Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и задачи предварительного расследования




Органы, осуществляющие дознания. Компетенция органов дознания.

Органы, осуществляющие предварительное следствие. Задачи, компетенция и система следственных аппаратов Прокуратуры, МВД, ФСБ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок назначения и освобождения от должности следователей.

Формы предварительного расследования. Подследственность уголовных дел.

Понятие и задачи предварительного расследования.

Общественно опасные деяния, называемые преступлениями и запрещенные государством, наносят большой вред обществу и отдельным гражданам. Это террористические акты, убийства, изнасилования, кражи и другие уголовно-наказуемые деяния, совершаемые на территории государства. В редких случаях преступления совершаются открыто и лицо, его совершившее, известно. Как правило, приходится сталкиваться уже с результатами преступления, а иногда нужно устанавливать лиц и пострадавших от преступления, и совершивших его. Для того чтобы привлечь виновных к ответственности и суд вынес им или ему справедливый приговор, необходимо провести значительную подготовительную работу. Установить факт преступления, собрать доказательства, подтверждающие участие и виновность конкретного лица, обеспечить участие в суде имевших отношение к преступлению лиц: свидетелей, потерпевших, обвиняемых – эту работу призваны делать органы предварительного расследования. Деятельность специальных государственных органов, направленная на обнаружение и расследование преступлений, и называется предварительным расследованием. Понятие и признаки его глубоко изучаются в учебном курсе "Уголовный процесс", который является основной профилирующей дисциплиной в подготовке юристов. Основная нормативная база, предусматривающая и регулирующая предварительное расследование, сформулирована и закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе РФ[82]. Учебный курс "Правоохранительные органы РФ" знакомит с содержанием понятия "предварительное расследование", организацией и построением тех органов государства, которым поручается вести предварительное расследование. Здесь предварительное расследование рассматривается и определяется лишь как одна из функций, осуществляемая государством через свои специально уполномоченные органы.

Предварительное расследование является процессуальной деятельностью, которая связана с подготовкой к реализации норм уголовного права и является специфической. Эта деятельность может осуществляться отдельными существующими органами государства, которые выполняют другие основные функции, отличные от предварительного расследования. Поэтому специальных, выделенных отдельно для выполнения только функции предварительного расследования органов в Российской Федерации нет. На ведение этой процессуальной деятельности органы специально уполномочиваются законом – УПК РФ, круг этих органов достаточно широк, особенно для проведения дознания.

Предварительное расследование – это специфическая деятельность по дознанию и предварительному следствию специально уполномоченных законом органов государства, направленная на обнаружение преступлений, установление обстоятельств события преступления и лиц, их совершивших, собирание доказательств и доказывание вины обвиняемого, а также подготовку уголовных дел для рассмотрения
в суде.

В предложенном определении делается упор на организационно-функциональный аспект предварительного расследования, необходимый для изучения в данном учебном курсе. Знание органов государства, которые осуществляют функцию предварительного расследования, их устройства, подследственности и выделенного следственного аппарата или подразделений дознания составляет основу этой темы[83].

Предварительное расследование является целенаправленной и организованной деятельностью органов государства и их должностных лиц. Поэтому оно связано с назначением уголовного судопроизводства в целом и тоже направлено на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Перед органами предварительного расследования стоит задача уголовного преследования лиц, совершивших преступление, и обеспечение назначения виновным справедливого наказания. Содержание уголовного преследования подозреваемых и обвиняемых в ходе дознания или предварительного следствия раскрывается процессуальной деятельностью по уголовному делу дознавателя, следователя или прокурора. Вынесение процессуальных решений, проведение следственных действий и составление процессуальных документов, избрание и применение мер пресечения составляют содержание процессуальной деятельности следователя или дознавателя.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ст.ст. 1, 5 и гл. 2 закрепляет основные общие положения, касающиеся, в том числе, предварительного следствия: законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства, основные понятия, используемые в УПК РФ, принципы российского уголовного процесса.

Тема "Органы, осуществляющие предварительное расследование" является сложной для изучения, так как требует анализа и сопоставления различных нормативных актов, а также организационных и функциональных понятий (предварительное расследование и система органов МВД, структура РОВД). Для выполнения этого требуются знания устройства органов, выделяемых подразделений следствия и дознания, и понимание функции предварительного расследования.

2. Формы предварительного расследования.
Подследственность уголовных дел

Предварительное расследование, как процессуальная деятельность, имеет определенный порядок, правила, условия, которые на практике соблюдаются и реализуются дознавателями и следователями. Последовательность действий и порядок принимаемых решений в ходе предварительного расследования позволяют выделить две формы, которые определены в законе (ст. 150 УПК РФ), – предварительное следствие и дознание.

Основной в предварительном расследовании является форма предварительного следствия, что закрепляется в ч. 2 ст. 150 УПК РФ, а именно "производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением…", установленным законом. Предварительное расследование в форме дознания производится лишь в оговоренных законом случаях и по специально указанным видам преступлений (ч. 3 ст. 150 УПК РФ).

Предварительное следствие и дознание, являясь частью предварительного расследования, имеют общие объединяющие их черты. Это связано с тем, что они предусмотрены УПК РФ, осуществляются в связи и по фактам совершенных уголовных преступлений и ряд выполняемых процессуальных действий и принимаемых решений одинаково им предписаны законом. Часть 1 ст. 223 УПК РФ устанавливает, что предварительное расследование в форме дознания проводится в таком же порядке, как предварительное следствие (исключение гл. 23), за изъятиями, установленными гл. 32 УПК РФ.

Предварительное следствие и дознание имеют специфические, отличающие их друг от друга признаки и элементы.

Осуществляются они разными органами или разными подразделениями одного органа, например, органы прокуратуры и органы службы судебных приставов Министерства юстиции РФ или следователи органов федеральной службы безопасности и дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности.

Кроме того, отличается объем, сроки, оформление окончания процессуальной деятельности, осуществляемой этими органами. Так, по окончании предварительного следствия, как правило, составляется обвинительное заключение (ст. 220 УПК РФ), а по окончании дознания – обвинительный акт (ст. 225 УПК РФ). Для производства предварительного следствия устанавливается 2-месячный срок и предусматривается неоднократное его продление (ст. 162 УПК РФ). Для производства дознания этот срок составляет 20 дней и возможность продления его на срок не более 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК РФ).

При определенных условиях органы дознания могут возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия и при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ). По выполнении неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения дела, орган дознания направляет дело прокурору. Дальнейшее расследование по этому делу производится в форме предварительного следствия.

После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

При проведении предварительного расследования возникает вопрос, какой конкретно орган или должностное лицо должны проводить предварительное следствие или дознание? Ответ на этот вопрос дает понятие подследственности уголовных дел (ст. 151 УПК РФ).

Подследственность характеризуется с двух сторон. Она раскрывает свойство возбужденного уголовного дела и определяет относимость дела к ведению конкретного органа следствия или дознания. Перечень статей УК РФ, данный в различных частях ст. 151 УПК РФ, закрепляет дела по конкретным преступлениям за следователями и дознавателями называемых органов. Поэтому подследственность может рассматриваться и как правомочие (обязанность) органов следствия и дознания проводить следствие или дознание при наличии признаков определенного преступления, закрепленного за ними.

Подследственность – это относимость уголовных дел к ведению следователей или дознавателей конкретного органа, осуществляющего предварительное следствие или дознание, порождающая их обязанность проводить по нему все процессуальные действия.

В научной и учебной литературе выделяются следующие виды подследственности: предметная, территориальная, по связи уголовного дела, субъектная и другие, которые более глубоко изучаются в учебном курсе "Уголовный процесс".

При определенных условиях подследственность между дознанием и следствием может изменяться прокурором. При возникновении вопросов о подследственности они также разрешаются прокурором.

3. Органы, осуществляющие предварительное следствие.
Задачи, компетенция и система следственных аппаратов Прокуратуры, МВД, ФСБ, Федеральной службы по контролю
за оборотом наркотиков. Порядок назначения и освобождения от должности следователей

Проведение предварительного следствия возлагается на названные в ст. 151 УПК РФ государственные органы, в звеньях системы которых созданы и действуют следственные подразделения или в которых работают специальные должностные лица – следователи. Непосредственно предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи органов прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или следственные подразделения, созданные в рамках системы этих органов. Чтобы правильно сориентироваться и определить следственный аппарат и следователей, где они работают, нужно внимательно разобраться с системой органов прокуратуры, системой органов федеральной службы безопасности, системой органов внутренних дел, системой органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и структурами их звеньев.

Задачи названных органов в целом и задачи следственных подразделений или следователей отличаются и совпадают лишь частично. Следователи и следственные подразделения призваны, в каждом случае обнаружения признаков преступления, принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ). Поэтому они выполняют лишь одну функцию предварительного расследования из возлагаемых на названные органы и решают частично те задачи, которые стоят перед этими органами в целом.

Следователь, начальник следственного отдела, следственное подразделение – ключевые понятия этой темы. Учитывая, что они имеют важное практическое значение, понятия "следователь" и "начальник следственного отдела" нашли свое закрепление в ст. 5 УПК РФ соответственно в п. 41 и п. 18.

"Следователь" как должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные законом, характеризуется по своему правовому статусу с двух сторон. Как лицо, являющееся сотрудником определенного органа, например прокуратуры, он имеет должность, звание, место работы и зарплату работника прокуратуры, на которого распространяются правила работы в органах прокуратуры[84]. С другой стороны, следователь выполняет свою специализированную работу по расследованию уголовных дел и наделен определенным кругом процессуальных полномочий, закрепленных в УПК РФ. Осуществление предварительного следствия для следователя является и обязанностью как работника органа и правом наделенного властью лица для движения уголовного процесса в отношениях с другими лицами. Основной круг правомочий следователя определен в ст. 38 УПК РФ. Но значительная часть действий следователя регламентируется еще ч. 1 "Общие положения" и ч. 2 "Досудебное производство" УПК РФ.

С предварительным следствием связан и начальник следственного отдела, который, в отличие от следователя, обладает еще рядом организующих предварительное следствие правомочий и полномочиями контрольного характера по отношению к следователям своего отдела (ст. 39 УПК РФ). Он может проверять материалы уголовного дела, которое ведет следователь возглавляемого им следственного подразде-
ления.

С начальником следственного отдела, как должностным лицом, возглавляющим соответствующее следственное подразделение, связано понятие "следственное подразделение".

Органы прокуратуры, органы федеральной службы безопасности, органы МВД, органы ФС по контролю за оборотом наркотиков имеют свою систему и построение в зависимости от территориальной привязанности, специализации или выполняемых функций. Система органов может быть связана со звеньевым построением органов по уровню территориальной привязанности, например, Российская Федерация, Федеральный округ, субъект РФ, территориальное деление субъекта РФ. Каждое звено системы органов имеет свою структуру, то есть те подразделения, которые образуют соответствующий территориальный или специализированный орган: Прокуратура Томской области, Следственное управление Следственного комитета при МВД по Западно-Сибирскому федеральному округу, Управление ФС по контролю за оборотом наркотиков имеют структурные подразделения, такие, как управления, отделы, отделения, группы и другие. В число таких подразделений включаются и следственные подразделения: Следственный комитет при МВД РФ, Следственное управление (отдел) прокуратуры субъекта РФ. В низовых звеньях органов, которым поручено ведение следствия, следственные подразделения могут отсутствовать. Там работают отдельные следователи без организационных объединений. Следователь Управления ФСБ по Томской области, следователь Прокуратуры Верхнекетского района Томской области.

Система следственных аппаратов органов, которым поручено ведение предварительного расследования, определяется по-разному. Наиболее четко определена система следственных подразделений в рамках органов МВД РФ. Специальный Указ Президента РФ определил систему следственных подразделений при органах МВД[85]. Пункт 4 Положения об органах предварительного следствия в системе МВД РФ, утвержденного этим Указом Президента РФ, определяет перечень следственных подразделений. К ним относятся: Следственный комитет при МВД РФ, следственные управления Следственного комитета по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Следственный аппарат строится параллельно системе органов МВД на территории России и его подразделения имеют приставку "при" органах внутренних дел, что подчеркивает их определенную самостоятельность и значение, о чем уже частично говорилось при рассмотрении системы органов МВД.

Следственный аппарат органов прокуратуры включен в качестве структурных подразделений звеньев в систему органов прокуратуры, как территориальных, так и специализированных. В низших звеньях органов прокуратуры могут не создаваться следственные подразделения, а функцию предварительного следствия осуществляют непосредственно следователи. Чтобы в целом представить следственный аппарат прокуратуры, необходимо нарисовать всю систему органов прокуратуры, выделив в получившихся звеньях соответственно следственные: главные управления, управления, отделы, отделения, группы или следователей территориальных и специализированных прокуратур.

Следственный аппарат Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков также непосредственно связан с системой органов каждой из этих служб[86].

Возглавляет систему органов федеральной службы безопасности федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности[87], в структуре которого и нижестоящих органов имеются следственные подразделения или должности следователей в составе должностных лиц конкретного низового органа.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков создана недавно на базе Федеральной службы налоговой полиции и подразделений органов МВД, также имеет следственные подразделения в рамках органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, например, Главное следственное управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков[88].

На следователей и следственные подразделения органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, МВД, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков возлагается государственная обязанность принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение, меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 1 ст. 144, ч. 2 ст. 21 УПК РФ).

Правовой статус следователя как должностного лица определяется его принадлежностью к определенному государственному органу, сотрудником или работником которого он является. Кто может быть следователем и как им стать – это вопросы работы с кадрами в тех ведомствах, которым предписано осуществлять предварительное следствие. Поэтому порядок назначения и освобождения от должности следователей определяется в каждом из называемых ранее органов отдельно и самостоятельно. Требования к лицам, претендующим на должность следователя, порядок их назначения на должность, порядок прохождения ими службы, присвоение классных чинов и специальных званий, применение мер поощрения и взыскания, увольнение с должности – все эти положения требуют изучения применительно и к следователям прокуратуры, и к следователям Федеральной службы безопасности, и к следователям МВД, и к следователям Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Упрощает изучение этого вопроса некоторое имеющееся сходство тех положений, которые подлежат изучению.

Для примера. Основные признаки прокурорских работников закрепляются в ст. 54 Федерального закона РФ "О прокуратуре РФ", и в ст. 40 определяется, что исполняют они обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований названного закона. Статья 40.1 и последующие статьи разд. 5 Федерального закона РФ "О прокуратуре РФ" устанавливают требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры. Так, следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Такая же схема в отношении следователей закреплена в Федеральном законе РФ от 3.04.1995 г. (в ред. на 30.06.2003) № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" в гл. 4 "Силы и средства органов федеральной службы безопасности", в частности ст. 16 "Сотрудники органов федеральной службы безопасности". "Положение о службе в органах внутренних дел РФ" (в ред. на 25.07.2002 г. № 116-ФЗ) формулирует подробно предписания, применимые к следователям органов внутренних дел, а "Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613, закрепляет организационный правовой статус следователей Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков[89].

4. Органы, осуществляющие дознания.
Компетенция органов дознания

Дознание как форма предварительного расследования реализуется в деятельности государственных органов, которым предписано ведение дознания, специально уполномоченными лицами – дознавателем и начальником органа дознания. Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ст. 5 формулирует содержание используемых в законе терминов – "дознание" (п. 8), "дознаватель" (п. 7), "начальник органа дознания" (п. 17), "органы дознания" (п. 24), "неотложные следственные действия" (п. 19). Названные понятия необходимо правильно понимать и отграничивать друг от друга.

В ст. 40 "Орган дознания" и ст.41 "Дознаватель" УПК РФ конкретизируются предписания об органах дознания и полномочиях дознавателя.

Перечень государственных органов, которые могут и должны проводить дознание, является ограниченным. То есть только названные в законе органы и их должностные лица уполномочены проводить дознание по уголовным делам или выполнять неотложные следственные действия.

Основываясь на ст. 40 УПК РФ, можно выделить три категории органов дознания:

1) непосредственно названные в ст. 40 и уполномоченные проводить дознание и неотложные следственные действия;

2) непосредственно не названные в указанной ст. 40 и уполномоченные проводить дознание и неотложные следственные дей-
ствия;

3) названные в ст. 40 и уполномоченные возбуждать уголовное дело и проводить неотложные следственные действия.

К первой группе государственных органов и должностных лиц, которые могут производить дознание, относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-
рации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

Чтобы назвать государственные органы, относящиеся ко второй группе, необходимо обратиться к п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ и Федеральному закону РФ "Об оперативно-розыскной деятельности".

К органам дознания относятся органы исполнительной власти, наделенные полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Перечень таких органов дан в ст. 13 Федерального закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. (в ред. на 30.06.2003) № 144-ФЗ.

Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов Федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов государственной охраны.

4. Таможенных органов Российской Федерации.

5. Службы внешней разведки Российской Федерации.

6. Федеральной службы исполнения наказания.

7. Органов по контролю за оборотом наркотиков.

8. При определенных в законе условиях оперативно-розыскные мероприятия проводят оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации.

То есть к этой группе относятся органы исполнительной власти, названные в Законе "Об оперативно-розыскной деятельности" и обладающие полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

В третью группу должностных лиц и государственных органов, наделенных правом возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия, включаются

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения других органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Правовой статус органов дознания, начальников органа дознания, дознавателей определяется должностными полномочиями сотрудников соответствующих органов исполнительной власти, в которых они работают. Процессуальные полномочия названных субъектов при производстве дознания или неотложных следственных действий закрепляются в ст.ст. 41, 46, 151, 157, 223–225 и других статьях УПК РФ.

При производстве предварительного расследования подследственных им дел следователи и дознаватели органов дознания осуществляют взаимодействие в рамках своих административных или процессуальных полномочий, предусмотренных УПК РФ. Взаимодействие осуществляется для более оптимального решения задач предварительного расследования и защиты прав граждан. Порядок и условия взаимодействия могут регулироваться совместными внутриведомственными правовыми актами.

 



Раздел 4. Профессиональные
юридические объединения

Тема 20. НОТАРИАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Нотариат. Задачи, функции и правовые основы нотари-
ата в РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.