Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура современной психологии





Современная психология и классификация наук

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.

 

Место психологии в системе наук в тот или иной исторический период определялось уровнем развития психологических знаний и философии как методологии наук. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология.

Одна из первых классификаций наук была создана Платоном. Центральное место в его классификации занимал человек, в частности, структура его познавательных способностей.

В системе наук, разработанной Гегелем, психология занимает место на одной из ступенек саморазвития духа.

В XIX в. большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная О. Контом. В ней места для психологии отведено не было. Отец позитивизма полагал, что психология не стала еще позитивной наукой, а находится на метафизической ступени. Для первой половины XIX в. эта констатация была справедливой, так как психология в это время занимала место между биологическими и социальными науками.

И только в конце XIX в. психология заняла свое место в системе наук. В основе такого решения лежала очевидная истина: психология является одним из аспектов познания.

В настоящее время наиболее признанной считается классификация наук, предложенная отечественным философом и методологом науки Б. М. Кедровым. Он выделяет два основных научных объекта: природа (органическая и неорганическая) и человек (человеческое общество и мышление). Соответственно особенностям этих объектов выделяются естественные и гуманитарные науки; последние подразделяются на социальные и философские.

Таким образом, Б. М. Кедровым были выделены три главных раздела научного знания, каждый из которых представляет комплекс наук. Эта классификация имеет нелинейный характер и представлена в виде «треугольника наук», который отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью.

Связи между науками подчиняются:

1) принципу субординации развития от низшего к высшему уровню;

2) принципу объективности, так как науки должны располагаться точно так же, как связаны между собой предметы их исследования;

3) законам развития науки и знаний, которые они вырабатывают.

       
   
Естественные науки
 
 

 


Рис.1. Классификация наук Б. М. Кедрова



 

Следовательно, согласно классификации Б. М. Кедрова, психология имеет тесные связи и занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Такое положение психологии обусловлено реальной близостью предмета и методов каждой из названных наук к предмету и методам психологии, которые сориентированы в зависимости от задач в сторону одной из вершин треугольника.

Б. Ф. Ломов отмечал, что важнейшая функция психологии в системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя достижения других областей знания, является интегратором научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Он предположил, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологии:

- с общественными науками - через социальную психологию;

- с естественными науками - через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию;

- с медицинскими науками - через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию;

- с педагогическими науками - через психологию развития, педагогическую и специальную психологию;

- с техническими науками - через инженерную психологию.

По мнению Б. Ф. Ломова, дифференциация психологии обусловлена ее отношениями с другими науками. Особенно он выделял значение отношения с философией и математикой.

Таким образом, наиболее важным моментом в работах методологов последних лет является вывод о приобретении психологией статуса самостоятельной фундаментальной науки, имеющей многообразные связи с другими областями научных знаний.

Несмотря на то, что ряд авторов считают, что психология - это система наук, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики, психология как целостная научная дисциплина предполагает фундаментальный, прикладной и практический уровень.

Фундаментальный уровень психологии и ее отраслей имеет общее значение для понимания и объяснения психики и поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются, к какой народности принадлежат и т.д. Например, наиболее глобальные проблемы, рассматриваемые психологией: что такое психика; каковы ее структуры и функции; какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное, биологическое и социальное; по каким законам происходит развитие личности.

Прикладной уровень науки обеспечивает связь теории и практики посредством эмпирического исследования. Практический уровень обеспечивает внедрение результатов исследования, анализ единичных фактов. Например, в космонавтике теоретический уровень связан с именем К. Э. Циолковского; прикладной – С. П. Королева, а практический – Ю. А. Гагарина. В психологической науке, соответственно, теория самоактуализации А. Маслоу (теоретический уровень), разработка Самоактуализационного теста и исследования, выполненные на его основе (прикладной уровень), диагностическое обследование и рекомендации по проблеме личностного роста (практический уровень).

Структура психологии (рис. 2) также может предполагать два уровня: общая психология (изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания) и специальные отрасли психологии (социальная, педагогическая, космическая психология и т. д.).

 

 
 

 


Рис. 2. Структура психологии

 

Еще одним принципом классификации отраслей психологии служит принцип развития психики в деятельности. В ее основу положены различные виды человеческой деятельности, и в соответствии с этим выделяют:

1) психологические отрасли, изучающие проблемы конкретных видов деятельности (психология труда, инженерная психология, авиационная психология и т.п., педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология и т.д.);

2) отрасли психологии, в которых реализуется принцип развития (психология развития, специальная психология, сравнительная психология и т.д.);

3) отрасли психологии, изучающие психологические аспекты отношений личности и общества (социальная психология).

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию — с общественными и социальными науками и т. д.).

 





Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.