Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение движения атомов души. Этим объясняется свойство чувствительности. Атомы различной формы и различного расположения в предметах вызывают различные ощущения




Душа, по Демокриту, состоит из самых маленьких, самоподвижных атомов, пребывающих между более крупными атомами других тел. Никогда не оставаясь в покое, атомы души приводят в движение заключающие их тела. Воздействуя на одушевленное тело, другие тела вызывают

Не меньшую научную славу стяжала атомистическая теория современника Гиппократа Демокрита из северного греческого города Абдеры. Считая, что в мире ничего нет кроме мельчайших неделимых частиц - атомов и пустоты, Демокрит предложил материалистическую картину психической жизни, во многом предвосхитившую современные представления о работе органов чувств человека.

Гармоническое сочетание жидкостей обусловливает физическое здоровье человека. Однако в результате воздействий внешней среды пропорция стихий может нарушиться, что приводит к болезни. Поэтому один из путей

Эллады от Малой Азии до Сицилии. Темпы развития теоретической мысли в это время обгоняют темпы накопления опытного знания, в результате чего оба вида знания вновь как бы устремляются навстречу друг другу.

Знаменитый античный философ, врач и поэт, создатель первой в мире теории циклического развития Вселенной. Родился в греческой колонии Агригент на Сицилии, пользовался необычайным уважением сограждан. По легенде, считая себя божеством, погиб, бросившись в жерло вулкана Этны.

Славу Эмпедоклу принесла его поэма «О природе», в которой говорится о вечном противоборстве двух сил — Любви и Вражды, попеременное преобладание которых определяет цикличность мирового процесса. В период преобладания Вражды все частицы природы стараются отдалиться друг от друга. Мир разбегается. Золотой век сменяют менее счастливые века. Общество становится все нечестивее. В конце концов оно погибнет. Погибнет и Земля и планеты. Все предметы распадутся на разлетающиеся по сторонам частицы. Таким образом, силы Вражды исчерпают себя. В мире наступит эра преобладания Любви или всеобщего притяжения. Благодаря Любви начнется соединение материи. Вновь загорятся светила, возникнет Земля. По прошествию веков вновь появятся люди. Но теперь общество будет развиваться как бы в обратном направлении - от своих наихудших форм к наилучшим. Однако, все возрастающее господство Любви или соединения также приведет к гибели мира. Все его части сольются в одну однородную шаровидную массу - Сфайрос. Немыслимой плотности достигнет вещество в Сфайросе. Наконец, силы Любви исчерпают себя также как некогда силы Вражды. Произойдет мировой взрыв. Вновь начнет разбегаться Вселенная. Вновь загорятся звезды. Цикл в бесконечный раз повторится.

Начало нового гармонического периода обнаруживает себя вскоре после окончания греко-персидских войн в общем, культурном подъеме так называемого “века Перикла” (479 - 430 г. до н.э.). В этот период создаются великие шедевры античности - Парфенон, скульптуры Фидия, трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида. В этот же период начинается научная деятельность знаменитого философа Демокрита и выдающегося врача Гиппократа, о котором в начале двадцатого века историк медицины Нейбургер сказал: «Предмет удивления для всех, немногими по-настоящему понятый, образец для подражания многих, никем не достигнутый он был мастером врачебного искусства для всех времен».

Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир образуется из четырех стихий. При этом он не видел необходимости прибегать к особым силам, обеспечивающим сочетание и разъединение исходных первоначал. Стихии сами вступают в различные соединения, образуя многообразие природы. Гиппократ считал, что подобно всем другим телам, организм человека также представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции, которая впоследствии стала обозначаться латинским словом темперамент (лат. temperamentum - смесь). Эти первоначала существуют в теле человека в виде четырех жидкостей (кровь, слизь, желтая и черная желчь, - соответственно от лат. – сангва и греч. - флегма, холе и мелан холе), отчего впоследствии концепция Гиппократа стала называться гуморальной (от лат. humor – жидкость).

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)

Знаменитый древнегреческий врач, родился и жил на острове Кос. Отец, дед и многие другие родственники Гиппократа были врачами. Подробности его жизни не очень достоверны и окружены легендами. Одна из них говорит о большой помощи, оказанной Гиппократом афинянам во время губительной эпидемии чумы в 428 г до н.э. За эту помощь он удостоился золотого венка и права афинского гражданства. Другая легенда рассказывает о том, что Гиппократ был приглашен жителями города Абдеры для освидетельствования знаменитого философа Демокрита, которого подозревали в утрате рассудка. Гиппократ прибыл в Абдеры и в течение продолжительного времени общался с Демокритом, произвевшего на него сильное впечатление. Ожидавшим его абдеритам он сказал: «Большая вам благодарность, мужи, за ваше приглашение: я видел Демокрита, мудрейшего мужа, единственного, способного образумить людей». Основным дошедшим до нас произведением Гиппократа, традиционно считается сочинение, называемое «Гиппократов сборник». В нем, в частности, содержится знаменитая «Клятва Гиппократа», ставшая своего рода кодексом чести всей последующей медицины. Она содержит такие строки: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла».

лечения состоит в изменении внешних условий, климата, режима питания (диеты) и др. Вместе с тем, в организме каждого человека, в той или иной мере, наблюдается преобладание одного из четырех видов жидкостей в их смеси. Это позволяет выделить четыре типа темпераментов: сангвинческий, холерический, флегматический и меланхолический.

Сангвиникам, людям с преобладанием крови в организме, присуща высокая подвижность, сообразительность, гармоничное телосложение, склонность к оптимизму. Холерики, люди с преобладанием желчи, энергичны, активны,

тверды телом и характером, горды, из них получаются лучшие воины. В отличие от них, флегматики, люди с преобладанием слизи, имеют рыхлое телосложение, вялы и неактивны. Меланхолики, люди с преобладанием черной желчи, пессимисты по натуре, угрюмые и тоскливые.

Гиппократ вошел в историю психологии как основоположник типологического подхода к изучению психики. Его гуморальная концепция оставалась классической в психологии и медицине на протяжении двух тысяч лет, и дожила до наших дней, продолжая оказывать влияние на всех специалистов, работающих в области дифференциальной психологии.

Демокрит из Абдер (470 или 460 - 370 гг. до н. э.)

Знаменитый философ античности. Родился в северном греческом городе Абдеры. Во время греко-персидских войн в доме отца Демокрита останавливался персидский царь Ксеркс. Покидая Грецию, он наградил отца Демокрита и оставил у него своего мага, который стал учителем будущего философа. После смерти отца, получив огромное наследство (100 талантов), Демокрит отправился путешествовать по свету. Он посетил Финикию, Египет и другие страны и вернулся домой восемь лет спустя, без всяких средств. В 440 г. до н. э. Демокрит предстал перед судом в Абдерах как растратчик отцовского состояния. Однако на суде он заявил, что потратил деньги на познание мудрости и в завершение своей речи зачитал фрагменты написанного им в годы странствий трактата «Большой мирострой», после чего был оправдан. В годы Пелопонесской войны Демокрит был архонтом Абдер. За заслуги перед отечеством сограждане наградили его почетным прозвищем «Патриот» и воздвигли его медную статую. Несмотря на славу, сочинения Демокрита известны нам лишь в пересказах позднейших авторов, поскольку все они погибли еще в древности. К сожалению, начало уничтожения книг Демокрита было положено великим Платоном, приложившим немало сил, чтобы изгладить память о своем главном идейном противнике.

Так, например, вещества, состоящие из атомов закругленной формы, имеют сладкий вкус, а вещества, состоящие из атомов заостренной формы - дают острый вкус. Зрительные ощущения, по Демокриту, возникают благодаря контакту души с эйдолами - невесомыми оболочками или образами предметов, постоянно от них истекающими.Этими же образами, переносимыми на сколь угодно большое расстояние и случайно залетающими в тело во время сна, объясняются сновидения. В том числе «вещие», дающие «сверхчувственное» знание о далеких и невидимых глазом событиях. Благодаря этим образам, согласно Демокриту, возникает любовное влечение и, более широко, все чувства симпатии и антипатии между людьми.

Стоя на принципиально материалистической позиции, Демокрит с иронией отзывался о любых предрассудках, включая в их число и веру в богов. Происхождение религии он связывал с невежеством и страхом людей перед непонятными им силами природы. Высмеивая предрассудки, свойственные каждому человеку, он снискал славу «смеющегося философа» и вместе с ней стойкую нелюбовь всех тех, для кого было неприемлимо последовательно материалистическое объяснение мира.

В конце пятого и четвертом веках до н.э. античная научная мысль поднимается к новым высотам. В так называемых софистических школах оттачивается искусство полемики, и закладываются основы современной практической психологии. Возникает ряд новых этико-психологических направлений (стоики и др.). Признанной же вершиной этого периода становится, выросшая на идеях Сократа (469 – 399 г. до н.э.), афинская философская школа, достигшая своего наивысшего расцвета при Платоне и Аристотеле.

Контрольные вопросы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.