Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводная часть




V. Текст лекции

 

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет тему № 7 «Правовой режим земель поселений».

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Общая характеристика правового режима земель поселений.

2. Состав земель поселений и правовой режим территориальных зон.

3. Градостроительная документация, определяющая правовой режим земель поселений.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

1. Общая характеристика правового режима земель поселений

Правовой режим этой категории земель определяется ст. 83—85 Зе­мельного кодекса Российской Федерации, а также другими федеральны­ми законами: в части обеспечения рационального использования город­ской территории для нужд строительства — Градостроительным кодексом Российской Федерации; по вопросам охраны земель и соблюдения эко­логических требований — Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В целом названное законодательство и дополняющие его феде­ральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации направлены на решение комплекса за­дач в интересах всех проживающих на территории поселений людей. К этим общим задачам относятся:

территориальная организация расселения, оптимальное размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды;

экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоро­вья, гармоничное физическое и духовное развитие;

планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других поселений и их систем;

рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбереже­ние, инженерная подготовка городов, других поселений и защита терри­торий от опасных природных и техногенных процессов;

развитие санаторно-курортных и других рекреационных территорий в границах поселений и прилегающих к ним зонах;

сохранение, восстановление и защита историко-культурного насле­дия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального ис­кусства, ландшафтов и других охраняемых территорий.

Такова общая концепция использования и охраны земель поселений, которая является основой сложившегося в настоящее время правового Режима земель современного города и села.

Понятие этих земель сформулировано в ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье землями поселений Признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений, которые отделены чертой от земель других категорий.

При осуществлении градостроительной деятельности учитываются особенности поселений, в том числе численность их населения, науч­но-производственная специализация каждого поселения, а также значе­ние его в системе расселения населения и административно-территори­альном устройстве Российской Федерации.

Поселения Российской Федерации подразделяются на городские (го­рода и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные) поселения. В зависимости от численно­сти населения городские и сельские поселения, как указано в ст. 5 Гра­достроительного кодекса РФ, подразделяются на:

сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов че­ловек);

крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 мил­лионов человек);

крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);

большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);

средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч че­ловек);

малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек);

крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тысяч человек);

большие сельские поселения (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);

средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек);

малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).

Земли поселений как самостоятельная категория имеет особенности своего правового режима. Будучи отграниченными от других земель город­ской (поселковой) чертой, которая служит им внешней границей, эти зем­ли находятся в ведении органов власти города и других поселений. Эти органы организуют использование и охрану «своих» земель, для чего вся территория города и иного поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Эти зоны, что практически важ­но, фиксируются на карте зонирования. Для каждой зоны устанавливают­ся градостроительные регламенты, определяющие содержание правового режима отдельных земельных участков, относящихся к конкретной зоне.

Градостроительный регламент определяет также порядок использова­ния подземного и воздушного пространства определенной зоны при ее застройке и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружений. В городе, особенно крупном, как известно, существует сложная система подземных и воздушных коммуникаций транспорта, связи, энергоснаб­жения, канализации, при строительстве и эксплуатации которых возни­кает множество правовых вопросов (определение трасс размещения ком­муникаций, порядок их строительства и эксплуатации, права и обязанно­сти пользователей, арендаторов, собственников, меры безопасности и т. д.). Эти вопросы решаются на основании норм Градостроительного кодекса РФ (ст. 38—44) и в соответствии с договорами, заключенными между землепользователями и органами управления городского хозяйст­ва, а также органами эксплуатации городской инфраструктуры.

Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки). Аналогичные правила для Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъек­тов Российской Федерации.

Определение городской черты и черты других поселений требует разработки и утверждения органами власти градостроительной и землеустроительной документации, предусмотренной ст. 56—64 Градостроительного кодекса РФ и соответст­вующими статьями Земельного кодекса РФ. При этом учитывается доку­ментация градостроительного планирования будущего развития города и других поселений. Имеются в виду схемы градостроительного планиро­вания развития частей территории РФ — так называемые консолидиро­ванные схемы планирования; территориальные комплексные схемы гра­достроительного планирования развития территории субъектов РФ и час­тей территории субъектов РФ (в том числе пригородных зон). Эти схемы создаются для всех субъектов РФ (кроме городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга, для которых установлен иной порядок утверждения черты горо­да). И еще один вид градостроительной документации планирова­ния — на уровне территорий конкретных городов и других поселений.

Как известно, черта города и других поселений часто изменяется (пе­реносится). Это естественный признак развития градостроительства. Пункт 6 ст. 84 Земельного кодекса гарантирует, что включение земельных участков граждан и юридических лиц в новую черту поселений не может прекратить существующие на данный момент права их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, несмотря на то что на этот счет в поселении установлен иной режим использования земли (например, ограничена частная собственность на землю).

Поэтому черта поселений устанавливается по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осу­ществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Черта городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга ут­верждается и изменяется федеральным законом по согласованному пред­ставлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, зако­нодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и зако­нодательных (представительных) органов Ленинградской области.

Утверждение и изменение черты городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований, осу­ществляются Правительством Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.