КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактические принципы обучения
Успех обучения и его длительность находятся в прямой зависимости от построения процесса обучения. Основой его являются закономерности педагогического процесса. В силу специфики баскетбола дидактические принципы находят свое воплощение в определенных условиях организации учебного процесса и соответствующих методах. Грамотная реализация дидактических принципов не только ускоряет процесс обучения, но и делает его более эффективным и интересным. Принцип научности, систематичности и последовательности. Эффективность баскетбола, его привлекательность в наши дни связаны со значительным преобразованием самой игры, обусловленным ростом физических возможностей, совершенствованием техники и тактики. Все это приводит к тому, что на каждом новом этапе развития игры представления о ее сущности, ведущих приемах и тактических взаимодействиях меняются; одни приемы уступают место другим, видоизменяются и преобразуются в существующие. Принцип научности требует при выборе материала обучения постоянного ориентирования на тенденции развития игры, преобразования методики обучения в соответствии с развитием игры. Игра имеет свою логику, свое построение, и постичь ее сразу невозможно. Систематичность должна просматриваться и в тренировочном режиме (работа, отдых), и в чередовании форм, средств 1 и методов обучения, нагрузок и т. п. Количество занятий должно быть оптимальным с учетом возра-|ста, пола, степени тренированности. Важно соблюдать преемственную последовательность в изучении видов подготовки. Одно и то же время, отводимое на изучение материала, может быть использовано по-разному. Для реализации принципа научности необходимо: • тщательно отбирать материал для обучения, учитывая современные тенденции игры; • соблюдать последовательность в изучении материала, позволяющую правильно сочетать в системе занятий повторения; • при выборе материала для обучения руководствоваться правилом - от главного к второстепенному, а при подборе упражнений -от простого к сложному; • проводить занятия по плану, охватывающему последовательно все стороны подготовки; • учитывать конкретный материал, избранный для реализации задач обучения, подчиняя этому все средства, методы и общий режим занятий; • периодически оценивать работу. Принцип сознательности и активности. Творческое отношение к обучению - непременное условие, которое ускоряет процесс подготовки. Осмысливание упражнений и способов решения двигательных задач, познание закономерностей движений позволяют ученику самостоятельно добиваться их правильного выполнения, творческого их совершенствования. Однако даже если ученик хорошо понимает задачу, но не проявляет активности и заинтересованности в ее решении, успех будет незначительным. В баскетболе активность и сознательное отношение к обучению особенно важны, так как, с одной стороны, на протяжении всей игры ученик должен самостоятельно принимать решения, как ему действовать, а с другой - если он не будет проявлять творческой и двигательной активности, то не будет иметь должного контакта с партнерами. В соответствии с требованиями этого принципа занятия должны быть организованы так, чтобы у занимающихся воспитывались сознательное, творческое отношение, двигательная активность, самостоятельность. Осмысливание упражнений помогает развивать тактическое мышление игроков, прививать навыки тактического поведения. Знание законов построения движений позволяет создавать новые сочетания. Воспитание трудолюбия и развитие интеллекта - одна из задач обучения. Здесь очень важно: создавать в процессе занятий обстановку для развития познавательной активности учащихся; учить обобщению и вычленению существенных признаков игровой обстановки; поощрять активные действия и выбор точных решений; строить обучение таким образом, чтобы в изучении были логическая связь и последовательность; воспитывать творческое воображение, самостоятельность в разработке вариантов действий; воспитывать способность анализировать обстановку, определяя личное участие в ней; совершенствовать основы методики спортивной тренировки; привлекать к участию в анализе работы и составлении планов подготовки; поощрять самостоятельность, привлекать к общественной работе в качестве помощников тренера, судей; учить вести дневник тренировки в тесном контакте с тренером и врачом. Принцип сознательности и активности требует глубокого проникновения в процессы осмысливания учеником задач учебно-тренировочного процесса. Принцип наглядности. Чувственное восприятие - первое звено познания. На основе впечатлений возникает представление. Правильное представление позволяет быстрее овладеть изучаемым материалом. Необходимое количество информации можно получить с помощью пособий, кинокольцовок и т.п. Они облегчают познавательную деятельность, организуют и направляют восприятие и наблюдения. Благодаря наглядности обучения абстрактные понятия становятся более конкретными. Правильно подобранные наглядные средства обучения позволяют более ярко продемонстрировать различные стороны движений, складывающиеся в игровой ситуации. Средства реализации этого принципа: различные виды показа; рассказ с привлечением образных сравнений; применение наглядных пособий; привлечение дополнительных ориентиров, способствующих сосредоточению внимания занимающихся на наиболее ответственных моментах; просмотр тренировок и соревнований с соответствующими заданиями; использование макетных досок для анализа игровых ситуаций игры; разбор игры противника и составление плана на игру. Принцип доступности и индивидуализации. Всякое обучение успешно только тогда, когда задача, поставленная перед учеником, Посильна. Непосильные задачи приводят к тому, что занимающийся не добьется результата и в конечном итоге приобретет неуверенность в себе, потеряет интерес к обучению. Реализовать этот принцип позволяет аналитический подход К изучению отдельных сторон подготовки. Изучение техники и тактики вначале ведется раздельно. Соблюдается ступенчатость в нарастании трудностей и переходе от одних заданий к другим. Особенно тщательно надо подхо-
дить к процессу игры, продумывая систему соревнований, уровень требований. Требования должны повышаться постепенно и не превышать возможностей ученика, его готовности к перенесению соответствующих нагрузок. Требования надо выдвигать такие, чтобы ученик смог справиться с ними, затратив определенную долю труда. Легкие упражнения, с которыми он справляется без труда, задерживают прогрессирование. Этот принцип требует учета индивидуальных особенностей, многообразно проявляющихся в познавательных процессах, двигательной активности, работоспособности, уровне волевого развития и т.д. Командный характер деятельности в баскетболе затрудняет учет и специализированную индивидуальную работу. Занятия надо строить таким образом, чтобы коллективные формы сочетались с индивидуальными. Средства реализации этого принципа: учет состояния здоровья, уровня общей и специальной подготовленности, степени развития двигательных качеств, возраста, стажа занятий и т.д.; комплектование команд; организация учебно-тренировочного процесса; разумное планирование всех видов подготовки; изучение индивидуальных особенностей, определение игрового амплуа и конкретная постановка задач, которые игрок должен решить; регламентация уровня соревнований и выбор противников. Принцип прочности и прогрессирования. Не закрепив изученный материал, нельзя продвигаться дальше. В то же время прогресса не будет, если не будет изучаться новый материал и повышаться нагрузки, обновляться и усложняться упражнения. Изученный материал должен закрепляться, занимающиеся должны прочно его усвоить, так, чтобы изученные приемы были устойчивы к сбивающим факторам. Этот принцип предусматривает повышение уровня развития физических качеств, без чего невозможно закрепление достигнутого. Средства реализации этого принципа: подбор упражнений и их последовательное усложнение; правильное дозирование упражнений, своевременный переход к более сложным вариантам, планомерное чередование работы и отдыха; регулярная проверка знаний и навыков занимающихся с помощью контрольных упражнений и тестов, постановка задач на последующие этапы работы. Принципы обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет обеспечить эффективную направленность процесса обучения. Задания для самостоятельной работы 1. Изучение специальной литературы. 2. Анализ правил игры и методики судейства. 3. Просмотр баскетбольных игр с последующим анализом. 4. Использование технических средств и способов для регистрации соревновательной деятельности. 5. Проведение занятий по баскетболу. 6. Подготовка рефератов, докладов по определенным темам. Литература Анискина С.Н. Методика обучения технике баскетбола. - М., 1986. Анискина С.Н. Методика обучения технике игры в баскетбол. - М., 1991. Башкирова В. Г., Петросян А. Т. Некоторые рекомендации по тактике нападения против личной и зонной защиты. - М., 1999. Костикова Л. В., Шерстюк А. А., Григорович И. М. Особенности обучения и тренировки баскетболистов 10-13 лет. - М., 1999. Официальные правила баскетбола для мужчин и женщин 1998-2002 гг. -М., 1998. Портнов Ю. М. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. -М., 1997. Портнов Ю. М., Костикова Л. В. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов. - М., 1988. Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - Раздел «Баскетбол». - М., 2001. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов: Пособие для учителя. - Раздел «Баскетбол». - М., 2001. Яхонтов Е. Р. Юный баскетболист. - М., 1987. Глава 8. ГАНДБОЛ
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |