Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты избирательных правоотношений 1 страница




 

В качестве объектов избирательных правоотношений фигурируют предметы мира политики и публичной власти, которые связаны с организацией ее передачи по итогам выборов путем реализации субъективных прав и юридических обязанностей их участников. Учитывая, что избирательные правоотношения производны от конституционно-правовых отношений, опосредующих реализацию права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, можно предположить, что объекты избирательных правоотношений также предопределяются объектами конституционных правоотношений, которыми выступают главным образом высшие социальные ценности, признанные и закрепленные в нормах российской Конституции, включающие полновластие и самоуправление народа, приоритет прав и свобод человека и гражданина, многопартийность и политический плюрализм, принципы организации государственной и муниципальной власти.

Вместе с тем в рамках конкретных избирательных правоотношений их главным объектом необходимо рассматривать воспроизводство власти народа посредством демократических, свободных, периодических и нефальсифицированных выборов. Без решения вопроса о власти избирательные отношения утрачивают смысл, теряют целевую направленность, становятся безобъектными, а права и обязанности их участников лишаются практического предназначения *(17).

Рассматривая воспроизводство власти в качестве генерального объекта избирательных правоотношений, нельзя игнорировать то, что, взятые в отдельности, они могут иметь обособленные объекты.

Объекты избирательных правоотношений являются необходимым элементом их внутренней структуры, придают избирательным правам граждан и их гарантиям предметную осмысленность, увязывают с реальными социально-политическими процессами. Именно объекты сводят воедино субъективные права и юридические обязанности участников избирательных правоотношений, а влияние на них в рамках, предусмотренных избирательным законодательством, предопределяет деятельность субъектов избирательного процесса.

Таким образом, общим объектом всего комплекса избирательных правоотношений является публичная власть *(18). Конкретными объектами отдельных избирательных правоотношений выступают избирательные действия. Их последовательное выполнение и образует содержание избирательного процесса, понимаемого как развернутая во времени и пространстве упорядоченная совокупность политических, административных, финансовых, информационных правоотношений, в юридических рамках которых и через которые реализуется политическая правосубъектность граждан, и шире - конституционная преемственность и легитимность выборных институтов государственной власти и местного самоуправления.

 

Классификация избирательных правоотношений

 

Обладая единством специфических признаков и имея схожую внутреннюю структуру, избирательные правоотношения вместе с тем проявляются вовне в различных вариантах, выполняют различные функции в механизме правового регулирования выборов. С этой точки зрения существенный интерес представляет вопрос об их классификации. Типология избирательных правоотношений возможна по различным основаниям и позволяет лучше уяснить их роль в обеспечении реализации избирательных прав граждан.

Наиболее традиционным в юридической науке является деление правоотношений на регулятивные и охранительные. Под этим углом зрения регулятивные избирательные правоотношения опосредуют правомерное поведение их участников по осуществлению предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей, задают параметры позитивного развития организации и проведения выборов. Охранительные правоотношения носят вторичный характер по отношению к регулятивным избирательным правовым отношениям. Они возникают в тех случаях, когда нарушается нормальное течение регулятивных избирательных отношений, а основным их назначением служит ответная реакция со стороны государства, его органов и должностных лиц на ущемление избирательных прав граждан, нарушение установленных процедур их реализации. Благодаря охранительным правоотношениям разрешаются избирательные споры между различными участниками избирательных кампаний, применяются меры юридической ответственности к лицам, виновным в нарушении избирательных прав граждан и воспрепятствовании работе избирательных комиссий, их членов.

В совокупности регулятивные и охранительные отношения достаточно полно раскрывают картину правового опосредования осуществления и защиты избирательных прав граждан. Наряду с ними представляется целесообразным выделять и правотворческие избирательные правоотношения, специфика которых выражается прежде всего в том, что они выступают средством создания (изменения, отмены) самих норм права и в них реализуется государственный интерес, связанный с потребностями правового урегулирования общественных отношении *(19). Исходя из этого существование правотворческих избирательных правоотношений обусловлено наделением избирательных комиссий полномочиями по изданию нормативных правовых актов подзаконного характера, влияющих на материальное, информационное, финансовое и иное обеспечение выборов. И хотя нормативность таких актов иногда подвергается определенному сомнению, нельзя не признать, что они выполняют вспомогательную роль в правовом регулировании избирательных действий, совершаемых избирательными комиссиями и их членами, в интересах реализации прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Заметим в связи с этим, что наличие среди избирательных правоотношений (хотя и в ограниченных пределах) такого их вида, как правотворческие отношения, решительным образом отличает их наряду с государственными и административными правоотношениями от иных видов правовых отношений *(20).

В избирательных правоотношениях можно различать также материальные и процессуальные (процедурные). Если материальные отношения непосредственно обеспечивают реализацию избирательных прав российских граждан, которыми они наделены как единственные носители власти народа, то процессуальные избирательные отношения возникают в связи с соблюдением юридических процедур осуществления прав и обязанностей участников выборов. Несмотря на то что процессуальные отношения производны от материальных, они занимают доминирующее положение в общей системе избирательных правоотношений. Обусловлено это тем, что материальные отношения не могут иметь места без их опосредования соответствующими процессуальными формами организации и проведения выборов.

Преобладание процессуальных отношений является одной из отличительных особенностей избирательных правоотношений. Их высокое процентное соотношение находит отражение на всех стадиях и этапах организации и проведения выборов. Вместе с тем не следует преувеличивать их значения, поскольку они неразрывно связаны с материальными избирательными правоотношениями и выполняют по отношению к ним ярко выраженную обеспечительную функцию.

Принципиальное значение имеет также типологизация избирательных отношений в зависимости от их роли в пространственно-временном обеспечении избирательных прав граждан. По этому критерию они могут быть подразделены на отношения, связанные с организацией и проведением выборов, и отношения, опосредующие реализацию избирательных прав граждан в межвыборный период. Если первый вид этих отношений находится постоянно в поле зрения исследователей, то избирательные отношения в межвыборный период нередко просто игнорируются, что, на первый взгляд, может выглядеть вполне естественно.

Представляется, однако, что отрицание существования избирательных отношений в межвыборный период не учитывает того факта, что лежащие в основе избирательных отношений конституционные права граждан опосредуют коренные, принципиальные отношения и связи между обществом и его членами, государством и его гражданами. Поэтому, будучи реализованными во время выборов в рамках соответствующих избирательных правоотношений, они не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Именно этот механизм и находит конкретное отражение в избирательных правоотношениях, сопутствующих соблюдению и защите избирательных прав граждан в межвыборный период.

К числу таких отношений можно отнести разнообразные юридические связи, которые возникают в межвыборный период и направлены на регистрацию избирателей, функционирование системы ГАС "Выборы", правовое обучение избирателей и организаторов выборов, предотвращение нарушений избирательных прав граждан, своевременное назначение и проведение выборов. Эти избирательные отношения гармонично дополняют непосредственный процесс организации и проведения выборов, обеспечивают стабильный характер осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В совокупности избирательные правоотношения, которые могут быть классифицированы и по другим основаниям, образуют основную "несущую конструкцию" механизма правового регулирования избирательных прав граждан и процесса их реализации. Именно через них существует и развивается правовая модель российской избирательной системы, осваиваются и применяются на практике ее различные модификации, обеспечивается непосредственное претворение в жизнь требований избирательного законодательства.

 

§6. Избирательные системы в Российской Федерации

 

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ГД ФС РФ), в органы государственной власти субъектов РФ, а также в органы местного самоуправления. Порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, которое, в свою очередь, образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, регулирующую общественные отношения, складывающиеся в том числе при выборах. В ходе проведения реформы избирательного права законодателем была изменена избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы со смешанной на пропорциональную. Для этого потребовалось внести изменения в законодательство о выборах, о политических партиях, которые, с одной стороны, стимулировали бы политические партии развиваться, работать с избирателями, привлекать в свои ряды больше сторонников, более активно участвовать в выборах всех уровней, а с другой - укрепляли бы связь депутатов, избранных по партийным спискам, с избирателями.

В избирательном праве Российской Федерации понятие "избирательная система" рассматривается в широком и узком смыслах. В широком она представляет собой систему общественных отношений, связанных с выборами публичной власти. В свою очередь, в узком смысле избирательная система представляет собой способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутатов *(21).

По мнению А.С. Автономова и Ю.А. Веденеева, под избирательной системой следует понимать установленный законом или иным нормативным актом способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями или кандидатами. Наиболее распространенными являются две избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют разновидности *(22).

А.Е. Постников, Л.Г. Алехичева полагают, что избирательная система может применяться как в узком, так и в широком смысле. В первом смысле, по мнению авторов, это понятие означает способ выдвижения кандидатов, голосования за них и определения результатов выборов. В узком смысле об избирательной системе говорят, когда выделяются мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы *(23).

Более развернутое определение дает А.В. Зиновьев, но, по сути, все элементы этого определения в той или иной мере относятся к избирательному праву. Автор говорит о том, что избирательная система представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выбранных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами *(24).

Наиболее существенными элементами избирательной системы в широком смысле можно считать:

избирательную систему в узком смысле;

принципы и условия участия граждан в выборах (активное и пассивное избирательное право);

принципы и условия участия в выборах политических партий и иных общественных объединений;

систему органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

порядок выдвижения и регистрации кандидатов и списков кандидатов;

порядок проведения предвыборной агитации;

порядок финансирования выборов;

порядок организации голосования (в том числе порядок участия в выборах граждан, которые не имеют возможности вдень голосования прибыть на избирательный участок).

Большинство из этих элементов в силу различных причин (и в первую очередь в силу закрепленного в ст. 19 Конституции РФ равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства) закрепляются в федеральном законодательстве в качестве единых на всей территории страны и для выборов всех уровней. В узком смысле избирательная система - это порядок образования избирательных округов, порядок определения количества депутатов, избирающихся по каждому из них (округа одномандатные, многомандатные и т.п.), порядок производства голосования по спискам политических партий и избирательных объединений и др.

Необходимо обратить внимание, что понятие "избирательная система" нельзя свести к урегулированному правом порядку избрания органов публичной власти, поскольку это общественное явление охватывается понятием "избирательный процесс". Избирательную систему также нельзя понимать как совокупность норм, поскольку в таком случае ее невозможно будет отграничить от понятия "избирательное право". Мировой опыт указывает на существование и применение следующих избирательных систем: мажоритарная система относительного, абсолютного и квалифицированного большинства, система единственного непередаваемого голоса, кумулятивный вотум, система пропорционального представительства политических партий, "панаширование", система единственного передаваемого голоса, смешанные системы. В ряде исследований под избирательной системой понимают нормы избирательного закона, определяющие результаты избирательного процесса: избирательную формулу, структуру бюллетеня и организацию округов - то, что обеспечивает перевод голосов избирательного корпуса в парламентские мандаты, получаемые партиями и кандидатами. Наиболее полно классификация избирательных систем отражена в приведенной таблице.

 

Таблица

 

Классификация избирательных систем *(25)

 

┌───────────────────────┬────────────────────────┬────────────────────────┬────────────────────────┐

│ Избирательная система │ Избирательный округ │Голосование за кандида-│ Способ голосования │

│ │ │тов или за партии │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Мажоритарная │ Одномандатный │ За кандидатов │ Категорическое │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Мажоритарно-преферен- │ Одномандатный │ За кандидатов │ Преференциальное │

│циальная │ │ │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Единственного непереда-│ Многомандатный │ За кандидатов │ Категорическое │

│ваемого голоса │ │ │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Блоковая │ Многомандатный │ За кандидатов │ Одобрительное │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Кумулятивный вотум │ Многомандатный │ За кандидатов │ Кумулятивное │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Единственного переда-│ Многомандатный │ За кандидатов │ Преференциальное │

│ваемого голоса │ │ │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Закрытых партийных│ Многомандатный │ За партии │ Категорическое │

│списков │ │ │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Открытых партийных│ Многомандатный │За партии и за кандида-│За партии - категориче-│

│списков │ │тов │ское, за кандидатов -│

│ │ │ │возможны разные варианты│

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│"Панаширование" │ Многомандатный │За кандидатов и (факти-│ Одобрительное │

│ │ │чески) за партии │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Персонализированная │Многомандатный и однома-│За партии и за кандида-│ Категорическое │

│смешанная │ндатные │тов │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│"Добавочных представи-│Одномандатный и многома-│За кандидатов и (факти-│ Категорическое │

│телей" │ндатные │чески) за партии │ │

└───────────────────────┴────────────────────────┴────────────────────────┴────────────────────────┘

 

Первой избирательной системой была мажоритарная система. В ее основе лежит принцип большинства (от французского слова majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Формально голосование проводится за конкретных кандидатов, а не за партии. На практике в странах с развитой партийной системой принадлежность кандидата определенной партии способна оказывать решающее воздействие на предпочтение избирателей. Мажоритарная избирательная система возникла еще до появления политических партий как альтернатива абсолютизма. Она наиболее проста и используется сегодня при формировании представительных учреждений всех уровней. Мажоритарная система относительного большинства требует собрать относительное или простое большинство голосов, т.е. число голосов больше, чем у оппонента *(26). Мажоритарная система относительного большинства - одна из наименее демократических. Единственным преимуществом рассматриваемой избирательной системы является проведение голосования в один тур.

Мажоритарная система абсолютного большинства - очевидно иная модель избирательной системы и, по сути, несколько демократичнее, чем избирательная система относительного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа (50% + 1 голос). Это большинство может исчисляться от: 1) общего числа зарегистрированных избирателей; 2) общего числа поданных голосов; 3) общего числа поданных действительных голосов. При использовании этой системы обычно устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Он может составлять 25%, 50% и более. Так, на выборах в ГД ФС РФ до президентской реформы избирательного законодательства применялась смешанная избирательная система, заимствованная у Германии, когда одна половина депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина - по пропорциональной системе по единому федеральному округу. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он подает за конкретного кандидата в одномандатном округе, а второй - за ту или иную партию (избирательное объединение, избирательный блок). Каждое избирательное объединение выдвигает свой список кандидатов, который публикуется до выборов и регистрируется в Центральной избирательной комиссии. В первом случае избранным считается кандидат, получивший больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом по округу. Это избрание - персональное. При голосовании за список того или иного избирательного объединения каждое из них получит число мест в пропорции к собранным голосам, а кандидаты - депутатские мандаты, как правило, в порядке очередности в списке.

Достоинством этой системы при простоте определения результатов голосования является то, что избранный кандидат или список кандидатов будут представлять абсолютное большинство избирателей. Тем не менее сохраняется недостаток, присущий мажоритарной системе в целом, - голоса, поданные за других кандидатов, "пропадают". Кроме того, в большинстве случаев неизбежно проведение второго тура. В условиях многопартийности данная система не всегда результативна, поскольку непросто собрать сразу же, в первом туре, более половины голосов избирателей. Для устранения данного недостатка иногда применяется повторное голосование. Оно проводится во столько туров, сколько необходимо для того, чтобы кто-либо из кандидатов набрал абсолютное большинство голосов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.