КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение технике передвижения на коньках
Техническая подготовка хоккеистов Основу технической подготовки как одной из важных сторон системы формирования хоккеиста высокой квалификации составляет процесс обучения и совершенствования технических приемов игры. Успешность обучения во многом зависит от степени готовности обучаемых к овладению техническими приемами. Различают физическую, моторную и психическую готовность. Недостаточная физическая подготовленность негативно отражается на эффективности освоения технических приемов. Например, успешное овладение приемами бега на коньках требует определенного уровня развития силы мышц и подготовки суставных связок ног. С моторной готовностью связана быстрота овладения техническими приемами, которая определяется координацией движений и накоплением двигательного опыта. Их недостаток должен быть компенсирован предварительной подготовкой с введением в нее соответствующих подводящих упражнений, более доступных обучаемым. Психическая готовность определяется степенью мотивации к овладению техническими приемами как наиболее важной предпосылкой достижения конечной цели. Она определяется также устойчивостью интересов к занятию данным видом спорта, уровнем развития таких психических качеств, как настойчивость, решительность, смелость, инициативность. Недостатки отдельных сторон подготовленности обучаемых следует учитывать в процессе обучения и с помощью соответствующих средств, методов и методических подходов воздействовать на факторы, их лимитирующие. Рассмотренные в первом разделе общие положения по построению педагогического процесса по этапам обучения являются основополагающими к обучению и совершенствованию различных технических и тактических приемов игры, которыми следует руководствоваться и которые следует творчески применять с учетом возрастных особенностей и подготовленности занимающихся, типа их нервной системы, условий обучения и специфических особенностей конкретного приема, требующих соответствующих методик и методических подходов. Поэтому для более глубокого и детального представления о закономерностях обучения и совершенствования техническим приемам игры и применения их в практике работы тренеров-преподавателей необходимо рассмотреть так называемые частные методики обучения отдельным техническим приемам. Передвижение на коньках - это неестественное, достаточно сложное по координации движение, требующее определенных физических и психических напряжений. Поэтому для успешного освоения различных способов передвижения на коньках необходима соответствующая предварительная подготовка. Еще до выхода на лед следует вводить в занятия специально-подготовительные и подводящие упражнения. Специально-подготовительные упражнения предназначаются для более целенаправленного воздействия на те мышечные группы и те качества, которые преимущественно задействованы в передвижении хоккеиста на коньках. Они по структуре адекватны основным движениям хоккеиста. К ним относятся: ходьба в основной стойке хоккеиста, имитация бега на коньках, в том числе прыжковая, на месте и с продвижением вперед, имитация бега скрестными шагами по кругу влево и вправо, имитация скрестными шагами по ломаной линии (змейкой) и др. Подводящие упражнения - это различные передвижения занимающихся на коньках в основной стойке хоккеиста на резиновом коврике в спортивном зале и на утрамбованном снегу. Они способствуют освоению отталкивающих движений коньками и скольжению на них. Таким образом, они как бы подводят к освоению основных элементов техники передвижения на коньках. При выходе на лед следует начинать с освоения отталкивающих Движений попеременно левой и правой ногой и скольжения на двух и одной ноге, обращая внимание на то, чтобы при отталкивании носок конька разворачивался слегка наружу, а движение ноги было направлено назад и в сторону. При этом после толчка скольжение на одном и двух коньках осуществлялось в положении «основная стойка», т. е. ноги слегка согнуты в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, туловище несколько наклонено вперед. Пер-вЬ1е упражнения следует выполнять без клюшки. На начальном этапе обучения для овладения отталкивающими движениями и скольжением полезно использовать обычный стул, на который занима- ющийся опирается в движении вперед. Параллельно можно изучать простейшие способы торможения: «плугом» и «полуплугом». После того как занимающиеся научатся правильно выполнять толчок и скользить на двух и особенно одном коньке, удерживая равновесие, следует переходить к изучению бега скользящими шагами как основополагающему звену конькобежной подготовки. При обучении бегу скользящими шагами следует обратить особое внимание на «посадку» хоккеиста, перенос центра масс и нагрузку ноги в фазе одноопорного отталкивания, продолжительное скольжение на одной ноге, полное выпрямление ноги в конце отталкивающего движения, на оптимальное подтягивание стопы ноги (невысоко надо льдом, но не задевать носком конька льда), на мягкую, плавную постановку конька на лед после фазы подтягивания, синхронные движения рук и ног. Руки с клюшкой выносятся к впереди скользящей ноге одновременно с переносом центра масс. Типичные ошибки, появляющиеся при обучении скользящим шагом: - движение на прямых ногах; - туловище сильно наклонено вперед за счет сгибания в тазобедренном суставе, голова опущена; - продолжительное скольжение на двух коньках; - слишком короткое по времени скольжение на одном коньке, слабо выражен перенос центра масс на впереди скользящую ногу; - слабое по силе и обрывистое отталкивание; - при подтягивании конька, после отталкивания, носок конька скребет по льду; - асинхронность в движении рук и ног. Многократное повторение движения с акцентом на правильное выполнение наиболее важных фаз, исправление появляющихся ошибок, в том числе с помощью подводящих упражнений, позволяют в относительно короткий срок освоить этот способ передвижения на коньках. Параллельно с бегом скользящими шагами следует обучать простейшим поворотам. Сначала поворот (влево и вправо) на двух коньках, не отрывая их ото льда. Затем поворот на внутреннем коньке попеременными толчками внешним коньком. После их освоения можно перейти к повороту переступанием и затем к повороту скрестными шагами. Наиболее сложным по координации и технике исполнения является поворот скрестными шагами, так как в процессе его выполнения движения ног асимметричны: «внутренняя» нога больше согнута в коленном суставе и отталкивание ею выполняется внешним ребром лезвия конька, а «внешняя» нога переносится скрестным движением с последующим толчком внутренним ребром лезвия конька. При данном приеме могут появляться следующие типичные ошибки: - отсутствие должного наклона туловища, поворота головы и разворота плеч в сторону поворота;
- недостаточное сгибание ног в коленных суставах; - в заключительной фазе отталкивания нога остается согнутой; - резкая и жесткая постановка конька на лед после выполнения толчка из-за чрезмерно высокого поднимания ноги в скрестном движении. При обучении поворотам большинство хоккеистов выполняют их в одну сторону (больше влево) лучше, чем в другую. В этой связи следует уделять больше внимания выполнению поворотов в «неудобную сторону». С овладением рассмотренными техническими приемами передвижения на коньках, как правило, появляются хорошая устойчивость, умение управлять коньками. Продолжая их совершенствовать, следует переходить к обучению приемам, требующим больших физических усилий: торможениям, старту и бегу короткими шагами. Так как способы торможения «плугом» и «полуплугом» были освоены на начальной стадии обучения передвижению на коньках, на этом более позднем этапе следует начинать с разучивания торможения на параллельных коньках с поворотом туловища на 90° левым или правым боком. Затем торможение на одном коньке с поворотом туловища на 90° и наконец торможение на двух или одном коньке с поворотом туловища на 90° прыжком. При выполнении поворотов следует контролировать своевременность отклонения туловища в сторону, противоположную движению, и амортизированное сгибание ног в коленном, голеностопном и тазобедренном суставах, способствующих гашению скорости поступательного движения. Изучение стартов бега короткими шагами целесообразно проводить параллельно с совершенствованием торможений. Начинать следует с обучения старту лицом вперед, при этом обращая внимание на более низкую посадку и увеличение наклона туловища вперед в исходном положении, позволяющие сделать первое мощное отталкивание, на разворот конька носком наружу под углом 85-87° во время выполнения толчка, на частоту шагов и силу отталкивающих движений. При освоении старта лицом вперед следует переходить к обучению старту боком вперед, а затем к стартам из различных положений. В процессе обучения и совершенствования стартов и бега короткими шагами следует практиковать упражнения в переходе с бега короткими шагами на бег скользящими шагами и наоборот, а также переход с бега короткими шагами на торможение, после которого снова следуют старт и бег в том же Или обратном направлении. К обучению бега спиной вперед, как менее естественному и наиболее сложному способу передвижения, приступают после того, как освоены рассмотренные способы передвижения. Начинать надо со скольжения спиной вперед по прямой и ломаной линии без отрыва коньков ото льда. В беге этим способом важно освоить толчковое ■'йижение, выполняемое не носковой частью, а всей «рабочей» плос- костью внутреннего ребра конька путем разворота пятки кнаружи. Сила толчка будет заметно больше, если своевременно перед толчком ОЦМ будет перемещен на толчковую ногу. После этого можно переходить к выполнению поворотов в движении спиной вперед сначала влево и вправо по дуге, затем повороты из положения лицом вперед в положение спиной вперед и обратно. Освоив эти приемы, можно переходить к обучению наиболее технически сложного приема передвижения на коньках - бега спиной вперед скрестными шагами. В качестве подводящих упражнений следует применить: бег спиной вперед по прямой линии, попеременно отталкиваясь правой и левой ногами, отрывая коньки ото льда; бег спиной вперед переступанием по дуге (вправо и влево) и ломаной линии (змейкой), не делая скрестного движения ногами после окончания толчка. После правильного и свободного выполнения этих упражнений можно рассчитывать на успешное выполнение бега спиной вперед скрестными шагами. По мере овладения отдельными приемами передвижения на коньках для дальнейшего совершенствования их необходимо включать почти в каждое занятие и выполнять в различных сочетаниях с другими приемами передвижения, с техническими приемами владения клюшкой и шайбой, во взаимосвязи с развитием физических качеств, в стандартных, усложненных и сложных, внезапно меняющихся условиях игровой деятельности. В процессе обучения следует добиваться: • эффективности выполнения различных приемов передвижения на коньках (т. е. рациональности, легкости, непринужденности, экономичности); • вариативности, т. е. умению частично видоизменять одни приемы и быстро переключаться на другие в соответствии с быстро меняющимися игровыми ситуациями; • высокой скорости передвижения, быстроты маневра; • надежности; • устойчивости к действию сбивающих факторов.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |