Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроэкономика-2




Б.А. СОЛОВЬЕВ

Представительство в г. Новосибирск

Уральское региональное представительство

Представительства в г. Москва

ул. Космонавта Волкова, д. 25/2,1-й этаж, район метро «Войковское» Контактное лицо —- Моисеенко Сергей Николаевич Тел. (495) 156-05-68.450-08-35; 8-916-523-4376; e-mail: [email protected]

Шоссе Фрезер, д. 17, район метро «Авиамоторная» Директор — Мячин Виталий Васильевич Тел. (495) 107-44-98, 517-32-95, 711-79-81, 8-501-413-75-78; e-mail: [email protected]; [email protected]

Издательский Торговый Дом «КноРус» ул. Б. Переяславская, 46, Метро «Рижская», «Проспект Мира» Контактное лицо — Лебедев Андрей Тел. (495) 680-02-07, 680-72-54, 680-91-06, 680-92-13; e-mail: [email protected]

Представительство в г. Санкт-Петербур г

198096, Санкт-Петербург, ул. Кроншадтская, 11, офис 17 Директор — Стрельникова Оксана Борисовна Тел. (812) 335-34-84; e-mail: [email protected]

620085, г. Екатеринбург, ул. Ферганская, д. 16, оф. 408 Тел. (343) 261-54-03; e-mail: [email protected]

Прэдставитедьсгво в г. Челябинск

ООО «Интер-сервис ЛТД». 454036, г. Челябинск, Свердловский тракт, 14 Менеджер — Зосим Вячеслав Тел. (351) 721-34-53; e-mail: [email protected]

ООО «ТОП-Книга». г. Новосибирск, ул. Арбузова, 1/1 Менеджер — Михайлова Наталья Тел. (3832) 36-10-28 доб. 1438; e-mail: [email protected]

Представительство в Украине

ООО ИКЦ «Кредо», г. Донецк, ул. Университетская, 96 Тел. +38 (062) 345-63-08, 339-60-85; e-mail: [email protected]

Сайт Издательства «Феникс» http://w4rw.phoenlxrostov.ru

По вопросам издания книг: Тел. 8-863-2618950; e-mail: [email protected]

 

 

 

 

Воронеж

 

 

УДК

ББК

М

 

Микроэкономика – 2: учебное пособие / Матершева В. В., Клинова С. П., Соловьев Б. А.: Воронежский государственный университет. – Воронеж 2008. - 403 с.

 

Учебное пособие предназначено для изучения курса «Микроэкономика» продвинутого уровня. Успешное изучение микроэкономической теории позволяет развивать экономическое мышление, способствует лучшему пониманию происходящих в современной экономике процессов. служит теоретической основой для изучения прикладных экономических дисциплин.

Пособие подготовлено при содействии Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» инновационного проекта развития образования и адресовано студентам, аспирантам и преподавателям экономических вузов и факультетов.

 

 

УДК

ББК

М

 

©МатершеваВ.В., Клинова С.П.,

Соловьев Б.А., 2008

 

©Воронежский государственный

университет,2008

 


Оглавление

 

Глава 1. Предмет и методы микроэкономического анализа- 7

Глава 2. Теория поведения потребителей и рыночный спрос- 12

2.1. Выбор потребителя. 12

2.1.1 Предположения о предпочтениях потребителя- 12

2.1.2. Кривые безразличия, их свойства и виды-- 14

2.1.3 Бюджетные ограничения- 22

2.1.4. Потребительский выбор- 26

2.2. Вид функции индивидуального спроса. 35

Кривая "цена-потребление" и кривая спроса- 36

2.3. Эффект дохода, эффект замещения. 38

2.3.1 Эффект дохода, эффект замещения по Хиксу. 38

2.3.2 Эффект дохода, эффект замещения по Слуцкому- 40

Глава 3. Фирма. Производство. Издержки- 46

3.1. Фирма в рыночной экономике: сущность, цели и формы.. 46

3.2 Производственная функция и ее основные виды. 49

3.3. Производство в краткосрочном периоде. 58

3.4. Производство в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства 63

3.5. Издержки производства и их виды.. 68

3.6. Выбор комбинации факторов производства, минимизирующей издержки производства 70

3.7. Издержки в долгосрочном и краткосрочном периодах. 75

Глава 4.Рыночные структуры: совершенная конкуренция- 93

4.1. Экономическая природа рынка совершенной конкуренции: сущность и основные характеристики рынка 93

4.2. Поведение фирмы – совершенного конкурента в краткосрочном периоде времени. Индивидуальное и рыночное предложение. 95

4.3. Поведение фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде времени 103

4.4. Равновесие на конкурентных рынках. Паутинообразная модель. 109

4.5.Влияние налогообложения на краткосрочное и долгосрочное равновесие конкурентной отрасли 116

4.6. Эффективность рынка совершенной конкуренции. 119

Глава 5. Монополия- 124

5.1. Признаки монополии и причины ее существования. 124

5.2. Спрос на продукцию монополиста. Предельная выручка. 125

5.3. Монополия в долгом периоде. 130

5.4. Монополия с несколькими заводами. 133

5.5 Ценовая дискриминация. 135

5.5.1. Ценовая дискриминация перворого вида- 136

5.5.2. Ценовая дискриминация второго вида- 140

5.5.3. Ценовая дискриминация третьего вида- 143

5.4. Необходимость государственного регулирование рынков несовершенной конкуренции 150

5.5 Показатели концентрации и монопольной власти. 157

5.6. Компоненты государственной конкурентной политики. 159

5.7. Антимонопольное регулирование в России. 166

Глава 6. Олигополия- 169

6.1. Характеристика олигополии. 169

6.2 Модели поведения олигополистов. 169

6.2.1 Нескоординированная олигополия, или олигополия без тайного сговора 170

6.2.2 Модели доминирующей фирмы, или “Лидерство в ценах»- 174

6.3. Ценообразование “Издержки +”. 179

6.4 Возможные подходы к классификации моделей дуополии. 180

6.4.1 Предположительные вариации- 180

6.4.2 Количественные дуополии. 181

6.4.3. Ценовая олигополия- 194

6.5. Модель олигополии с тайным сговором. 199

6.6. Общественная эффективность олигополии. 207

Глава 7. Монополистическая конкуренция- 210

7.1 Экономическая природа рынка монополистической конкуренции: сущность и основные характеристики рынка 210

7.2.Особенности спроса монополистически конкурентного предприятия. 215

7.3. Равновесие монополистического конкурентного предприятия при ценовой конкуренции 217

7.4. Эффективность монополистической конкуренции как типа рыночной структуры 223

7.5. Равновесие монополистически конкурентного предприятия при неценовой конкуренции 225

7.6. Реклама в условиях рынка монополистической конкуренции. 229

7.7. Монополистическая конкуренция в пространстве. 234

7.8. Альтернативные взгляды на рынок и его строение. 242

Глава 8. Рынок факторов производства. 246

8.1. Спрос на факторы производства. 246

8.1.1 Спрос на труд- 247

8.1.2. Совершенная конкуренции на рынке труда- 248

8.2. Предложение труда. 250

8.2.1.Индивидуальное предложение труда- 250

8.2.2.Рыночное предложение труда- 255

8.3. Рынок труда: несовершенная конкуренция. 256

8.3.1.Монопсония на рынке труда- 256

8.3.2. Профсоюзы на рынке труда- 258

8.3.3. Проблемы российского рынка труда- 260

8.4. Межвременной выбор. 262

8.4.1. Бюджетное ограничение- 262

8.4.2. Предпочтения в отношении потребления- 264

8.4.3 Уравнение Слуцкого и межвременной выбор- 265

8.5.Человеческий капитал. 276

Глава 9. Общее равновесие и экономическая теория благосостояния. 282

9.1 Общее и частичное равновесие. 282

9.2. Обмен и эффективность распределения ресурсов. 283

9.2.1. Ящик Эджуорта. 283

9.2.2. Ящик Эджуорта и кривая контрактов- 285

9.2.3. Кривые предложения благ к обмену из наличного запаса. 289

9.2.4. Равновесие в обмене- 293

9.2.5. Рыночный обмен- 294

9.2.6. Эффективность и равновесие- 296

9.2.7. Значение первой и второй теорем экономики благосостояния- 299

9.3. Равновесие в производстве. 300

9.3.1.Равновесие в ящике Эджуорта для производства- 300

9.3.2. Производство и первая теорема экономики благосостояния- 302

9.3.3. Производство и вторая теорема экономики благосостояния- 302

9.4. Равновесие в производстве и потреблении. 303

9.5. Экономическая теория благосостояния. 306

9.5.1 Общественное предпочтение- 306

9.5.2. Функции общественного благосостояния- 309

9.5.2.1.Виды индивидуалистических функций общественного благосостояния. 310

9.5.2.2.Максимизация благосостояния- 314

9.5.3. Справедливые распределения- 315

9.5.3.1 Зависть и справедливость- 316

9.6.Теории процессуальной справедливости. 317

Глава 10. Фактор времени, неопределённость, риск. 319

10.1. Выбор в условиях неопределенности. 319

10.2. Функции полезности и вероятности в условиях неопределенности. 323

10.3. Расположенность экономических агентов к риску. 327

10.4. Методы снижения риска. 330

10.5. Рынки активов в условиях неопределенности. 333

10.6. Равновесие на рынке рисковых активов. 339

Глава 11. Экстерналии и общественные блага. Общественный выбор- 344

11.1. Экономическая природа несостоятельности рынка. 344

11.2. Теория внешних эффектов. 346

11.3. Интернационализация внешних эффектов. 351

11.4.Теорема Р. Коуза. 354

11.5. Экономическая природа общественных благ. 362

11.6. Спрос на общественные блага и их предложение. Определение эффективного объема предоставления общественных благ 365

11.7 Проблема «зайцев» и оптимальный объем предоставления общественных благ 369

Глава 12. Экономическая теория информации- 375

12.1. Понятие асимметричной информации. 375

12.2. Неблагоприятный отбор. 376

12.3. Сигналы и фильтрация. 385

12.4 Моральный риск. 394

12.5 Проблема «принципал - агент». 398

 


Глава 1. Предмет и методы микроэкономического анализа

 

Микроэкономика представляет собой раздел экономической теории, который занимается изучением деятельности отдельных экономических субъектов. К основным субъектам экономики относятся фирмы (хозяйствующие субъекты), собственники первичных экономических ресурсов и потребители. Роли экономических субъектов могут совмещаться. Каждый из них стремится вести себя рационально, то есть достичь максимально высоких результатов при полном использовании ограниченных возможностей. Например, потребитель, совершая покупку некоторого товара, стремится максимизировать удовлетворение своей потребности в нем, то есть полезности. При этом на его выбор существенное влияние способны оказать изменение цены данного блага и дохода. Принцип рациональности в поведении агентов экономики объясняется наличием ограниченных возможностей в решении поставленных ими перед собой задач.

Ограниченность ресурсов являет собой несоответствие между потребностями в некоторых благах и средствами удовлетворения этих потребностей, которое заставляет людей делать выбор. Решить проблему ограниченности ресурсов в полной мере на сегодня не удалось еще ни одной стране. Однако изучение принятия правильных решений субъектами обеспечивает возможность достижения оптимального функционирования экономики.

Микроэкономика объясняет механизм принятия экономических решений на уровне низшего звена экономики, что позволяет понять природу предпринимательских решений и индивидуального выбора.

Микроэкономика детально рассматривает экономические взаимоотношения субъектов, складывающиеся на тех или иных рынках с учетом их специфики. Она позволяет понять логику поведения производителя в процессе выбора им объема выпуска и установления цены на свою продукцию в зависимости от типа рынка, понять как взаимодействуют между собой производители и потребители. Таким образом, изучая функционирование отдельных фирм и потребителей, микроэкономика показывает как функционируют рынки, чем они отличаются друг от друга, как государство способно оказать воздействие на их развитие и какие инструменты оно использует для этого. Особое внимание при этом уделяется исследованию факторов, влияющих на выбор, которые делают агенты экономики. Это в конечном итоге позволяет сделать прогноз на развитие наблюдаемых явлений.

Микроэкономический анализ делается на предположении предсказуемости поведения экономических агентов. Например, потребитель всегда старается максимизировать удовлетворение своей потребности в товаре, приобретая его, а производитель этого товара стремится максимизировать прибыль от его реализации. При этом в ходе исследования экономических явлений допускаются определенные упрощения реальной действительности. Это делается для того, чтобы выделить основные ограничения, при которых субъекты должны принимать свои решения.

В экономической науке, как и в любой другой, представление природы исследуемых явлений, их прогнозирование базируются на применении теорий. Теории отражают причинно-следственные связи наблюдаемых явлений, которые объясняют с точки зрения основных правил и предположений наблюдаемый результат. В качестве предположений выступают предположения о поведении людей, которые определяют мотивацию людей. Практическая значимость теорий состоит в том, что, только проведя исследование причин и последствий экономического явления, можно осуществить контроль за ним, выработать инструменты воздействия на него. Таким образом, теории выступают основой для прогнозирования экономических явлений, получения определенных экономических результатов, которые впоследствии подтверждаются фактами реальной действительности. Однако ни одна теория не является абсолютной истиной. Именно поэтому теории постоянно должны подтверждаться наблюдениями. Нередко по итогам апробации теории на практике имеет место уточнение ее положений, их модификация, а иногда и отказ от нее. Именно поэтому процесс проверки и совершенствования теорий следует рассматривать в качестве центрального в развитии экономической науки.

Использование некоторых методов, таких как, например, статистический и экономико-математический, создает возможность получения моделей для количественной оценки прогнозов. Модель – это формализованные определенным образом (графически или аналитически) описания явлений экономики (экономических объектов), позволяющие выявить основные взаимосвязи и взаимодействие между ними. Модели, используемые в экономической теории, относятся к разряду идеальных моделей, так как они имеют в своей основе идеальную аналогию и целевую направленность на получение оптимальных результатов. При этом предположения о поведении экономических агентов далеко не всегда выступают как абсолютно реалистичные. К примеру, потребитель может иметь различные цели. Введение в модель нескольких целей существенно усложняет ее и сужает возможности практического применения. Поэтому микроэкономические модели строятся, как правило, исходя из наличия единственной цели у субъекта экономики.

Любая экономическая модель включает определенную систему предпосылок, которые служат исходным моментом в выявлении взаимосвязей и взаимодействия между экономическими переменными. Она представляет собой инструмент для получения выводов из экономической теории и с ее помощью можно спрогнозировать последствия реализации предпосылок для изучаемого экономического явления, природу которого теория стремится объяснить. Сказанное позволяет констатировать, что моделирование позволяет прогнозировать возможные последствия в виде изменений в принятии решений субъектами экономики (например, в отношении цен и объемов реализуемых благ) в результате изменения некоторых экономических условий.

В модели содержатся экономические переменные, которые могут быть представлены измеримыми натуральными величинами (например, объем потребления блага, объем производства блага) или стоимостными величинами (например, цены или издержки). Целевой направленностью модели, как правило, является объяснение механизма функционирования определенного изучаемого экономического объекта, того, как на определяющие экономические переменные могут повлиять те или иные экономические условия и их изменения. При этом модели концентрируются на выявлении взаимосвязей между немногими экономическими переменными. Те переменные, которые выступают в модели в качестве задаваемых, то есть экзогенных, принято называть параметрами. Количество этих параметров, используемых для объяснения природы изучаемых переменных (эндогенных) незначительно. Это делает возможным, связав воедино все переменные и сделав предположения о поведении агентов экономики и определенных ограничениях в их поведении при совершении ими выбора, показать идеально верное направление их деятельности.

В частности, модель поведения потребителя может быть использована для объяснения того, как должен вести себя рациональный потребитель, который имеет некоторые ограничения в принятии решения, сколько ему следует приобретать нужных благ. В качестве предпосылок, которые определяют его выбор, выступают предположения об ограниченности его дохода некоторой величиной и цен интересующих его благ. Соблюдение указанных предпосылок делает возможным выбор того набора благ, покупка которого позволяет потребителю максимизировать удовлетворение его потребностей. Также модель может быть использована для объяснения того, как на выбор потребителя может воздействовать изменение его дохода и цен на интересующие блага. Именно поведенческое предположение о том, что потребитель имеет желание максимизировать для себя удовлетворение своих потребностей в приобретаемых им благах, используется для установления причинно-следственных связей между экономическими переменными представленной модели. Оно может быть использовано для того, чтобы определить условия, при соблюдении которых потребление каждого из благ в некоторых количествах позволяет достичь заявленной цели.

Получаемые в модели выводы имеют форму гипотез, представляющих собой причинно-следственные утверждения, которые должны пройти апробацию в реальной действительности и найти подтверждение соответствующими фактами.

Экономические модели должны соответствовать ряду требований. К их числу экономисты относят такие требования, как: предсказательная способность, реалистичность принятых допущений и способность объяснять поведение субъектов экономики, возможность информационного обеспечения и другие. Причем, требования, предъявляемые к модели, напрямую связаны с ее целевой направленностью. Например, для графических моделей, которые содержат большой объем информации, важно соответствие требованию объясняющей способности. Главным достоинством данных моделей следует назвать высокую степень наглядности, компактность предоставления информации, визуальная обозримость взаимосвязей между экономическими переменными. Однако есть и существенный недостаток: модели позволяют работать преимущественно в двумерном пространстве. Последнее заметно снижает объясняющую способность графических моделей в экономической теории.

В микроэкономике принято выделять два типа моделей – оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели применяются при оценке поведения отдельных субъектов экономики, которые стремятся к максимизации своего чистого выигрыша от совершения той или иной экономической сделки. Принятие решения о совершении сделки предполагает сравнение агентами экономики затрат, связанных с реализацией сделки, с получаемой при этом выгодой. Поэтому для исследования поведения субъектов используется анализ предельных величин, часто называемый маржинальным анализом. Заявленный метод позволяет оценить, каким образом каждая, дополнительно совершаемая сделка, влияет на достижение поставленной цели в соответствии со сформулированным предположением о поведении объекта модели. Основными понятиями маржинального анализа выступают предельная полезность, предельный продукт, предельные издержки, предельный доход. Практика наглядно демонстрирует значимость предельного анализа, который позволяет (как средство) объяснить решение и оказать влияние на его принятие. Производители и потребители, прежде чем принять то или иное решение, сравнивают предельные издержки при осуществлении рыночных операций с предельным доходом (выгодой для себя). Несомненно, что успешное использование анализа предельных величин предполагает исследование всех факторов, способных оказать влияние на выгоды и издержки тех агентов экономики, которые стоят перед проблемой принятия решения.

Равновесные модели используются при изучении взаимоотношений между субъектами экономики. Данные модели применяются для изучения не только равновесных состояний, но и состояний неравновесия.

Микроэкономика базируется на использовании как позитивного, так и нормативного анализа. Позитивный анализ связан с изучением имеющих место экономических явлений, объяснением их природы и прогнозированием их развития на перспективу. Он стремится дать понимание и объяснение экономических связей. Последнее претворяется в разработке экономической политики.

Позитивная теория может быть использована, например, для выяснения того, как субсидирование производителей социально значимого блага способно повлиять на доходы производителей и цены, уплачиваемые потребителями. И в этом случае экономисты формулируют утверждения типа «если …, то …», которые в дальнейшем могут быть как подтверждены реальной действительностью, так и опровергнуты посредством сравнения с полученными эмпирическими данными. Данный анализ не позволяет дать качественную оценку результата, то есть хороший он или плохой.

Позитивный анализ занимает центральное место в микроэкономике. Нами уже подчеркивалось, что теории разрабатываются для объяснения явлений экономики и их взаимосвязи, проходят проверку на практике и используются для получения прогнозных моделей.

Подводя итоги вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что позитивный анализ не содержит каких-либо оценочных суждений и концентрирует все внимание на тех явлениях, в результате которых агенты экономики получат ответы на основные экономические вопросы. Он учитывает влияние определенных институтов и политических сил на экономическую систему, позволяет выявить и проследить связи между фактами и найти закономерности в происходящих процессах.

Нормативный анализ позволяет получить ответ на вопрос, как должно быть и используется для оценки желательности альтернативных результатов с учетом основополагающих оценочных суждений. Данный анализ имеет огромное значение как для отдельных субъектов экономики, так и для разработчиков экономической политики. Однако он не только используется в разработке экономической политики, но и в выборе одного из ее вариантов. Например, государство принимает решение с целью пополнения доходной части госбюджета ввести новый налог. Создатели экономической политики для достижения поставленной цели будут просчитывать разные ее варианты и, учитывая соотношение доходов и расходов, определять вид и оптимальный размер налога.

Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики. Если вопросы эффективности рассматриваются как часть позитивной теории, которая имеет дело с фактическими данными и реальными зависимостями, то вопросы справедливости, основой которой выступает распределение, следует рассматривать как часть нормативной теории, поскольку она занимается оценкой конкретных экономических условий и политики. Нормативный анализ может быть использован для того, чтобы выдать рекомендации по поводу того, что должно иметь место. Он предписывает определенные меры поведения в виде конкретной экономической политики для корректировки экономических результатов в тех случаях, когда они не соответствуют установленному критерию. Поскольку нормативные утверждения содержат предписания, то их невозможно опровергнуть фактами.

Нормативная теория оказывает влияние на развитие позитивной теории и, в свою очередь, испытывает некоторую зависимость от нее. Вместе с тем, следует отметить, что сегодня большинство основных экономических проблем и, прежде всего, имеющих отношение к разработке экономической политики государства, предполагает содержание в себе как нормативного, так и позитивного компонента. Каждый из этих компонентов оказывает заметное влияние на наше мышление.

В завершении данной главы следует отметить, что изучение микроэкономики позволяет получить глубокие знания закономерностей функционирования экономики на микроуровне. Эти знания являются необходимой теоретической базой для изучения всей совокупности прикладных экономических наук, таких как экономика фирмы, теория отраслевых рынков, экономика общественного сектора и др.

 

 

Глава 2. Теория поведения потребителей и рыночный спрос




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.