Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альтернативные взгляды на рынок и его строение




 

Рассмотрев природу рынка и основные типы рыночных структур в рамках современной неоклассической теории, полагаем интересным остановится на обзоре иных подходов к исследованию природы и структуры рынка. Речь идет, прежде всего, о теории состязательных рынков, а так же о теории, разрабатываемой последователями австрийской школы.

Основы теории состязательных рынков были сформулированы в 80-е годы ХХ века американскими экономистами У.Баумолем, Дж. Панзаром и Р. Виллигом на основе систематизации и обобщения существующей концепции совершенно конкурентного рынка, делающих возможным исследование таких типов рынка, как монополия и олигополия, а также разработку экономической политики в отношении них. Помимо этого, данную разработку можно рассматривать как качественно новый этап в развитии теории потенциальной и действенной конкуренции, начало развития которой принадлежит по заслугам Дж. Б. И Дж. М. Кларкам.

Первопроходцы данной концепции отталкивались от того, что при свободном входе в отрасль экономическая власть на рынке не гарантирует получение монопольной прибыли. Для того, чтобы это было так монополист должен проводить ценовую политику, близкую к условиям совершенной конкуренции. Это означает, что назначаемая им цена столь низка, что выполняет роль экономического барьера, препятствующего вступлению потенциальных конкурентов в отрасль. Таким образом, потенциальная конкуренция способна играть роль важного фактора, ограничивающего монопольную власть отдельного экономического субъекта.

Последующие разработки в данном направлении отличает то, что сторонники теории состязательных рынков большее внимание уделяют вопросу свободного выхода из отрасли. Последнее в их представлении является гарантом свободы входа. Экономически это вполне объяснимо, так как свобода выхода, мобильность агентов экономики предполагает отсутствие у них безвозвратных издержек. Вместе с тем, определяя свободу входа в отрасль, данные ученые связывали ее с техническими параметрами производства и значимыми, желательными для потребителя параметрами продукции.

Очевидно, что состязательные рынки в реальной действительности встречаются ненамного чаще, чем совершенные. Авторы данной концепции и не считали иначе. Они пытались привлечь данную концепцию в качестве исходного момента для исследования реальных рынков, природа развития которых намного многограннее сложившихся и устоявшихся представлений в рамках моделей неоклассической микроэкономики.

Позицию сторонников теории состязательных рынков отличает отсутствие жесткого отождествления количества действительных конкурентов на данном рынке с тем, которое имеет место в условиях совершенной конкуренции. Их может быть как очень много, так и очень мало. Причем нет однозначного соответствия между их количеством и тем, в какой степени назначаемая цена и объем продаж приближены к соответствующим параметрам в условиях совершенной конкуренции /удалены от них/.

Противники теории состязательных рынков, доказывая несостоятельность ее положений, указывают на наличие не нулевых, а положительных безвозвратных издержек экономических субъектов рынка. Аргументом может являться то обстоятельство, что в большинстве отраслей рыночной экономики решающее значение для укрепления позиций на рынке имеют научные исследования и опытные разработки, затраты на которые в подавляющем большинстве случаев следует рассматривать как безвозвратные. Так как, приняв решение покинуть отрасль, фирма никак не сможет компенсировать себе затраты на незавершенные исследования. В результате представленные затраты можно рассматривать в качестве барьеров на вход в отрасль.

Несмотря на отсутствие единодушия среди современных экономистов на природу совершенно состязательных рынков, очевидно, что эта проблема будет приковывать к себе пристальное внимание ученых в ближайшей перспективе. Речь идет о поиске действенного инструмента ограничения экономической власти на рынке отдельных субъектов.

Переходя к рассмотрению другого подхода в исследовании природы и структуры рынка, следует напомнить имена создателей австрийской школы, в частности К. Менгера. Уместно назвать также имена таких ученых, как С. Джевонс, Л. Вальрас. Сегодня продолжателями их идей, последователями выступают Й. Шумпетер, И. Кирзнер, С. Литтлчайлд, М. Риццо и другие.

Объединяющим моментом в позициях данных представителей экономической теории и их последователей является признание того факта, что понятие конкуренция постепенно утратило тот первоначальный смысл, который вкладывался в него классиками экономической науки. Неоавстрийцы констатируют, что конкуренцию стали рассматривать как рыночную ситуацию, сопряженную с поиском оптимального соотношения «цена – объем выпуска», позволяющего наиболее рационально использовать ограниченные экономические ресурсы общества в состоянии равновесия. Выветривается представление о конкуренции как о процессе, в то время как именно экономическая теория должна давать представление о том, как принятие решений субъектами экономики порождает некие силы рынка, именно которые и заставляют изменяться цены, объемы выпуска и распределение ресурсов по сферам и отраслям экономики.

Позицию сторонников рассматриваемого подхода отличает отрицание наличия абсолютных, совершенных знаний у субъектов по всем принимаемым ими решениям. В частности, производители могут быть хорошо осведомлены относительно тех затрат, которые сопряжены с использованием определенной технологии. Однако, что касается альтернативной технологии, то здесь их познания могут быть весьма поверхностными.

Кроме того, неоавстрийцы отрицают рассмотрение конкуренции в качестве типа рыночной структуры в силу отсутствия абсолютных знаний. Главной проблемой в их понимании конкуренции является исследование ее как процесса, но никак не статичной модели. Главной фигурой в рассмотрении конкуренции как процесса является фигура предпринимателя. В частности, Й. Шумпетер делает акцент на фигуре предпринимателя-новатора, определяющим моментом поведения которого является получение предпринимательской прибыли как вознаграждения за нововведения, а приоритетными мотивами – саморазвитие личности, преодоление трудностей и достижение успеха Й. Шумпетер вводит в практику понятие «инновация». В его теории инновации, нововведения, предпринимательство играют не менее важную роль, чем свободная конкуренция у неоклассиков.

Проводя различие между статическим и динамическим равновесием системы, данный ученый показывает, как предприниматель-новатор способен повлиять на рост национального продукта, способен привнести нечто новое в практику в виде новых товаров, внедрения новых технологий и техники, освоения новых рынков сбыта и т. п. В предпринимателе он видел силу, которая способна породить процесс «созидательного разрушения», то есть разрушения уже действующих предприятий посредством различного рода нововведений. Важнейшее место в его учении занимает конкуренция введения новых продуктов, новых технологий, новых источников снабжения, новых форм организации производства, то есть конкуренция нововведений.

С позиций заявленного подхода к исследованию природы рынка иначе выглядит оценка деятельности фирмы, получившей реальную экономическую власть, благодаря новаторству предприимчивого производителя. Альтернативой данному производителю следует рассматривать отсутствие на рынке того нового блага, которое увидело свет исключительно благодаря его реализованному новаторству.

Таким образом, неоавстриийцы склонны позитивно оценивать деятельность производителей, которые имеют высокие прибыли, благодаря своей предприимчивости и высокой эффективности хозяйствования. При условии, что это не связано с наличием установленных правительством барьеров, препятствующих вступлению других фирм в отрасль. Следовательно, стратегически неверным будет применение к ним мер жесткой антимонопольной политики.


Глава 8. Рынок факторов производства.

 

До сих пор мы рассматривали процессы, которые происходили на рынках благ. Фирмы там выступают в роли продавцов, а население (домашние хозяйства) – в роли покупателей продукции, предлагаемой фирмами. Субъектами спроса являются домохозяйства, максимизирующие свои индивидуальные функции полезности, а субъектами предложения — предприятия, максимизирующие свои индивидуальные функции прибыли.

На рынках ресурсов, или факторов производства собственниками и продавцами ресурсов выступает население, а покупателями – фирмы, которые осуществляют соединение и взаимодействие ресурсов для производства товаров и услуг. Первичнымисубъектами предложения труда и финансового капитала (сбережений) являются домохозяйства, ставящие своей целью максимизацию своих функций полезности. Конечнымисубъектами спроса на труд и капитальные блага (включая земельные участки), являются предприятия, имеющие цель максимизации прибыли. Каждый из факторов, участвуя в производственном процессе, вносит свой вклад в создание благ, или оказывает определенные услуги. И именно величина оплаты этих услуг определяет доходы собственников факторов производства. Естественно поэтому рассматривать спрос на факторы производства, или производственные ресурсы, с точки зрения поведения прибылемаксимизирующих предприятий.

На рынках факторов производства действуют те же законы, что и на товарных рынках. Равновесная рыночная цена также складывается под воздействие спроса и предложения.

Но спрос на факторы производства имеет и свои особенности, поскольку сам он формируется под влиянием процессов, происходящих на рынках товаров и услуг.

Спрос на ресурс является производным от спроса на продукт, который производится при помощи данного вида ресурса. Производный спрос – это спрос на факторы производства (предъявляемый со стороны фирм) зависящий от спроса на товары и услуги, которые производятся с использованием этих факторов. Например, в летнее время в курортных городах увеличивается спрос на обслуживающий персонал в санаториях и гостиницах, т.к. увеличивается количество отдыхающих. Если увеличивается спрос на жилье, то растет спрос все ресурсы, используемые для строительства: строительные материалы, технику, рабочих и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.