выделениями вредных газов, паров и пыли следует располагать у наружных стен зданий и сооружений. В многоэтажных зданиях эти производства следует размещать в верхних этажах и осна­щать приточно-вытяжной вентиляцией.

В отапливаемых производственных и вспомогательных помеще­ниях, за исключением особо сырых помещений, не допускается образо­вание конденсата на внутренних поверхностях наружных ограждений. Поэтому стены в таких помещениях покрывают защитно-отделочным пароизоляционным слоем.

Отделка стен должна быть прочной, гигиеничной, экономичной в эксплуатации и отвечать эстетическим требованиям. Рекомендуется применять отделочные элементы заводского изготовления: панели, щиты и плиты различной формы и цвета, выполненные из современных искус­ственных строительных материалов; панели стен в помещениях для при­ёмки, хранения и подготовки к продаже продовольственных товаров, а также в моечных и душевых должны быть облицованы водоустойчи­выми синтетическими материалами, глазурованной плиткой или окра­шены масляными либо водоустойчивыми синтетическими красками на высоту не менее 1,8 метра.

Полы в производственных помещениях следует делать из материалов, обеспечивающих удобную очистку их и отвечающих эксплуатационным требованиям для данного производства. Конструкции полов и верхних покрытий выбирают с учётом технологического процесса, выполняемого в отдельных видах помещений. Наиболее распространенными являются цементобетонные, асфальтобетонные, асфальтовые, плиточные и деревянные полы. Эксплуатационным и санитарным требованиям для склад­ских помещений отвечают полы с асфальтобетонными покрытиями. Це­ментобетонные полы при эксплуатации выделяют большое количество пыли, вредно действующей на организм человека и механизмы.

Как правило, на предприятиях должны быть вспомогательные сани­тарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, курительные, пункты питания, комнаты отдыха, здравпункты, комнаты личной гигиены женщин и др.). Состав этих помещений, размеры и обо­рудование зависят от санитарной характеристики, производственных процессов, численности работников, а также других факторов и опреде­лены в СНиП.

Важное значение для охраны труда работников предприятий имеет правильная планировка и устройство выходов, проходов, лестниц и пло­щадок. Они должны отвечать строительным, эксплуатационным, санитарно-техническим и противопожарным требованиям. Рациональное раз­мещение технологического оборудования внутри помещений влияет на организацию технологических процессов, повышение производительно­сти труда и его охраны. Размещение оборудования должно быть удобным и безопасным в эксплуатации.

Большое значение для охраны труда имеет водоснабжение предпри­ятий. Оно должно обеспечить потребность предприятия в питьевой воде, для хозяйственно-гигиенических, производственных и противопожарных целей. Различают два вида водоснабжения: централизованное и децентрали­зованное. При централизованном водоснабжении вода подаётся по тру­бопроводам общего пользования, при децентрализованном – поступает из местных источников (колодцев, родников, водоемов).

Выбор источников хозяйственно-питьевого водоснабжения необхо­димо согласовывать с местными администрациями и местными органами санитарно-эпидемиологической службы. Качество воды должно отвечать требованиям ГОСТа на питьевую воду. Применение сырой воды для питья допускается только с разрешения органов санитарно-эпидемиологи­чес­кой службы.

Все предприятия согласно санитарным правилам и нормам должны иметь канализационные сооружения, предназначенные для приёма, уда­ления и обезвреживания сточных вод, а также отведения их на опреде­лённые участки. В производственных и вспомогательных помещениях освещение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха обес­печивают оптимальные параметры воздушной среды, способствующие сохранению здоровья человека и повы­шению его трудоспособности.

Комплексным изучением производственных условий, влиянием их на организм человека, а также разработкой мероприятий по их улучшению и внедрению занимаются службы гигиены труда и производственной санитарии. Совершенствование условий труда на предприятиях осущест­вляется за счёт рационализации технологических процессов, внедрения современной техники, выявления и устранения вредных факторов, а также проведения профилактических и защитных мероприятий.

 

2.4. Параметры микроклимата учебных помещений
и их влияние на организм человека

Большое влияние на самочувствие, здоровье и работоспособность человека оказывает микроклимат учебных и других помеще­ний, кото­рый по ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Пара­метры микроклимата в помещениях» [178] ха­рактеризуется следующими пара­мет­рами: 1 – температура воздуха; 2 – скорость движения воздуха; 3 – от­носи­тельная влажность воздуха; 4 – результирующая темпера­тура по­меще­ния; 5 – локальная асимметрия результирующей температуры.

В ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» [178] даны следующие определения:

- микроклимат помещения – состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций, влажно­стью и подвижностью воздуха;

- оптимальные параметры микроклимата – сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематиче­с­ком воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое сос­тояние организма при минимальном напряжении механизмов терморе­гуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находя­щихся в помещении;

- допустимые параметры микроклимата – сочетания значений па­раметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать общее и локальное ощущение дискомфорта, ухудшение самочувствия и понижение работоспособно­с­ти при усиленном напряжении механизмов терморегуляции не вызы­вают повреждений или ухудшения состояния здоровья;

- холодный период года – период года, характеризующийся сред­несуточной температурой наружного воздуха, равной 8 °С и ниже;

- тёплый период года – период года, характеризующийся средне­суточной температурой наружного воздуха выше 8 °С;

- радиационная температура помещения tr – осредненная по пло­щади температура внутренних поверхностей ограждений помещений и отопительных приборов;

- результирующая температура помещения tsu – комплексный по­казатель радиационной температуры помещения и температуры воз­духа в помещении, определяемый по приложению А ГОСТ 30494-96 [143] (при скорости движения воздуха до 0,2 м/с tsu = (tp + tr)/2, где tp – тем­пература воздуха в помещении,°С; tr – радиационная температура помещения,°С);

- температура шарового термометра – температура в центре тон­ко-стенной полой сферы, характеризующая совместное влияние темпе­рату­ры воздуха, радиационной температуры и скорости движе­ния воздуха;

- локальная асимметрия результирующей температуры – разность результирующих температур в точке помещения, определенных шаро­вым термометром для двух противоположных направлений;

- скорость движения воздуха – осреднённая по объёму обслужи­ваемой зоны скорость движения воздуха;

- обслуживаемая зона помещения (зона обитания) – пространство в помещении, ограниченное плоскостями, параллельными полу и сте­нам: на высоте 0,1 м и 2,0 м над уровнем пола (но не ближе 1 м от потолка при потолочном отоплении), на расстоянии 0,5 м от внутрен­них поверхностей наружных и внутренних стен, окон и отопительных приборов.

Метеорологические условия рабочей среды (микроклимат) оказывает влияние на процесс теп­лообмена и характер работы. Длительное воздействие на че­ловека небла­гоприятных метеорологических условий резко ухудшает самочувствие, снижает производительность труда и приводит к заболева­ниям. При нор­мировании метеорологических условий в помещениях учи­тывают время года и физическую тяжесть выполняемых работ. Под вре­менем года под­разумевают два периода: холодный (среднесуточная температура наруж­ного воздуха составляет +10 ºС и ниже) и тёплый (со­ответствующее зна­чение превышает +10 ºС). Для создания благоприят­ных условий работы, соответствующих физиологическим потребностям человеческого организма, санитарные нормы устанавливают оптимальные и допустимые метеороло­гические условия в помещении. Оптимальные микроклиматические ус­ловия представляют собой сочетание количественных показателей мик­роклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального теплового состояния его организма без напряжения механизмов терморегуляции. Они обеспечи­вают ощущение теплового комфорта и создают предпосылки для высо­кого уровня работоспособности. Допустимые микроклиматические усло­вия представляют собой сочетание количественных показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать преходящие и быстро нормализующиеся из­менения теплового состояние его организма, сопровождающиеся напря­жением организма терморегуляции, не выходящие за пределы физиологиче­ских приспособительных возможностей. При этом не возникает ухудшения или нарушения состояния здоровья, но могут наблюдаться дискомфортные теплоощущения, ухудшение самочувст­вия и снижение работоспособности.

В состав атмосферного воздуха входит азот (78,08 %), кислород (20,95 %), углекислый газ (0,03 %), аргон и другие газы (0,94 %). Кислород необходим для поддержания жизнедеятельности человека. При дыхании поступающая в легкие венозная кровь освобождается от углекислоты и обогащается кислородом. В процессе движения по телу кровь отдаёт тканям кислород и отбирает образовавшуюся в них углекислоту. Газообмен происходит нормально при давлениях, близких к атмосферному. Азот – газ физиологически безвредный. Углекислый газ слабо ядовит, но опасен тем, что, замещая кислород, уменьшает его содержание в воздушной среде. В состав воздуха, кроме того, входят водяные пары, пыль и другие примеси. Небольшие отклонения в содержании указанных газов и в первую очередь уменьшение концентрации кислорода и увеличение содержания углекислоты снижают работоспособность, а при значительных отклонениях от нормы атмосфера становится опасной для жизни человека.

Существенное влияние на организм человека оказывают изменения атмосферного давления в сторону повышения или понижения. Влияние повышенного давления связано с механическим (компрессионным) и физико-химическим действием газовой среды. Оптимальная диффузия кислорода в кровь из газовой смеси в лёгких осуществляется при атмосферном давлении около 760 мм рт. ст. Проникающий эффект при повышенном атмосферном давлении может привести к токсическому действию кислорода и индифферентных газов, повышение содержания которых в крови может вызвать наркотическую реакцию. При увеличении парциального давления кислорода в лёгких более чем на 0,8–1,0 атмсфер проявляется его токсическое действие – поражение легочной ткани, судороги, коллапс. Понижение давления оказывает на организм ещё более выраженное действие. Значительное уменьшение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, а затем в альвеолярном воздухе, крови и тканях человека через несколько секунд приводит к потере сознания, а через 4–5 минут к гибели. Постепенное нарастание дефицита кислорода приводит к расстройству функций жизненно важных органов, затем к необратимым структурным изменениям и к гибели организма.

Самочувствие человека в значительной мере зависит и от температурного режима. Высокая температура воздуха способствует быстрой утомляемости, может привести к перегреву организма, тепловому удару или профессиональному заболеванию. Низкая температура воздуха может вызвать местное или общее охлаждение организма, стать причиной простудного заболевания либо обморожения. В связи с этим в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» [179] устанавливают допустимую температуру классов, кабинетов, лабораторий учебных заведений (18–20 °С), гимнастических залов, вестибюлей, коридоров (16–18 °С).

На самочувствие человека оказывает влияние и влажность воздуха. Высокая относительная влажность (отношение содержания водяных паров в 1 м3 воздуха к их максимально возможному содержанию в этом же объеме) при высокой температуре воздуха способствует перегреванию организма, при низкой же температуре она усиливает теплоотдачу с поверхности кожи, что ведёт к переохлаждению организма. Низкая влажность вызывает пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей человека. По санитарным нормам допустимая относительная влажность воз­духа (процент влаги от максимально возможной величины при данной температуре) в учебных помеще­ниях должна быть 40-60%, в теплое время года возможно увеличение её до 75%.

При снижении относи­тельной влажности воздуха ниже этих величин сухой воздух «вытяги­вает» влагу из организма человека, из деревянных ве­щей и растений. В результате даже у здоровых людей ухудшается об­щее са­мочувствие (появляется сонливость, рассеянность, повышается утом­ляемость, снижаются работоспособность и иммунитет). Из-за того, что сухие слизистые оболочки органов дыхания плохо улавливают бакте­рии и вирусы, возникает «першение» горла, снижается способность бронхов к самоочищению. В результате увеличивается вероятность возникно­вения респираторных инфекций, ухудшается самочувствие больных бронхиальной астмой, аллергиков. Также возникает чувство «песка» в глазах, особенно заметное у тех, кто носит контактные линзы. В сухом воздухе можно скорее замерзнуть, поскольку испа­ряющаяся с поверх­ности кожи влага охлаждает тело. Недостаток влаги в воздухе приво­дит к сухости и раннему старению кожи.

Особенно страдают от сухости воздуха маленькие и грудные дети, у которых в первые месяцы и годы жизни очень нежные и чувст­вительные кожа и слизистая оболочка полости рта и носа. Поэтому пе­диатры рекомендуют, чтобы относительная влажность в комнате груд­ного ребенка была не меньше 50%.

Недостаток влаги в воздухе неблагоприятно влияет на картины, музыкальные инструменты, деревянную мебель, паркетные полы (ни рассыхаются, трескаются и их срок службы сильно снижа­ется). Сухой воздух также способствует накоплению статичес­кого электричества и препятствует оседанию комнатной пыли, которая буквально висит в нём и её бывает очень трудно убрать. От недостаточной влажности воздуха также страдают комнатные растения и домашние животные.

Особенно низкая влажность бывает в помещениях зимой. Мороз­ный воздух содержит мало влаги и поэтому проветривание по­мещения снижает влажность воздуха в нём. Работа отопительных сис­тем высу­шивает воздух ещё больше. Зимой относительная влажность воздуха в помещениях часто падает ниже 25%. Поэтому, например, если в ре­зультате обменных процессов кожа тела теряет приблизи­тельно 0,5 литра влаги в течение суток, то зимой этот показатель дохо­дит до од­ного литра. Летом воздух в помещении становится суше из-за работа­ющих кондиционеров. Работающие электроплиты, утюги, теле­визоры, компьютеры также осушают воздух в квартире, так как нагревают его.

Чтобы устранить все эти неприятные явления необходимо, осо­бенно в осенне-зимний период, увлажнять воздух в помещении, то есть насыщать его водяными парами. Раньше для этих целей хозяйки ставили поддоны с водой на радиаторы центрального отопления или развешивали сушить в комнатах мокрое бельё. Но эти способы мало­эффективны и негигиеничны. В настоящее время выпускается множе­ство увлаж­нителей - приборов, позволяющих поддерживать необхо­димый уровень влажности воздуха в помещении.

Немаловажно для самочувствия человека движение окружающего воздуха. Оно эффективно способствует теплоотдаче организма человека и положительно проявляется при высоких температурах, но отрицательно – при низких. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений, открыв окна и двери. Проветривание учебных помещений во время перемен, а рекреационных во время уроков осуществляется открытием форточек и фрамуг, площадь которых должна быть не менее 1/50 площади пола. Форточки и фрамуги должны функционировать в любое время года, забивать их гвоздями и заклеивать запрещается. Средние скорости движения воздуха в производственных и учебных заведениях должны составлять 0,2–0,5 м/с в холодное и переходное время года и 0,5–1,5 м/с в тёплое время года. Ощущать воздушные потоки человек начинает со скорости воздуха 0,15 м/с.

Указанные выше параметры даны для рабочей зоны, под которой понимается пространство высотой до 2 метра над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания человека, и считаются допустимыми для учебных помещений.

 

2.5. Освещённость и её влияние на условия труда

 

Наибольшее количество информации об окружающем нас мире даёт зрительный анализатор. В связи с этим рациональное естественное и искусственное освещение в жилых помещениях и общественных зданиях, на рабочих местах имеет важное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности и работоспособности человека. Свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма человека, но и определяет жизненный тонус и ритм. Недостаточное освещение рабочего места затрудняет длительную работу, повышает утомление и способствует развитию близорукости. Плохое освещение вызывают апатию и сонливость, а иногда способствует развитию чувства тревоги. Долгое пребывание при недостаточном освещении снижает интенсивность обмена веществ в организме и ослаблением его реактивности. К таким же последствиям приводит длительное пребывание в световой среде с ограниченным спектральным составом света и монотонным режимом освещения.

Излишне яркий свет слепит, снижает зрительные функции, приводит к перевозбуждению нервной системы, уменьшает работоспособность, нарушает механизм сумеречного зрения. Воздействие чрезмерной яркости может вызывать фотоожоги глаз и кожи, кератиты, катаракты и другие нарушения. Освещение, отвечающее техническим и санитарно-гигиени-ческим нормам, называется рациональным. Создать такое освещение на производстве и в образовательных учреждениях – задача охраны труда.

Световой поток – мощность лучистой энергии, оцениваемая по световому ощущению. Единица измерения – люмен (лм).

Освещённость (Е) определяется как световой поток, приходящийся на единицу площади освещаемой поверхности. Единица измерения – люкс (лк). 1 лк – освещённость поверхности в 1 м2, на которую подает световой поток в 1 лм.

где Ф – световой поток, лм; S – площадь поверхности, на которую падает световой поток, м2.

По типу источника света производственное освещение бывает: естественное – за счёт солнечного излучения (прямого и диффузно-рассеян­ного света небесного купола); искусственное – за счёт источников искусственного света и смешанное.

Естественное освещение, создаваемое природными источниками света, имеет высокую биологическую и гигиеническую ценность и оказывает сильное воздействие на психику человека. Освещённость помещений естественным светом зависит от светового климата данной местности, ориентации окон, качества и содержания оконных стекол, окраски стен, глубины помещения, размеров световой поверхности окон, а также предметов, закрывающих свет и др. Естественное освещение помещений осуществляется через световые проемы и может быть выполнено в виде бокового, верхнего или комбинированного (верхнее и боковое). Боковое освещение происходит через окна в наружных стенах, верхнее – через световые фонари, располагаемые в перекрытиях, комбинированное – через окна и световые фонари. Естественную освещённость внутри помещений оценивают коэффициентом естественной освещённости (КЕО). КЕО определяется как отношение естественной освещённости, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещённости, создаваемой светом полностью открытого небосвода, выраженное в процентах:

,

где ЕВ – освещённость внутри помещения, лк; ЕН – одновременная освещённость рассеянным светом снаружи, лк.

Нормированное значение коэффициента естественной освещённости зависит от характера зрительной работы, вида освещения (естественное или совмещенное) и пояса светового климата. Нормами установлено восемь разрядов зрительных работ – от работ наивысшей точности (I разряд) до работ с общим наблюдением за ходом производственного процесса (VIII разряд). В основу выбора КЕО первых семи разрядов положен размер объекта различения. Освещение помещения естественным светом характеризуется коэффициентом естественного освещения ряда точек, расположенных на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и горизонтальной плоскости, находящейся на 1 метр над уровнем пола. Минимальный коэффициент естественного освещения в зависимости от выполняемой работы при верхнем и комбинированном освещении должен составлять от 10 до 2 %, а при боковом освещении 3,5–0,5 %; в наиболее удалённой от окон точке помещения на рабочей поверхности парты он должен быть не менее 1,5 % (приложение).

Наилучшим видом естественного освещения для учебных помещений является боковое левостороннее с применением солнцезащитных устройств. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета. Для создания хорошей освещённости необходимо проводить очистку оконных стекол не реже 4 раз в год снаружи и не менее 1–2 раз в месяц изнутри. Окна и другие световые проемы запрещается загромождать различными предметами.

При недостаточном естественном освещении устраивают искусственное освещение. Искусственное освещение помогает избежать многих недостатков, характерных для естественного освещения, и обеспечить оптимальный световой режим. Однако условия гигиены труда требуют максимального использования естественного освещения, так как солнечный свет оказывает оздоровляющее действие на организм человека.

При недостаточном естественном освещении в светлое время суток используется и искусственный свет. Такое освещение называется смешанным. Искусственное освещение по конструктивному исполнению бывает двух видов: общее и комбинированное, когда к общему освещению добавляется местное, создаваемое светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах. Общее освещение может быть рабочим, аварийным и охранным.

Рабочее освещение может быть общим для обеспечения освещённости всего учебного помещения и местным, применяемым в случае недостаточности общего освещения парт, столов в читальных залах и т. д. Искусственное освещение нормируется в пределах от 5 до 5000 лк в зависимости от условий и рода выполняемой работы. Важным гигиеническим требованием является защита глаз от слепящего действия света, что достигается применением соответствующей осветительной арматуры и нормированием высоты подвеса и яркости светильников. Наименьшая высота подвеса для ламп мощностью более 200 Вт – 3 м от уровня пола.

Аварийное освещение предусматривается на случаи внезапного от­ключения рабочего освещения. Охранное освещение предусматривается для ограничения опасных участков. Оно должно обеспечивать освещён­ность на уровне земли 0,5–1 лк.

Требования к организации освещения приведены в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпиде­миологические требо­вания к условиям и организации обучения» [64], СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение». Актуализиро­ванная редакция СНиП 23-05-95* [179] и СНиП 31-06-2009 «Обществен­ные здания и сооружения» [180].

Применение открытых ламп опасно, поэтому их используют с дополнительной арматурой (рассеиватели, затемнители, абажуры и т. д.), которая защищает глаза человека от излишней яркости источника света, образуя защитный угол. Электрические лампы вместе с арматурой обычно называют светильниками. Выбор источников света определяется электрическими, световыми, цветовыми характеристиками, размером и формой колб и их экономичностью. Требования к подбору светильников приведены в ГОСТ Р 54350-2011 «Приборы осветительные. Светотехничес­кие требования и методы испытаний» [181] и ГОСТ Р 53320-2009. «Светильники. Требования пожарной безо­пасности. Методы испытаний» [182].

Для обеспечения расчётов по освещённости в соответствии с Сани­тарными правиламиСП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройст­ву, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [183] и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требо­вания к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [184] есть отраслевые нормы величин освещённости для основных помещений и рабочих мест учебных заведений.

В учебных помещениях парты и столы размещают так, чтобы свет падал с левой стороны от обучающихся; высота подвески светильников должна быть не менее 2,5 м. Рабочие места в мастерских располагают таким образом, чтобы свет по возможности падал слева, верстаки были расположены перпендикулярно окнам. Используемые обычно люминесцентные светильники или светильники с лампами накаливания необходимо содержать в чистоте, а очистку их производить не реже 1 раза в 3 месяца.

Для повышения освещённости за счёт отражённого света стены, потолки, полы окрашивают в светлые тона: потолки – в белый цвет, верхние части стен – в серый, голубой, нижние – в коричневый, серый, синий, темно-зелёный. Правильно подобранные цвета благоприятно влияют на психику человека, уменьшают его зрительную и общую утомляемость.

Оценку освещённости в помещениях и на рабочих местах осуществляют прямым и косвенными методами. Прямой метод заключается в определении освещённости при помощи люксметра. Люксметр представляет собой микроамперметр, подключенный к фотоэлементу (как правило, селеновому) и проградуированный в единицах освещённости. Косвенный метод оценки освещённости заключается в определении КЕО. Затем полученные показатели сравнивают со стандартами.

Средства индивидуальной защиты глаз (защитные очки, защитные лицевые щитки и т. д.) и требования к ним описаны в [185-189].

Требования к организации работы инвалидов по зрению и необходимые для этого технические средства описаны в Санитарных правилах СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» [190], ГОСТ Р 52871-2007 «Дисплеи для слабовидящих. Требования и характеристики» [191], ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы. Требования доступно­сти для инвалидов по зрению» [192], ГОСТ Р 52873-2007 «Синтезаторы речи для специальных компью­терных рабочих мест для инвалидов по зрению. Технические тре­бования» [193], ГОСТ Р 52874-2007 «Рабочее место для инвалидов по зрению спе­циальное. Порядок разработки и сопровождения» [194].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.