Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое символдрама?




Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии[1], в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке[2] как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов.

Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919–1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в 1948 – 1954 гг. Важный вклад в развитие метода внёс проф. Хайнц Хенниг, проводивший исследования в Институте медицинской психологии университета им. Мартина Лютера (Галле). Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран.

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.

Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу (см. Таблицу I). В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения. C феноменологической точки зрения, можно проследить параллели с детской игровой психотерапией и гештальт-терапией. В техническом плане, символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе. Тем не менее, символдрама – это не комбинация из смежных методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, Эриксоновского гипноза и аутотренинга.

Можно выделить четыре основных критерия, по которым символдрама отличается от других психотерапевтических методов, использующих представление образов в психотерапевтическом процессе:

1) использование представления образов по четко разработанной схеме – главный и основной инструмент психотерапевтического воздействия метода символдрамы, в то время как в других имагинативных техниках обращение к работе с образами (что делает в своей практике, наверное, каждый психотерапевт) часто бывает случайным, фрагментарным и непоследовательным;

2) метод символдрамы системно структурирован, описаны все последовательные шаги его использования в зависимости от конкретных показаний; четко определено, что и как нужно делать на каждом этапе работы (это особенно важно для начинающего психотерапевта);

3) в основе метода лежит глубокая теоретическая база; это, прежде всего, общепризнанные концепции классического и современного психоанализа (психоаналитические теории развития личности, теория объектных отношений, теория сновидений, общая теория неврозов и психоаналитическое учение о болезни, психосоматических заболеваниях, нарушениях развития «Я», пограничных состояниях Borderline); во многом символдрама опирается также на аналитическую психологию К.Г. Юнга (теория архетипов и коллективного бессознательного, принципы интеграции, метод активного воображения);

4) до минимума сведены суггестивные факторы, все используемые техники направлены на наиболее полное и свободное раскрытие личности пациента (например, каждый вопрос психотерапевта должен задаваться в свободной, открытой форме[3]); из всех известных нам методов психотерапии символдрама это самый гуманный, мягкий и в то же время высокоэффективный метод.

 

Таблица I:

Направления и методы психотерапии, использующие имагинацию (составлено Х. Лёйнером,
7–ой международный конгресс по Кататимно-имагинативной психотерапии, Вюрцбург, Германия, 20 – 21 мая 1995 г.)

Автор год Концепция, спектр применения
и название метода создан. Психо-динамич. терапия Поведен- ческая терапия гипн. Состояние наличие концепции регуляр. Примен. фрагм. попутн. примен.
1. Й. Брейер и З. Фрейд Катартический метод   Х       Х  
2. К.Г. Юнг Активное воображение A.N. Ammann   х х         х х
3. Й.Х. Шульц Высшая ступень аутогенного тренинга (АТ)       х х    
3а. Роза Высшая ступень АТ   Х       Х  
4. Р. Дезуаль Le reve éveillé dirigé L. Rigo   ? ?     х х х х  
5. Х. Лёйнер Кататимное переживание образов Техника сновидений наяву     Х     х Х  
6. Я.Л. Морено Психодрама Г.А. Лёйц             х
7. J.E. Shorr Психоимагинативная терапия           Х  
8. A. Lazarus Мультимодальная поведенческая терапия     Х х ? Х  
9. М.Г. Эриксон Эриксоновский гипноз Kossack Классический гипноз, гл. 16       х     х
10. Ф. Перлс Гештальт-терапия         х   х
11. Matthews-Simonton Creighton Leife–saving Self Awarness-Technique     Х     Х  
12. J. Wolpe Систематическая десенсибилизация     Х     Х  
13. Fabre, Maurey   Х       Х  
14. Р. Ассаджоли Психосинтез             х



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.