Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Получив необходимые знания, человек может регулировать свои взаимоотношения с природной средой




Группа социальных факторов также обладает определенными свойствами, которые могут сказаться на условиях жизни и состоя­нии здоровья. Рассматривая влияние условий труда на организм человека, можно выделить несколько групп факторов: социально-экономические, технические, организационные. Социально-экономические факторы являются определяющими и обусловлены про­изводственными отношениями. К ним относятся: нормативно-право­вые факторы (закон о труде, правила, нормы, стандарты и практи­ка государственного контроля за их соблюдением); социально-пси­хологические факторы; которые могут быть охарактеризованы от­ношением работника к труду, специальности и ее престижу, психо­логическим климатом в коллективе, экономическими факторами, такими, как материальное стимулирование, система льгот и ком­пенсаций за работу в неблагоприятных условиях.

Технические факторы оказывают непосредственное воздействие на создание материально-вещественных элементов условий труда. Это средства, орудия труда, технологические процессы, организа­ция производства, применяемые режимы труда и отдыха. Третья группа факторов, организационные и естественноприродные, характеризует воздействие на работников климатических, геологи­ческих и биологических особенностей местности, где протекает ра­бота. В реальных условиях этот сложный комплекс факторов, фор­мирующих условия труда, объединен многообразными взаимными связями. Быт оказывает влияние через жилище, одежду, питание, водоснабжение, развитость сферы обслуживания, обеспеченность отдыхом и условиями его проведения и т.д. Социально-экономичес­кий уклад воздействует на человека через социально-правовое по­ложение, материальную обеспеченность, уровень культуры, обра­зование.

Информационное воздействие определяется объемом ин­формации, ее качеством, доступностью к восприятию.

Адаптация к дефициту информации развивается сходным об­разом, как и при гиподинамии. Развитие человека в эволюционном потоке происходит благодаря информации. Полная изоляция чело­века от раздражений сопровождается нарушением сна, появлением различного рода галлюцинацией и другими психическими расстройствами, которые могут стать необратимыми. Компенсации не происходят, функциональная деятельность снижается, что ведет к патологии. Возрастающий информационный поток, производственные процессы, требующие умственного напряжения, усиление психической нагрузки в любой производственной деятельности чело­века, осложнения в личных и производственных отношениях очень часто приводят к психическому стрессу. Адаптация к нему сопро­вождается вегетативными изменениями. У флегматиков и холери­ков она не является стойкой, что чаще всего приводит к развитию неврозов, дезорганизации как психических, так и вегетативных функций.

Изменение в уровнях воздействия любого из перечисленных факторов может привести к нарушениям в состоянии здоровья. Кро­ме того, одновременное изменение сразу нескольких факторов при­родного характера или социальной среды способствует тому, что очень трудно определить, в какой фазе адаптации находится орга­низм и что представляет его состояние - норму или патологию. Организм человека одинаково реагирует на самые различные воз­действия. Схожие по тяжести изменения могут быть вызваны в од­ном случае действием вредных факторов окружающей среды, в дру­гом -причиной является чрезмерная физическая или умственная нагрузка, в третьем - дефицит двигательной активности при по­вышенном нервно-эмоциональном напряжении.

В зависимости от конкретных условий факторы могут оказывать на организм изоли­рованное, комбинированное, комплексное или сочетанное действие.

Мы рассмотрели далеко не полный набор взаимоотношений че­ловека с окружающей средой, но и этого достаточно для осознания человеком того факта, что его здоровье (как физическое, так и пси­хическое) может им корректироваться (в известных пределах) бла­годаря управлению адаптацией и повышению выносливости своего организма.

В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов: день и ночь, прилив и от­лив, зима и лето. Ритмичность наблюдается не только в дви­жении Земли, Солнца, Луны и звезд, но и является неотъ­емлемым и универсальным свойством живой материи, свой­ством, проникающим во все жизненные явления — от моле­кулярного уровня до уровня целого организма.

В ходе исторического развития человек приспособился к определенному ритму жизни, обусловленному ритмически­ми изменениями в природной среде и энергетической дина­микой обменных процессов.

Каждый человек с рождения живет по своим биологиче­ским часам. В настоящее время известно множество ритми­ческих процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектри­ческой активности мозга. Вся наша жизнь представляет со­бой постоянную смену покоя и активной деятельности, сна и бодрствования, утомления от напряженного труда и отды­ха. В организме каждого человека, подобно морским приливам и отливам, вечно царит великий ритм, вытекающий из связи жизненных явлений с ритмом Вселенной и символи­зирующий единство мира.

Несовпадение внутренних ритмов человека с ритмами окружающей среды может стать причиной болезненных яв­лений (бессонница, потеря работоспособности и т. д.).

Центральное место среди всех ритмических процессов за­нимают суточные ритмы, имеющие наибольшее значение для организма. Реакция организма на любое воздействие зависит от фазы суточного ритма (то есть от времени суток). Эти знания вызвали развитие новых направлений в медици­не: хронодиагностики, хронотерапии, хронофармакологии. Основу их составляет положение о том, что одно и то же средство в различные часы суток оказывает на организм различное, иногда прямо противоположное воздействие. Поэтому для получения большего эффекта важно указывать не только дозу, но и точное время приема лекарств.

Оказалось, что изучение изменений в суточных ритмах позволяет выявить возникновение некоторых заболеваний на самых ранних стадиях.

 

В заключение хочется привести слова из учебного пособия Н.А. Агаджаняна и В.А. Торшина «Экология человека»: «...в идеа­ле каждому человеку надо найти оптимальное место обитания, как и работу по призванию, чтобы его «кормило» любимое дело, и что­бы все его физиологические функциональные системы в своем вза­имоотношении с окружающей физической и социальной средой про­являлись гармонично, устойчиво и способствовали сохранению дли­тельной и максимальной трудоспособности...»

 

 

Природная среда   Социальная среда
Абиотические факторы Биотические факторы Социально-психологическая стресс: кратковременный и длительный; дефицит и избыток информации. Производственная Культурная способ общения, быт, поведение, экологический ландшафт Среда жилого помещения и т.д.
температура, влажность, давление, свет, недостаточность кислорода, ритм и т.д. животные, растения, микроорганизмы

ЧЕЛОВЕК * СРЕДА

Задания для самоконтроля:

1. Какие последствия может вызвать загрязнение окружающей среды у человека?

2. Почему не следует находиться в одном помещении с курящим человеком?

3. Составьте пищевую цепь, по которой химические вещества (пестициды, ядохимикаты) могут попасть в организм человека.

  1. Какое влияние могут оказывать звуки на человека?
  2. Что такое шумовое загрязнение?
  3. Перечислите источники шумового загрязнения, охарактеризуйте их влияние на организм человека
  4. Что такое адаптация, ее значение в жизни человека.
  5. Обозначьте общие проблемы адаптации.
  6. Что такое биоритмы?
  7. Что такое метеопатия?

Литература:

  1. Агаджанян Н.А., Торшин В. И. Экология человека: Избранные

лекции. — М.: «Крук», 1994.

  1. Борисенков Е., Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необы­чайных явлений природы. — М.: Мысль, 1988.
  2. Бутакова О.Н. Виды взаимодействия в системе «Человек – среда» (стр.94-101) Основы экологического мышления: Конспекты лекций.Под ред. Н.М. Бойковой. – Новосибирск, 1998. – 216 с.
  3. ВойничА., Херцег Э. Одна ласточка весны не делает. — М.: Мир, 1985.
  4. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях.- М.: Политическая литература, 1989.
  5. Леках В.А. Тарапата Н.И. Физиология в задачах: Учебное пособие.- Феникс, 1996.
  6. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России.- М., 1996.
  7. Физиология человека: Учебник для студентов мединститутов. – Медицина, 1985.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.