Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы договора коммерческой концессии 2 страница




Обычно договоры предусматривают механизм контроля правообладателя за правильностью исчисления и выплаты роялти пользователем. Нередко пользователю предписывается вести специальный учет продукции, реализуемой в рамках договора по формам и стандартам, применяемым правообладателем, и предоставлять правообладателю отчеты об использовании предоставленных ему результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. При этом, если в договоре отсутствуют конкретные условия о сроке и порядке представления, предусматривающем представление отчетов об использовании результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, то по смыслу ст. 1237 ГК пользователь обязан представлять такие отчеты по требованию. На пользователя возлагается обязанность по предоставлению правообладателю финансовой и иной отчетности. При возникновении сомнений в ее правильности и достоверности (а также в правильности упоминавшихся выше отчетов) правообладатель может проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности пользователя своими силами или с привлечением независимых аудиторов. По сложившейся практике, если такие ревизии не выявляют существенных расхождений в расчетах пользователя, расходы по организации и проведению проверки несет правообладатель, в противном случае они возлагаются на пользователя.

Второй наиболее существенной обязанностью пользователя является использование предоставленных по договору прав на средства индивидуализации (п. 1 ст. 1032 ГК). В литературе высказывалась позиция, согласно которой реализация пользователем переданных ему прав осуществляется по его усмотрению, т.е. является его правом, но не обязанностью. Так, С.А. Сосна и Е.Н. Васильева отмечают, что законодатель не устанавливает обязанности пользователя непременно использовать предоставленный комплекс прав*(906). С этим толкованием закона нельзя согласиться, так как выхолащивается сама цель договора - расширение рынка продуктов под маркой правообладателя. Действительно, трудно себе представить добросовестного предпринимателя, который приобретает за вознаграждение франшизу (возможно, исключительную) на определенную территорию без намерения ее практически использовать в своем деле. По смыслу закона, данное условие следует считать подразумеваемым в любом договоре коммерческой концессии. На практике же минимальный объем использования предоставляемых прав - например, обязательство пользователя достичь к определенному сроку минимального объема продаж (либо количества торговых точек, мощности производства и т.п.), заключить определенное число субконцессионных договоров (ст. 1029 ГК) и т.д. - как правило, специально оговаривается сторонами и закрепляется в договоре. Невыполнение этого условия может повлечь предусмотренные договором санкции вплоть до досрочного прекращения коммерческой концессии по инициативе правообладателя.

У обсуждаемой нормы есть и другой аспект. Пользователь не вправе выходить за пределы использования, предусмотренные договором коммерческой концессии. Напомним, что порядок и способы использования переданных по договору обозначений признаются существенным условием договора. Самостийное хозяйствование пользователя под предоставленной ему маркой не только влечет для правообладателя репутационные риски, но и грозит ему весьма ощутимыми финансовыми потерями. Показательно, что в силу п. 3 ст. 1237 ГК при использовании концессионером объектов исключительных прав с превышением определенных договором пределов правообладатель может прибегнуть не только к традиционным способам договорной ответственности, но и к специальным мерам ответственности, предусмотренным частью четвертой ГК для преследования нарушений исключительных прав любыми третьими лицами, в частности, требовать выплаты компенсации. Таким образом, данную обязанность пользователя в отношении предмета договора в целом можно сформулировать как обязанность использовать предоставленные ему объекты строго в установленных договором пределах, которые могут касаться объемов и видов использования, вида хозяйственной деятельности, срока и территории действия предоставленных по договору прав. При этом права на использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, прямо не указанные в договоре, не считаются предоставленными пользователю (п. 1 ст. 1235 ГК).

Весьма близки по своему предназначению и правила о том, что пользователь обязан соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав деловой практике правообладателя*(907), а качество и ассортимент производимых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть не ниже, чем у правообладателя. В производственном франчайзинге, сфере услуг обеспечение качества требует внедрения системного комплекса мероприятий по методическому обеспечению, планированию и контролю. В сбытовом франчайзинге эта задача может быть также реализована через предписание пользователю закупать продукцию только у поставщиков, определяемых правообладателем, либо указания на то, что реализация продукции, не производимой правообладателем, допускается только с письменного разрешения правообладателя. Инструкции и указания правообладателя могут также касаться единых стандартов "бизнес-стиля": вывесок, архитектурно-планировочных решений, единого фирменного стиля внутреннего оформления, включая экипировку персонала, и оборудования. Они могут даваться как при заключении договора, так и в дальнейшем в ходе его исполнения.

Пользователь также должен предоставлять своим контрагентам (покупателям или заказчикам) такие дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, если бы приобрели товар или услугу непосредственно у самого правообладателя. Виды таких услуг следует конкретизировать в договоре*(908). Это можно сделать не только явным образом - путем перечисления, - но и путем отсылки к документации правообладателя или иным способом. Дополнительными услугами может быть, например, применительно к ресторану быстрого питания - доставка заказов на дом, к магазину - подарочная упаковка товаров, подготовка технически сложных изделий к эксплуатации, сборка (например, корпусной мебели), подбор сопутствующих товаров по цвету, фасону, совместимости и т.д., доукомплектование и даже сборка (например, установка креплений на горные лыжи в магазине спортивного инвентаря).

Обсуждаемые правила, с одной стороны, гарантируют интересы потребителей, ас другой стороны, - защищают коммерческие интересы правообладателя в поддержании высокой репутации своей марки (бренда). Такое "двойное назначение" вообще характерно для договора коммерческой концессии - многие из адресованных пользователю предписаний гл. 54 ГК носят достаточно общий характер и направлены на взаимодействие пользователя с третьими лицами. Они не предполагают непосредственного имущественного предоставления правообладателю, который, тем не менее, имеет опосредованный интерес в их соблюдении.

Характерный тому пример - обязанность пользователя информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии. Обязанность пользователя информировать потребителей о своем собственном фирменном наименовании вытекает и из ст. 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.)*(909). Как верно отмечается в литературе, "информирование потребителей пользователем о том, что он действует на основании договора коммерческой концессии, необходимо также на случай последующего выявления недостатков приобретенных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, поскольку в подобных случаях на правообладателя возлагается субсидиарная ответственность (ст. 1034 ГК)"*(910). В то же время это правило служит интересам правообладателя, подчеркивая его главенствующее положение на рынке и способствуя узнаваемости его марки как таковой. Не стоит сбрасывать со счетов и преимущества наличия прямого канала для спонтанной "обратной связи" (жалоб и предложений) с потребителями, обслуживаемыми концессионером.

На практике стороны обычно предусматривают обязанность пользователя сотрудничать с правообладателем в вопросах правовой охраны и повышения стоимости марки правообладателя. В частности, пользователю может быть запрещено применять товарные знаки правообладателя совместно со своими товарными знаками и товарными знаками иных лиц, а равно предпринимать прямо или косвенно какие-либо действия, направленные на приобретение права на товарные знаки и коммерческие обозначения правообладателя. Речь идет не только о регистрации сходных средств индивидуализации на собственное имя, но и об их фактическом использовании в собственных интересах как неохраняемых обозначений или составной части фирменного наименования. Запрещаются и иные действия, которые могут подорвать престиж и репутацию торговой марки правообладателя. Например, вряд ли уместно размещение рыбной лавки в торговом зале открытого по концессии бутика модной и дорогой одежды.

Обязанность не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию действует в силу закона, даже если она и не предусмотрена договором. Пользователь обязан предпринять как организационные (ограничение доступа в помещения и к носителям информации, маркировка соответствующих документов грифами "конфиденциально", "секретно", "для служебного пользования"), так и юридические (заключение с сотрудниками и контрагентами соглашений о конфиденциальности, запрещающих разглашение соответствующих сведений) меры по предотвращению разглашения этой информации. Нарушение этой обязанности влечет обязанность пользователя возместить правообладателю убытки.

Среди основных обязанностей пользователя обычно упоминают также обеспечение условий для осуществления правообладателем контроля за деятельностью пользователя. Так, п. 1 ст. 1237 ГК предусматривает обязанность лицензиата представлять лицензиару отчеты об использовании результата интеллектуальной деятельности, если иное не предусмотрено в договоре. Субсидиарное применение этой нормы к договору коммерческой концессии расширяет возможности правообладателя при осуществлении контроля за деятельностью пользователя, и в целом создает условия для появления более качественных товаров, работ и услуг на рынке.

Договором может быть также предусмотрена обязанность пользователя предоставить оговоренное количество субконцессий (подр. о договоре субконцессии см. § 5 настоящей главы).

К дополнительным обязанностям пользователя, обычно устанавливаемым договором, относятся также обязанности по повышению квалификации работников, участию в профильных выставках, проводимых на территории концессии, организации сервисного обслуживания товаров правообладателя, которые приобретены у других пользователей и т.п.

Ограничительные условия. Договор коммерческой концессии является одним из немногих видов обязательств, для которых Гражданским кодексом прямо предусмотрена возможность принятия сторонами договорных ограничений на осуществление предпринимательской деятельности. Указанные ограничения могут быть предусмотрены договором в виде некоторых дополнительных обязанностей, которые возлагаются на одну из сторон договора (п. 1 ст. 1033 ГК). С юридической точки зрения большинство ограничительных условий относится к числу так называемых негативных обязательств, т.е. обязательств не совершать определенных действий (п. 1 ст. 307 ГК). В литературе отмечается, что ст. 1033 ГК представляет собой случай, когда законом допускается возможность ограничения правоспособности сторон на основании договора коммерческой концессии*(911). Однако такая квалификация этой нормы является спорной.

Ограничительные условия в договоре коммерческой концессии могут относиться к группам товаров и (или) услуг, в отношении которых предоставляются права, к способам и масштабам использования прав. Они могут быть адресованы как правообладателю, так и пользователю. С коммерческой точки зрения, обсуждаемые положения предоставляют правообладателю такие инструменты для реализации стратегических планов в области развития и структурирования бизнеса, которыми благодаря наличию дочерних подразделений обычно располагают лишь интегрированные холдинговые компании, но не бизнес-операторы, работающие с юридически независимыми субъектами права; а пользователю - гарантии эксклюзивности.

Наиболее типичные ограничительные условия указаны в ст. 1033 ГК. Они действуют в отношении территории концессии и вида деятельности, который является ее предметом. Договором могут быть установлены:

- запрет прямой конкуренции. Применительно к правообладателю он означает, что выданная лицензия является исключительной, а также невозможность самостоятельно осуществлять аналогичную деятельность (оказывать услуги, распространять товары и т.д.) в обход концессионера. В отношении пользователя может предусматриваться: 1) невозможность конкурировать с правообладателем в данной области хозяйственной деятельности под другой маркой (или вовсе без таковой); а равно 2) отказ пользователя от ведения в недоговорной деятельности с продуктами правообладателя*(912) или с использованием переданного последним коммерческого опыта;

- эксклюзивность. Такое ограничение предполагает запрет правообладателю предоставлять аналогичные концессии другим лицам. Для пользователя же оно может означать запрет, во-первых, на заключение концессионных договоров с другими правообладателями, работающими на рынке тех же товаров, работ или услуг во-вторых, запретна"совмещение" профильной деятельности по договору коммерческой концессии с осуществлением в рамках данного предприятия иных видов деятельности.

Еще раз подчеркнем, что указанные ограничения имеют место лишь в случаях, прямо предусмотренных договором. Это соответствует общему правилу о том, что если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной) (п. 2 ст. 1236 ГК).

Эти ограничительные условия направлены на сдерживание конкуренции по отношению к товарам (работам, услугам), реализуемым в рамках договора коммерческой концессии, а потому должны во всех случаях применяться с учетом правил антимонопольного законодательства. Правообладателям и пользователям запрещается заключать соглашения или совершать согласованные действия, если такие соглашения или действия приводят или могут привести к фиксированию цен, разделу рынка по территориальному принципу, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу контрагентов, к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными контрагентами (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции"). Такие соглашения недействительны.

Иные соглашения и согласованные действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции по общему правилу также запрещены (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции"). Однако в данном случае Закон делает исключение: в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О защите конкуренции", допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.

Гражданским кодексом установлены два критерия недопустимости включения в договор каких-либо ограничений в интересах той или иной стороны договора. Во-первых, это предоставление правообладателю возможности определять цену продаваемых пользователем товаров, выполняемых им работ и оказываемых услуг. Во-вторых, возложение на пользователя обязанности ограничивать круг потребителей (покупателей, заказчиков) в зависимости от их принадлежности к определенной категории или от места нахождения (жительства)*(913). Такие ограничительные условия признаются Гражданским кодексом ничтожными (п. 2 ст. 1033 ГК).

Ответственность сторон. Поскольку договор коммерческой концессии является предпринимательским, действуют общие для предпринимателей правила об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК). Если стороны не согласуют в договоре иные основания, форму и размер имущественной ответственности, то к стороне, не выполнившей обязательства или выполнившей их ненадлежащим образом, санкции будут применяться, исходя из общих норм обязательственного права.

Особенностью данного вида договоров является возложение на одну из сторон ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) другой стороной ее обязательств перед контрагентами этой другой стороны. Такая ответственность возникает на основании двух договоров: собственно договора коммерческой концессии и договора пользователя с третьим лицом (покупателем либо субконцессионером)*(914).

Так, правообладатель несет субсидиарную ответственность перед третьими лицами по предъявляемым к пользователю (а также вторичным пользователям по договорам субконцесии) требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии*(915).

Это означает, что контрагенты пользователя имеют возможность удовлетворить свои притязания как за счет пользователя, так и правообладателя, причем по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, ответственность правообладателя является уже солидарной. Это связано с тем, что правообладатель обязан контролировать качество товаров, работ, услуг пользователя. Данные нормы устанавливают исключение из общих правил гражданско-правовой ответственности, и их не следует толковать расширительно: при предъявлении к пользователю (вторичному пользователю) требований по иным основаниям, не связанным с качеством товаров (работ, услуг), например, в связи с просрочкой и т.д., правообладатель ответственности не несет. Обсуждаемые положения закона являются императивными и, несмотря на трудную их реализацию на практике, существенно снижают привлекательность использования коммерческой концессии как правовой основы построения сети распространения товаров (работ, услуг) для правообладателей. В литературе предлагалось исключить или смягчить указанные правила, особенно учитывая то, что такие обязательные в зарубежных государствах для правообладателей нормы, как оказание постоянного технического и консультативного содействия, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников пользователя и контроль за качеством товаров (работ, услуг), в России носят диспозитивный характер, т.е. подлежат исполнению, если договором не предусмотрено иное.

В свою очередь, пользователь, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии, отвечает перед правообладателем за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей (субконцессионеров), с которыми он заключил соответствующие соглашения.

Субсидиарное применение норм части четвертой ГК о лицензионном договоре также предоставляет дополнительные способы защиты исключительных прав правообладателя по договору коммерческой концессии. Так, в случае нарушения пользователем исключительного права правообладателя на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в случае использования лицензиатом объектов исключительных прав способом, не предусмотренным договором, или по прекращении действия договора, он будет нести такую же ответственность как если бы вообще не имел договора с правообладателем (п. 3 ст. 1237 ГК). Например, в случае нарушения исключительных прав на товарный знак (ст. 1515 ГК) в качестве альтернативы возмещению убытков выступает санкция в виде выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб. либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, либо в двукратном размере справедливой стоимости права использования товарного знака.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.