Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. 4. Районный (городской) суд




Компетенция Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ.

Председатель областного и равного ему суда, его заместители и председатели судебных коллегий.

Президиумы и судебные коллегии областных и равных им судов, их состав.

Место Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ (Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа) в судебной системе РФ и его роль.

1. Место Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ (Верховного суда республики, краевого, областного суда,
суда города федерального значения, суда автономной области,
суда автономного округа) в судебной системе РФ и его роль

Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ (Верховный суд республики, краевой, областной, городской (Москва, Санкт-Петербург) суд, суд автономной области и автономного округа – далее областной и равные ему суды) характеризуется двумя основными признаками.

1) Он относится к федеральным судам РФ, действующим на территории субъектов РФ, от имени РФ и финансируемых из федерального бюджета, в отличие от судов субъектов РФ – конституционных (уставных) судов и мировых судей. На территории субъекта РФ действует один такой федеральный суд. Исключение может быть на территории сложных субъектов РФ – краев, где имеются национальные образования – автономные округа или автономная область.

2) Областной и равные ему суды включен в систему судов общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные, гражданские, административные и иные дела. Как федеральный суд общей юрисдикции он занимает определенное место среди военных, гражданских и специализированных судов в системе судов общей юрисдикции. Он относится к подсистеме гражданских судов и представляет среднее звено в подсистеме федеральных гражданских судов общей юрисдикции.

К судам этого же звена – федеральным судам общей юрисдикции субъекта РФ – относятся и суды республик, входящих в состав РФ. Они могут иметь иное название, например Верховный суд республики, но независимо от названия суды республик в составе РФ наделены теми же полномочиями, что и другие суды этого звена.

Такое положение Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ определяет его двойное назначение. С одной стороны, он является вышестоящим по отношению к районным (городским) судам, действующим на территории субъекта РФ, с другой стороны, нижестоящим по отношению к Верховному Суду РФ. Промежуточное положение в звеньевой системе гражданских судов общей юрисдикции определяет его роль в реализации судебной власти на территории РФ через выполняемые им функции. Он осуществляет функцию судебного надзора за деятельностью районных (городских) судов в кассационной и надзорной инстанции; своим составом судей рассматривает по существу (по первой инстанции) уголовные и гражданские дела, установленные в законе или по его решению; его деятельность связана и в судебном порядке поднадзорна Верховному Суду РФ.

2. Президиумы и судебные коллегии областных
и равных им судов, их состав

Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ по своему организационному устройству и штатному составу несколько отличается от Верховного Суда РФ в сторону уменьшения по своей численности и сложности. Структуру областного и равного ему судов составляют подразделения, создаваемые в этих судах, к которым относятся:

1) президиум суда;

2) судебная коллегия по гражданским делам;

3) судебная коллегия по уголовным делам;

4) аппарат суда.

Правовой основой формирования структуры федеральных судов общей юрисдикции субъекта РФ служат ст. 20 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ" и ст.ст. 30 и 78 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в ред. Федерального закона от 02.07.2003).

Численный и штатно-должностной состав структурных подразделений определяется по-разному.

Численность и состав президиума Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ утверждаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при условии наличия положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. В зависимости от объема работы суда число членов Президиума, как правило, устанавливается 5–9 человек, среди которых по должности председатель соответствующего суда и его заместители, а также наиболее опытные и авторитетные члены суда.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда[27].

Как правило, при федеральных судах общей юрисдикции субъекта РФ осуществляют свою деятельность формируемые квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Пункты 4 и 6 ст. 11 Федерального закона РФ "Об органах судейского сообщества в РФ" определяют численный состав и порядок формирования квалификационных коллегий судей субъекта РФ. Формируется коллегия из числа судей названных судов, судей арбитражного суда, гарнизонных военных судов, районных судов, судей Конституционного (Уставного) суда субъекта РФ и мировых судей, а также представителей общественности и Президента РФ. Нормы представительства от различных судов и порядок выбора в члены коллегии установлены в названном Законе.

Организационно-техническая и хозяйственная работа в суде ведется сотрудниками аппарата суда и администратором суда. В аппарате областного и равных ему судов работают помощники судей, секретари судебных заседаний, секретарь президиума, секретари судебных коллегий, заведующий канцелярией, консультанты, секретарь приемной, кодификатор, делопроизводители, машинистки, архивариус и другие технические работники. В суде может работать обслуживающий персонал из числа наемных работников – уборщицы помещений, водители и другие. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

3. Председатель областного и равного ему суда, его заместители
и председатели судебных коллегий

Возглавляет работу Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ Председатель областного или иного соответствующего суда, на которого возлагаются определенные обязанности по организации работы суда и предоставляются права для решения стоящих перед ним задач.

Председатели и заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Порядок назначения и полномочия председателя определены в ч. 6 ст. 6.1 и ст. 6.2 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и ст. 37 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в ред. Федерального закона от 02.07.2003).

Полномочия председателя Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ состоят из двух частей: 1) он осуществляет полномочия судьи областного и соответствующего ему суда и процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами; 2) выполняет организационные функции по руководству судом, судьями и сотрудниками аппарата соответствующего суда.

Процессуальные полномочия судьи и председателя суда предусматриваются в УПК РФ, ГПК РФ и других нормативных актах.

К их числу относятся:

1) председательствовать и рассматривать в судебных заседаниях дела по первой и кассационной инстанции;

2) председательствовать на заседании президиума суда при рассмотрении дел в порядке надзорного производства;

3) в случаях и в порядке, установленном законом, вправе решать и другие процессуальные вопросы по уголовным, гражданским, административным и иным делам.

Организационные функции председателя закреплены в ч. 1 ст. 6.2 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и ст. 37 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР". Он организует работу суда; устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение; распределяет обязанности между заместителями и между судьями; организует работу по повышению квалификации судей; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда; регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда; осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.

Заместители председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, суда республики в составе РФ также осуществляют полномочия судьи соответствующего суда и процессуальные полномочия, установленные федеральными законами для заместителя председателя, и реализует полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленных председателем суда. Полномочия заместителя председателя также определяются УПК РФ, ГПК РФ и другими нормативными актами, а также закреплены в ч. 2–4 ст. 6.2 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и ст. 38 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР".

Председатели судебных коллегий Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ также имею процессуальные и организационные полномочия, которые устанавливаются процессуальными актами и закрепляются в ст. 39 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР":

- председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

- осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

- образуют судебные составы для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

- представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

- вправе истребовать из районных (городских) судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

- осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

4. Компетенция Федерального суда общей юрисдикции
субъекта РФ

Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ (Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа) как судебный орган среднего звена подсистемы гражданских судов общей юрисдикции имеет определенную законом компетенцию. Правовое положение, обязанности и права, предоставленные законом этому суду, по реализации функций судебной власти формируют компетенцию органа в целом или его структурных подразделений.

Законодательное закрепление общих положений о компетенции областного и соответствующих ему судов имеется в организующих судебную систему нормативных актах: ст. 20 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ" и ст.ст. 31, 33, 36 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР". Однако основное содержание деятельности суда – это процессуальная деятельность по рассмотрению уголовных, гражданских и иных дел по первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти вопросы регулируются УПК РФ, ГПК РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими законами, где определяется подсудность конкретных категорий и видов дел областному (и соответствующему ему) суду.

Компетенция областного суда может определяться в целом для суда – это все, что обязан и правомочен делать областной суд, и детализироваться или распадаться на компетенцию тех структурных подразделений, которые действуют в рамках суда – компетенцию президиума и компетенцию судебных коллегий.

Областной и соответствующие ему суды рассматривают уголовные, гражданские и иные дела по первой инстанции или по существу.

Конкретные категории уголовных дел, которые относятся к подсудности областного (и соответствующего ему) суда, перечислены в ч. 3 ст. 31 УПК РФ. К ним относятся дела о наиболее тяжких преступлениях, например, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, или уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Могут рассматриваться по первой инстанции и иные уголовные дела при решении вопросов изменения подсудности дела (ст.ст. 34, 35 УПК РФ) или в случаях прямо указанных в федеральном законе.

Для областного (и соответствующего ему) суда определена конкретная подсудность и по гражданским делам. Они рассматривают по первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной; дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и организаций; дела о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений; дела об оспаривании решений избирательных комиссий субъекта РФ и другие дела, перечисленные в ст. 26 ГПК РФ или прямо указанные в иных федеральных законах.

Областной (и соответствующий ему) суд осуществляет и кассационную инстанцию. Он рассматривает уголовные, гражданские и иные дела в порядке кассационного производства по жалобам или представлениям на решения, приговоры, определения и постановления районных судов, не вступившие в законную силу. Например, отдельные вопросы кассационного производства по уголовным делам урегулированы ст.ст. 354, 355, 360, 373, 375 и другими УПК РФ, а по гражданским делам – ст.ст. 336, 337 и последующими. В кассационном порядке могут быть пересмотрены приговоры и постановления, вынесенные судом
по уголовным делам в апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 354, ч. 3 ст.ст. 355, 378 УПК РФ).

Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ наделен правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных решений судов, вступивших в законную силу в порядке надзора, осуществляя надзорную инстанцию. Он рассматривает и проверяет дела в надзорном производстве по представлениям прокурора и жалобам участников на приговоры, решения, определения и постановления районных судов, вступившие в законную силу; на кассационные определения судебных коллегий по гражданским и уголовным делам федеральных судов общей юрисдикции субъектов РФ; а также на вступившие в законную силу приговоры и решения мировых судей и приговоры, решения, постановления апелляционной инстанции районных судов. Вопросы надзорного производства урегулированы УПК РФ (например, ст.ст. 402–408), ГПК РФ (например, ст.ст. 376, 377 и другие), Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1, 30.2, ч. 3 ст. 30.11). Уголовные и гражданские дела в надзорной инстанции рассматриваются в президиуме Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ или председателем (заместителем) этого суда дела об административных правонарушениях.

Областной (и соответствующий ему) суд возобновляет производство и рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по делу. Порядок производства в суде по вновь открывшимся обстоятельствам также определен в названных нормативных актах.

В числе организационных функций, осуществляемых Федеральным судом общей юрисдикции субъекта РФ, следует назвать изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, а также осуществление других полномочий, предоставленных законодатель-
ством.

Президиум областного (и соответствующего ему) суда как структурное подразделение этого суда реализует часть компетенции, предоставленной суду в целом. Так, президиум в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда; оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. Статьи 32–34, 36 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" закрепляют его полномочия и порядок работы. Так, заседания президиума федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ проводятся не реже двух раз в месяц и правомочны при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством его членов, участвующих в голосовании.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.