Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и характерные черты судебной системы РФ




Судебный состав, осуществляющий правосудие.

Судебные инстанции.

Звено судебной системы. Компетенция суда.

Понятие и характерные черты судебной системы РФ.

 

Представление о судебной системе РФ и ее понимание основывается на ряде основных признаков, выделяющих суды из системы других государственных органов. Судебную систему составляют не все виды судов, а только те, которые действуют от имени государства или субъекта РФ и являются государственными органами. Создаются такие суды на основе установленных предписаний федеральных конституционных и федеральных законов.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Перечень судов, указанных в ФКЗ "О судебной системе РФ", является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается.

В судебную систему входят только те суды, которые относятся к федеральным судам или судам субъектов РФ, названным в законе. Финансирование этих судов осуществляется либо из государственного бюджета РФ, либо бюджетов субъектов РФ. Располагаются эти суды на всей территории РФ в соответствии с ее административно-территори-
альным делением и территориальным делением субъектов РФ, на которые распространяется их юрисдикция согласно судебным районам или судебным участкам. Включаемые в судебную систему РФ суды реализуют судебную власть на соответствующей территории и осуществляют правосудие в установленной законом процессуальной форме. Виды судопроизводств предусматриваются Конституцией РФ и закрепляются, как правило, в процессуальных кодексах: Арбитражном процессуальном, Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном.

Таким образом, судебная система РФ – это совокупность всех предусмотренных федеральными конституционными и федеральными законами федеральных судов и судов субъектов РФ, действующих на территории Российской Федерации в соответствии с ее административно-территориальным делением и осуществляющих правосудие в установленных процессуальных формах судопроизводств.

К характеризующим судебную систему РФ чертам можно отнести: 1) ее двойственность устройства – федеральные суды и суды субъектов РФ; 2) простоту и доступность правосудия в судах для населения;
3) единство статуса судей в судах и 4) разрешение любого дела по существу в суде первой инстанции.

1. В соответствии со ст. 4 ФКЗ "О судебной системе РФ" судебная система РФ состоит из двух видов судов – федеральных судови судов субъектов Российской Федерации. Каждый из этих видов судов имеет свою систему, правила и условия организации и деятельности. Такая двойственность организационного построения судебной системы РФ делает ее сложной в понимании.

К федеральным судам закон относит:

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды[23], составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Двойственное построение судебной системы позволяет учитывать территориальные и национальные особенности субъектов РФ.

Отнесение мировых судей и уставных судов к числу судов субъектов РФ означает, что законодательное регулирование организации и деятельности таких судов производится субъектом РФ самостоятельно, но в рамках, определенных федеральными законами, и не должно им противоречить.

В частности, субъект РФ вправе самостоятельно создавать и упразднять конституционные (уставные) суды субъектов РФ, определять порядок назначения (избрания) судей этих судов, устанавливать определенные отличия в правовом положении судей этих судов, определять их компетенцию и порядок рассмотрения ими дел. Такие суды финансируются из бюджета субъекта РФ. В отношении мировых судей субъект РФ обладает гораздо более узкими полномочиями. Так, полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ", Федеральным законом "О мировых судьях в РФ", иными федеральными законами и законами субъектов РФ. Общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах РФ определяются также Федеральным законом "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ".

Субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать лишь порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей, срок их полномочий, создавать и упразднять судебные участки и должности мировых судей, осуществлять мероприятия по организационному обеспечению деятельности этих судей, выполнять некоторые другие полномочия.

Отнесение мировых судей и конституционных (уставных) судов к числу судов субъекта РФ не означает, что субъект РФ вправе каким-то образом вмешиваться в осуществление этими судами правосудия, оказывать давление на судей этих судов при разрешении ими дел. Наиболее важные начала статуса судей и принципы организации и деятельности суда, закрепленные в Конституции РФ, остаются неизменными в любом случае и по отношению к любому суду РФ.

2. Простота и доступность правосудия в судах
для населения

Территориальная организация судебной системы делает ее понятной и доступной для населения. По любому спорному вопросу гражданин может обратиться в суд, который всегда расположен в районе его жительства. При этом затраты на судебные издержки не слишком значительны и, как правило, не препятствуют обращению в суд за защитой своих прав. Кроме того, в ряде случаев гражданин может быть при принятии заявления судьей освобожден от уплаты государственной пошлины. Не облагаются государственной пошлиной заявления о взыскании алиментов, о защите чести и достоинства, требования, вытекающие из трудовых правоотношений, иски, связанные с нарушением прав потребителей, и некоторые другие. Введение института мировых судей призвано сделать правосудие еще более доступным для населения, поскольку это подразумевает, что гражданин может получать судебную защиту еще ближе к месту своего жительства.

3. Единство статуса судей в судах

Единство статуса судей в судах судебной системы обеспечивает единый подход к разрешению возникающих правовых вопросов, споров и уголовных дел в судах.

Единый для судей статус всех судов судебной системы базируется на положениях Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ.

Деятельность судей в судах, предусмотренных ФКЗ "О судебной системе РФ", строится на соблюдении всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами единых правил судопроизводства. Принятые на их основе судебные решения, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации или территории субъектов РФ всеми субъектами, кому они адресованы.

Материальное и социальное обеспечение судей и их деятельности осуществляется, как правило, из федерального бюджета или в установленных в законе случаях из бюджета субъекта РФ.

Таким образом, законодательное закрепление единства статуса судей, единые процессуальные формы судопроизводства, централизованное финансирование деятельности судов, материального и социального обеспечения судей создают единые условия и правила организации судов судебной системы и деятельности судей.

4. Характерной чертой судебной системы РФ является и то, что судебное дело разрешается по существу в суде первой инстанции. Подсудность дел по первой инстанции присуща почти всем судам судебной системы, в которых и разрешается дело по существу (кроме арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов).

Исключением из этого правила является апелляционная инстанция. При пересмотре не вступивших в законную силу приговоров, решений и постановлений мирового судьи и пересмотре не вступивших в законную силу решений арбитражного суда субъекта РФ в апелляционной инстанции дело рассматривается с самого начала, по правилам первой инстанции с определенными изъятиями. По результатам апелляционного производства может быть принято решение, отличающееся от решения суда первой инстанции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 4966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.