Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




Уфа – 2012

КУРС ЛЕКЦИЙ

ИСТОРИЯ

Пермь 2014

Бакалавры

ИНФОРМАТИКА-2

 

Тема:

 

Работу выполнил

Студент группы:

 

 

Работу принял:

 


 

 

 

Составители Т.Б.Пермякова, М.Е. Лаищева

 


Подписано в печать 29.12.2008.

Формат 60 х 84/16. Объем 2,625 п.л. Тираж 250.

Заказ 01/2009-р

 

 


Отпечатано с авторского макета лабораторией ИСТ СТФ ПГТУ

 

 


* Задчи, помеченные символом «*»- задачи повышенной трудности

 

(для студентов 1 курса всех специальностей,

кроме исторического)

История. Курс лекций.

Редколлегия: д.и.н., профессор Р.С.Аюпов (отв. редактор),

д.и.н., профессор Д.Х Яндурин.,

к.и.н., доцент М.М. Утягулов (отв. секретарь)

 

Курс лекций по Отечественной истории подготовлен коллективом преподавателей кафедры истории факультета философии и социологии для студентов первого курса всех факультетов университета. В пособии в краткой форме освещается история нашей страны с древнейших времен до современности. Его содержание соответствует государственному образовательному стандарту (III поколение) Министерства образования и науки Российской Федерации по дисциплине “Отечественная история”.

Особенность данного пособия состоит в том, что он разработан коллективом авторов в соответствии со специализацией каждого преподавателя по различным периодам истории России.

Список основной и дополнительной литературы приводится в конце

издания.

 

Авторы: Введение, лекция I - доктор ист. наук, проф. Аюпов Р.С.

Лекция II- к. ист. наук, доцент Заерова А.Н.

Лекция III- к. ист. наук, доцент Новикова О.И.

Лекция IV-VIII - к. ист. наук, доцент Утягулов М.М.

Лекция IX - к. ист. наук, ст. препод. Галлямова Г.Ф.

Лекция X -к. ист. наук, доцент Хадимуллин Р.Р.

Лекция XI-XII- доктор ист. наук, проф. Яндурин Д.Х.

Лекция XIII-XIV- доктор ист. наук, проф. Аюпов Р.С.

Лекция XV-XVII - доктор ист. наук, проф. Валиуллин К.Б.

 

История как наука и как учебная дисциплина всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес обусловлен потребностью знать истории своей Родины как составной части всемирной истории. В прошлые годы история как наука во многом была политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей.

В исторической литературе накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последнее время переизданы фундаментальные труды крупных дореволюционных российских историков, среди которых работы С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и др. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков как Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков, С.Д. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, Л.Н. Покровский и других наших современников. Труды многих современников будут приведены и рекомендованы для изучения и ознакомления студентам в ходе лекционного курса. Вместе с тем, изучая историю России, и преподавателям, и студентам важно иметь в виду, что традиционное представление о зарубежье сегодня коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что мы имеем дело с такими понятиями как «ближнее зарубежье» и «дальнее зарубежье». В недалеком прошлом этих разграничений не существовало. История распорядилась таким образом, что с распадом СССР как единого союзного государства, входившие в него республики, выделились в самостоятельные государства. По отношению к России они стали уже «ближним зарубежьем». Мы не можем сразу забыть, что эти республики, составляющие когда-то СССР, долгие годы были связаны между собой единством политических, экономических, социальных и других отношений. В связи с этим, несмотря на глобальные перемены в России, на меняющийся характер, на сложные, подчас на болезненные процессы, которые переживает страна весьма важно в исторических условиях не впадать в односторонность в оценках исторических событий, стремиться к объективности в освещении сложных проблем отечественной истории.

Для чего надо знать историю? Вокруг проблем истории во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать негативные явления, сопровождавшиеся межнациональными конфликтами.

Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы. А для этого нужно знать историю.

В связи с этим важно понять, какие функции возложены на курс «История». Наиболее отчетливо проявляются следующие основные функции: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически политическая, мировоззренческая.

Что является предметом изучения курса «История»?

Предметом изучения истории являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества, т.е. общественно-политические процессы, деятельность различных партий и организаций, развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история исследует формы проявления исторических закономернос-тей, и в событиях и фактах, экономической политике.Таким образом, пред-метом изучения курса «История» является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического становления российского общества и государства как мирового процесса истории человечества.

Объективное познание истории обеспечивается методологией истории. В нашем понимании методология отечественной истории это система принципов и методов исторического исследования. Основными принципами исторического исследования являются объективность, историзм, социальный подход к изучению истории, всесторонность ее изучения. Историческая наука пользуется в основном двумя общими методами: историческим и логическим.

В современных условиях существует множество подходов к про- ведению исторического исследования, к постижению и осмыслению исто- рии России. Среди них выделяются формационный и цивилизационный.

При этом следует помнить, что в мировой истории, составной частью которой является история России, наша Отечественная история занимает особое место. Хотя принято считать и говорить, что Россия расположена в Европе и Азии и во многом впитала в себя характерное для стран и государств этих материков, тем не менее Отечественная история России носит самостоятельность. Особенности истории России весьма значитель-ны и выделяют ее в самобытную, отличающую ее от других стран Европы и Азии, как и от стран других материков земного шара.

Прежде всего речь идет о природно-климатических условиях России. Это холодный климат, что приводил к необычайно короткому циклу сельскохозяйственных работ. Это в свою очередь накладывал отпечаток на весь ход общественной и государственной жизни.

На формирование и развитие российского общества существенное влияние оказывал геополитический фактор. Равнинный характер местнос- ти,открытость, отсутствие естественных географических границ не позво- ляли надежно защищать границы от набегов, нашествий, вторжений как с Запада,так и с Востока. Отсутствие морских путей отрывало Русь от непо- ственной торговли с Западом. При этом разветвленная речная сеть давала возможность развитию внутренней торговли. Через Русь проходили путь «из варяг в греки» и «Великий шелковый путь».

Важной особенностью Отечественной истории стало непрерывное расширение территории России. В ряде случаев территориальное расширение шло путем добровольного присоединения или вхождения в состав России. Приращение территорий с их народами сделали Россию многонациональным государством.

Одной из главных характерных черт отечественного исторического процесса была гипертрофированная роль верховной власти по отношению к российскому обществу. Еще одну особенность российского государства и его истории составляет отличие от Запада взаимоотношения светской и церковной власти.

Вышесказанное говорит о том, что история осознается как общественная потребность, которая дает возможность осознанно воспринимать жизнь и современное человеческое общество, ориентироваться в историческом пространстве, формировать политическую и общественную культуру личности. Знание истории Отечества вооружает будущего дипломированного специалиста историческим опытом своей страны, активно способствует формированию самостоятельной точки зрения на современные сложные общественно-политические и социально-экономические процессы.

Курс лекций подготовлен на основании программы по истории федерального компонента цикла общегуманитарных и социально- экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения.

Курс лекцийподготовлен коллективом кафедры истории Башкирского государственного университета под руководством профессора, доктора исторических наук, заведующеего кафедрой истории Аюповым Р.С.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.