Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место мировых судей в судебной системе РФ




История института мировых судей в России

Мировой суд в России впервые был сформирован в результате судебной реформы 1864 г. и представлял собой систему местных судов, отграниченную от общих судов и основанную на иных принципах. Мировой суд задумывался тогда как суд всесословный, максимально свободный от формальностей и обрядов (с соблюдением, однако, необходимых процессуальных гарантий), максимально приближенный к населению. Мировыми судьями должны были становиться местные жители, хорошо знакомые с местными условиями, пользующиеся уважением и авторитетом у населения и обладающие определенным минимумом юридических знаний. Кроме того, перед местным судом были поставлены и особые задачи (по сравнению с прочими – "коронными" судами). По мысли составителей судебных уставов, ими должны были стать: достижение примирения, а также охранение общественного порядка и спокойствия "посредством разбора дел о маловажных преступлениях и проступках, которые... требуют скорого решения на этих именно местах, где они возникают".

С учетом всех этих особенностей, характерных для мирового суда, сами принципы его организации и деятельности существенно отличались от принципов организации и деятельности общих судебных мест.

Нижним звеном мировой юстиции стал единоличный мировой судья. В его полномочия входило:

1) разрешение дел об уголовных проступках, за которые возможно назначить следующие наказания: а) выговор, замечание или внушение; б) денежное взыскание не свыше 300 руб.; в) арест на срок не свыше 3 месяцев; г) содержание в тюрьме не свыше 1 года;

2) разрешение гражданских дел, если сумма иска не превышала 500 руб.;

3) кроме судебных полномочий мировые судьи имели и некоторые обязанности административного и охранительного порядка, в частности, они открывали избирательные сельские съезды для избрания гласных, исполняли на своем участке нотариальные обязанности, если на нем не было нотариуса; несли определенные обязанности по устройству помещений для арестованных по приговорам мировых судей и по надзору за ними, а также выполняли другие обязанности.

Второй инстанцией для мировых судей служил мировой съезд соответствующего округа. Он мог пересматривать неокончательные приговоры в апелляционном порядке, а окончательные – в кассационном. Высшей кассационной инстанцией служили кассационные департаменты Правительствующего сената. Окружной суд судебного надзора за мировыми судьями не осуществлял. Это аргументировалось необходимостью обеспечения независимости этих учреждений, а также тем, что надзор за ними лишь со стороны высшего органа судебной власти будет способствовать повышению уважения к мировым судьям со стороны населения. Немаловажным было и другое: мировой суд по своему предназначению должен решать дела не только и, может быть, не столько руководствуясь законом, но и сообразуясь с наглядным знанием судьей местных отношений и обстоятельств, с тем чтобы обеспечить достижение "естественной справедливости". Окружному же суду, суду профессиональных юристов чужд такой взгляд на дело, он руководствуется не собственным знанием местных обстоятельств, а исключительно представленными доказательствами, которые оценивает в строгом соответствии с законом. И потому подчинить мировую юстицию судам общей юрисдикции, по мнению авторов судебной реформы 1864 г., значило бы упразднить ее как таковую. Поэтому, хотя в дореволюционной России и обсуждался неоднократно вопрос об изменении порядка обжалования приговоров и решений мировых судей, приняты эти предложения не были, так как интересы охраны независимости и самостоятельности мировых судей пользовались несомненным приоритетом перед интересами унификации судебной системы.

Следующим серьезным отличием мировых судов стала выборность судей. В отличие от судей общих судебных учреждений, назначавшихся на должность правительством, мировые судьи (в центральных губерниях России) избирались местным населением.

При этом преследовалась чисто утилитарная цель: на местах было проще найти достаточное количество уважаемых людей на эту службу, которые к тому же соответствовали бы всем установленным цензам.

Цензы, необходимые для судей мировых судов, также отличались от общих. Так, образовательный ценз для мировых судей был ниже, чем для коронных. Достаточно было окончить курс в среднем учебном заведении либо прослужить не менее 3 лет в должностях, на которых он мог приобрести практический опыт в производстве судебных дел. Диктовалась эта особенность как тем, что в то время было практически невозможно найти необходимое количество людей с высшим образованием для отправления этой службы, так и предпочтением со стороны законодателя других качеств, в частности уважения населения и житейского опыта. Кроме того, мировые судьи должны были обладать и особыми качествами: они должны были быть жителями данной местности и обладать определенным имущественным цензом.

Мировые судьи пользовались громадным авторитетом среди населения. За десять лет существования данного института количество дел, находящихся в производстве мировых судей, выросло почти в десять раз. Институт мировых судей существенно повлиял на рост уважения к суду со стороны населения, увеличил его правовую защищенность.

Основные начала организации и деятельности мировых судей, место данного института в судебной системе РФ зафиксированы в нормах Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (ст.ст. 3, 4, 6, 10, 13, 17, 21, 28, 33), а также в нормах Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".

Согласно ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Проявляется это в том, что субъект РФ вправе (и обязан):

1. Собственным законом разрешать вопрос о порядке избрания или назначения мировых судей на должность. Если все федеральные судьи назначаются на эту должность, то мировые судьи могут получать свои полномочия как в результате назначения, так и в результате избрания их на должность. При этом ст. 6 Закона "О мировых судьях в РФ" предусматривает три возможных порядка назначения (избрания) мировых судей:

- назначение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- избрание на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- избрание на должность населением соответствующего судебного участка.

Как правило, мировые судьи в РФ не избираются, а назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

2. Определять в установленных федеральным законом пределах количество и границы судебных участков, в пределах которых будут осуществлять свою деятельность мировые судьи. При этом общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом (это – ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ" и Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в данный федеральный закон) по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или, наоборот, по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

3. В пределах, установленных федеральным законом, конкретизировать срок полномочий мирового судьи в случае его первого и повторного избрания (назначения) на эту должность. Полномочия мирового судьи ограничиваются определенным сроком. При этом впервые он назначается (избирается) на должность не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) не менее чем на пять лет. В различных субъектах РФ конкретные сроки, на которые назначаются мировые судьи (впервые и повторно) немного различаются. Так, достаточно распространенным, по нашим сведениям, является назначение мировых судей впервые – на три года и повторно – на пять лет. Такие сроки полномочий предусмотрены, например, для мировых судей городов Москвы, Санкт-Петербур-
га, Кемеровской, Нижегородской и Новосибирской областей. В то же время в Иркутской области мировые судьи впервые назначаются на должность на срок 5 лет. В Томской области при повторном назначении срок полномочий мирового судьи составляет 7 лет, в Чувашской Республике – 8 лет, в Камчатской и Смоленской областях – 10 лет.

4. устанавливать порядок осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов РФ.

5. предусматривать дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей. Такие дополнительные гарантии предоставляются мировым судьям очень редко. Стоит, однако, отметить, например, Закон "О мировых судьях в Кемеровской области", ч.5 ст.4 которого предусматривает для мирового судьи дополнительные гарантии на случай упразднения судебного участка или должности мирового судьи. В соответствии с данной нормой в подобной ситуации мировой судья должен быть, с его согласия, переведен на другой судебный участок, а при отсутствии возможности такого перевода упразднение судебного участка или должности судьи может произойти только по истечении срока полномочий соответствующего судьи.

6. создавать надлежащие условия для работы мировых судей, организовывать материально-техническое обеспечение их деятельности, повышение их квалификации. За счет бюджета РФ производится лишь выплата заработной платы непосредственно мировым судьям. Субъекты Российской Федерации должны за свой счет финансировать ряд очень существенных расходов, связанных с организацией и деятельностью мирового суда. В частности, из средств субъектов РФ финансируется оплата содержания работников аппарата мирового судьи (делопроизводителя, секретаря судебного заседания и/или помощника судьи), расходы по аренде помещений, занимаемых мировыми судьями, расходы на ремонт, коммунальные платежи, охрану и уборку помещений, почтовые расходы, оплату услуг телефонной связи, покупку мебели и компьютеров, бумаги и других канцелярских принадлежностей и т.д.

Правительство Мурманской области и Законодательное собрание Челябинской области оспаривали конституционность норм, согласно которым работники аппарата мирового судьи отнесены к государственным служащим субъекта РФ (ст. 9 ФЗ "О мировых судьях в РФ") и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции или органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 10 того же ФЗ). Однако Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что данные положения ФЗ "О мировых судьях в РФ" соответствуют положениям Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ", проверку положений которого Конституционный Суд РФ осуществлять не вправе, в связи с чем отказал в принятии соответствующих запросов к рассмотрению (см. Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2001 г. № 182 – О).

В остальном правовой статус и порядок деятельности мировых судей определяются законодательством РФ.

Мировые судьи являются нижестоящим звеном судов общей юрисдикции. Они могут рассматривать уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях только по первой инстанции. Вышестоящим судом для мировых судей, пересматривающим их решения, приговоры, определения и постановления в апелляционном порядке, является районный суд.

Мировой суд в тех местностях, где он создан, должен стать судом, наиболее приближенным к населению. Однако это далеко не всегда реализуется на практике. Так, например, все мировые судьи судебных участков, расположенных на территории города Томска, размещаются и осуществляют правосудие в одном здании, расположенном на окраине города. В результате для населения ряда судебных участков территориально более близким является районный суд, а не мировой судья соответствующего участка.

За счет бюджета РФ будет производиться лишь выплата заработной платы непосредственно мировым судьям. Субъекты Российской Федерации должны за свой счет финансировать ряд очень существенных расходов, связанных с организацией и деятельностью мирового суда. В частности, из средств субъектов РФ будут финансироваться оплата содержания работников аппарата мирового судьи (делопроизводителя и секретаря судебного заседания), оплачиваться расходы по аренде помещений, расходы на ремонт, коммунальные платежи, охрану и уборку помещений, почтовые расходы, оплату услуг телефонной связи, покупку мебели и компьютеров, бумаги и других канцелярских принадлежностей и т.д. С учетом этого, независимость мировых судей от воздействия других ветвей государственной власти (и даже органов местного самоуправления) будет, по-видимому, обеспечена в куда меньшей мере, чем для судей федеральных судов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.