КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства памяти
Ответы 1. Чрезмерные нагрузки вызывают ослабление организма, снижение его сопротивляемости, но минимальные нагрузки также приводят к снижению устойчивости, т.к. не происходит необратимая тренировка защитных сил организма, включение компенсаторных, адаптивных механизмов. Поэтому понятен результат исследования, когда наиболее устойчивыми оказались животные не четвёртой, как можно было подумать, а третьей группы, которые подвергались умеренным, но не минимальным стрессовым воздействиям. Следовательно, отрицательные эмоции хотя и неприятны, но, будучи умеренными для данного организма, способствуют повышению его устойчивости. 2. Нужно определить время, необходимое для того, чтобы следы восприятий, оставшиеся после воздействий, были переведены в долговременную память. Для его определения можно вызвать шок или вводить препарат через короткие промежутки времени: 2, 5, 10, 20, 30 секунд после первой реализации вырабатываемого навыка (вскакивание крысы на специальную палочку после сигнала болевого воздействия). Далее следует найти максимальное время, после которого воздействие ещё приводит к забыванию навыка. Это и есть продолжительность кратковременной памяти. Свыше этого времени амнезия не возникает, так как информация уже передана в долговременную память. 3. Пример иллюстрирует роль эмоций в осуществлении регенеративных процессов. Положительные эмоции у победителей действуют через нервную и эндокринную системы на заживление раны. У побеждённых отрицательные эмоции создают стрессовое состояние, неблагоприятно влияющее на заживление ран. 4. У детей дошкольного возраста нервная система несовершенна, нервные клетки обладают низкой работоспособностью. Возбуждение, которое возникает в нервных центрах в часы бодрствования ребёнка, может быть чрезмерным, запредельным, превышающим предел возможности функции нервных клеток, что приводит к развитию запредельного торможения, возникает потребность во сне. Во время сна работоспособность клеток коры головного мозга восстанавливается. 5. Есть разные виды памяти, например, зрительная, слуховая, кинестетическая. Одни люди лучше запоминают то, что увидели, другие – то, что услышали, третьи – то, что было связано с какими-то движениями тела. Этим и объясняется различие их поведения. Литература Основная: 1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология: учебник для мед. вузов /Н.А. Агаджанян,В.М. Смирнов.-М.:Медицинское информационное агентство, 2007. - 520 с.:ил. 2. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.М. Митяева. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 144с. Дополнительная:
Иные информационные ресурсы: 1. Информационный сайт- http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/content.php - Валеология. Учебник для вузов. Эмоции — отражают субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужаса т.д. Термин «эмоция» происходит от латинского emovere, что означает «возбуждать, волновать». Эмоции, как известно, вызывают возбуждение и повышенную активность огромного количества мозговых структур, мгновенно, подобно буре, вовлекая в интенсивную деятельность многие органы и системы. Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Слишком сильные эмоции, не зависимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим. Эмоции выполняют следующие функции: 1. функцию оценки события, предмета, вообще раздражения; 2. эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных); 3. эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения. Известно, что не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать. Знак и сила эмоции определяются степенью достижения цели. Если цель достигнута, то возникает положительная эмоция, если не достигнута, то отрицательная. Мимика — универсальный способ проявления эмоций. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию. Существует так называемый феномен «эмоционального заражения» — эмоции, проявленные в поведении одним человеком, вызывают сходные эмоции у других, которые эти проявления наблюдают. Классификация эмоций: 1. положительные, 2. отрицательные стенические, 3. отрицательные астенические. Стенические – это гнев, негодование, ярость; астенические – тоска, страх, ужас. Стенические эмоции возникают и протекают при повышении энергетической активности, они мобилизуют ресурсы организма, стимулируют деятельность мышц, нервной и сердечно‑сосудистой систем. Астенические эмоции, наоборот, протекают на фоне подавления энергетического и интеллектуального потенциала организма, угнетения психической деятельности, мышечной активности, торможения любых ответных реакций организма. Стенические и астенические эмоции по‑разному действуют на сердце. Например, если при тоске и страхе кровоток в сосудах сердца ухудшается, то при гневе и ярости, наоборот, увеличивается. Г.И. Косицкий считает стенические и астеничские эмоции проявлениями единого процесса, возникающего в ответ на меняющиеся условия внешней среды, который он называет состоянием напряженности (СН). Выделяются четыре стадии СН:
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Информационные сигналы вначале воздействуют на анализаторы, вызывая в них изменения, которые держатся, как правило, не более 0,5 секунды. Эти изменения называют сенсорной памятью — она позволяет человеку сохранять, например, зрительный образ во время мигания или просматривать кинофильм, воспринимая единство изображения, несмотря на сменяющиеся кадры. Следующей за сенсорной памятью по длительности хранения информации выделяют краткосрочную память, которая позволяет оперировать информацией десятки секунд. Наиболее же важная, наиболее значимая часть информации храниться в долговременной памяти, которая обеспечивает эти функции годы и десятилетия. Лежащее в основе памяти запоминание может происходить неосознанно и сознательно. В первом случае воспроизвести информацию обычными способами сложно, во втором — легче. Механизм запоминания можно представить себе в виде цепочки: потребность (или интерес) мотивация — выполнение — концентрация внимания — организация информации — запоминание. Хотя часто люди жалуются на плохую память, как правило, дело не в ней, а в низком уровне внимания. Целенаправленно тренируя и управляя вниманием, можно улучшить свою память. Существуют различные типологии памяти: · по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; · по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память; · по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память; · по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память; · по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная) · по наличию цели — произвольная и непроизвольная; · по наличию средств — опосредованная и неопосредованная; · по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Процессы памяти: · Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. · Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. · Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается. · Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание. · Точность · Объём · Скорость процессов запоминания · Скорость процессов воспроизведения · Скорость процессов забывания
Законы памяти:
А. Андреев, создатель одного из методов быстрого чтения, рекомендует материал, которым нужно запомнить, вдумчиво прочитать дважды подряд, третий раз повторить через 8 часов и еще раз — через сутки. Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир. Сон в норме происходит циклически, примерно каждые 24 часа. Помимо ночного сна в некоторых культурах существует физиологически обусловленный кратковременный дневной сон — сиеста. Различают следующие виды сна: - физиологический, который может быть суточным или сезонным; - наркотический, имеющий место при введение в организм наркотических препаратов (эфир, хлороформ); - гипнотический сон - искусственно вызванный сон путем воздействия на организм ряда факторов; - патологический сон, вызываемый инфекцией или неизвестными причинами (летаргический).
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |