Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семиотика недоразвития речи у детей




(ОБЩАЯ ЛОГОПАТОЛОГИЯ)

Семиотика недоразвития речи — это систематическое описание симптомов и синдромов, наблюдающихся у детей с недоразвитием речи (HP). Данная про­блема в логопедической литературе практически не разработана. Это объясня­ется тем, что традиции описания общей патологии свойственны только меди­цине. В логопедии же симптоматика дается лишь в рамках частных форм патологии. Сами же симптомы и синдромы предметом сопоставительного ана­лиза и объектом систематизации не стали. Задача эта представляется весьма актуальной, так как именно симптом, его первичная интерпретация и катего­ризация — это строительный материал, из которого конструируется образ час­тной формы патологии. Важный аспект данной проблемы —дифференциация нормальных возрастных проявлений «речевой незрелости» и патологических признаков (симптомов и синдромов), свидетельствующих об аномальном раз­витии речи. А. А. Леонтьев дает следующее определение речевой патологии: «...нарушение речевой деятельности, обусловленное информированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производ­ство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языко­вого коллектива» (Леонтьев А. А., 1997, с. 230). В случаях речевой патологии детского возраста к перечисленным критериям следует добавить несоответствие основных параметров речевой деятельности общепринятым, научно обоснованным возрастным нормам речевого развития. Соответственно можно предложить и другое определение аномалии или патологии развития речи: состояние дисгармонии или запаздывания в формировании функциональной системы языка и речи, сопровождающееся стойкими проявлениями аномального речевого поведе­ния и социальной дезадаптацией.

В семиотике дизонтогенетических нарушений речевой деятельности суще­ствует два уровня анализа: симптоматологический и синдромологический. Первый из них преимущественно описательный, второй — интегративный и интерпретативный (подробнее об этом см. главу 9). Раздельное описание сим­птомов и синдромов необходимо в связи с особенностями логики диагности­ческого процесса. Сначала специалист квалифицирует выявленные симптомы расстройства, а затем группирует их в синдромы в соответствии с определен­ной типологией. В контексте разных синдромов (симптомокомплексов) внешне сходные симптомы могут иметь разный смысл. Например, замена определен­ных звуков при сформированной артикуляции заменяемого звука и замена аналогичных звуков при несформированной артикуляции заменяемого звука имеют разную природу и механизмы.

Поскольку, как было отмечено выше, в России изучение расстройств речи у детей происходило на протяжении последних десятилетий почти исключитель­но в русле педагогических исследований, сложилось одностороннее представ­ление о симптоматике недоразвития речи. Обычно в логопедии учитываются лишь лингвопатологические симптомы и значительно реже — синдромы. Более широкий, комплексный подход к этой проблематике предполагает рассмотрение всего спектра патологических проявлений, характеризующих личность ребенка с недоразвитием речи, включая психопатологические, психологические и соматоневрологические его характеристики.

При описании симптомов и синдромов чрезвычайно важное значение имеет возрастной или онтогенетический аспект анализа. В разные периоды онтогене­за лингвопатологическая симптоматика существенно различается. Иначе гово­ря, то, что «сегодня» отличает ребенка с HP от здоровых сверстников, «завтра» (например, через 2 года) может компенсироваться, а не сформированными бу­дут уже некоторые из тех функций, которые в этом возрасте (то есть + 2 года) должны быть сформированы. Следовательно, отличие детей с HP от здоровых на этом этапе будет выглядеть уже иначе. Например, в 2 года основное различие между нормальным и запаздывающим речевым развитием будет выражаться в отсутствии фразовой речи. Утех же детей в 3 года отличия проявятся в сфере синтаксиса и морфологии, и т. д. Существенно меняется их диагностическое значение. Каждый из периодов речевого онтогенеза имеет свойственную пре­имущественно ему лингвопатологическую симптоматику, отражающую харак­терные для него речевые и языковые новообразования, особенности формиру­ющихся способностей, для которых данный период является сенситивным.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.