Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональная сфера личности




Общая характеристика эмоциональной сферы человека

Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности.

Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.

Чувство это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. Так, например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехах любимого человека, огорчении при неудаче, гордости за него.

Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость — исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой — наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.

Физиологической основой эмоций и чувств, прежде всего, являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения).

Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.

Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области позволяет человеку контролировать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.

По силе и длительности эмоциональных переживаний выделяют несколько видов эмоций, которые и образуют в совокупности эмоциональную сферу личности. В качестве предмета диагностики эмоциональной сферы личности могут выступать:

• собственно эмоции, аффекты;

• чувства, страсти;

• настроение;

• стресс.

Собственно эмоции,или эмоции в узком смысле слова, носят ситуативный характер в противоположность чувствам, которые представляют собой более устойчивые эмоциональные состояния. В этом смысле эмоции - это состояния переживания какого-либо чувства.

Чрезвычайно сильные и относительно кратковременные эмоции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, называют аффектами. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом. Аффект характеризуется:

· быстрым возникновением;

· очень большой интенсивностью переживания;

· кратковременностью;

· бурным выражением (экспрессией);

· безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями;

· диффузностью, при которой снижается способность к переключению внимания, суживается поле восприятия, так как контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект: «гнев застилает глаза».

Аффективные проявления положительных эмоций - это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступы безудержного веселья, смеха; аффективные проявления отрицательных эмоций - это ярость, гнев, ужас, отчаяние. Иногда аффект сопровождается ступором (застыванием в неподвижной позе). Чаще аффект имеет яркие внешние проявления, которые в ряде случаев приобретают разрушительный и даже криминальный характер. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, т.е. так называемый аффективный шок.

Чувства понимаются как наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Они отражают отношение человека к объекту его стабильных потребностей. Поэтому они характеризуются устойчивостью и длительностью.

Для чувств характерна субъективность, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различные значения. Для ряда чувств характерна интимность, т.е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство. Например, мать может радоваться, гордиться, тревожиться, печалиться за своего ребенка - в зависимости от ситуации и реального поведения. Однако чувство любви при этом остается неизменным.

Наиболее распространенной классификацией чувств является их деление в зависимости от сферы проявления на три группы:

· Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали.

· Интеллектуальные - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека.

· Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

Особый вид устойчивых чувств образуют страсти. Страсть - это устойчивое глубокое и сильное чувство, определяющее направленность мыслей и поступков человека, захватывающее все его существо.

Общее эмоциональное состояние, окрашивающее чувства на протяжении длительного отрезка времени, - настроение. Настроение отличается от других видов эмоций двумя особенностями: оно не предметно, а личностно; оно не относится к какому-либо частному событию, а является общим состоянием. В отличие от эмоций настроение характеризуется:

• слабой интенсивностью;

• значительной длительностью;

• слабым осознанием его причины;

• влиянием на активность человека в сторону повышения или понижения.

Настроение может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, т. е. о повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, жизнерадостностью с приливами бодрости, оптимизма, счастья. Постоянное проявление гипертимии воплощается в такую характерологическую особенность, как гипертимность.

Противоположностью гипертимии является гипотимия: пониженное настроение, своеобразный эмоциональный «минор», который, аналогично гипертимному характерологическому складу, может стать основой формирования гипотимного характера.

Особую форму переживания чувств, по своим психологическим характеристикам близкую к аффекту, а по длительности приближающуюся к настроению, представляют стрессовые состояния, или эмоциональный стресс.

Стресс выражается общим адаптационным синдромом и имеет определенные стадии.

1. Первая - реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противотока»).

2. Вторая - стадия устойчивости, когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям.

3. Третья стадия - стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.

В настоящее время не возникает сомнений в том, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным). С помощью стресса организм как бы мобилизует себя на самозащиту, на приспособление к новой ситуации.

При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы многих органов и систем организма - организм подготавливается к борьбе, к преодолению опасности. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде физиологических и психологических свойств - в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации, улучшении внимания (его объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительной эмоциональной окраске работы.

Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспечивает повышение эффективности деятельности. В то же время эмоциональное перенапряжение может привести к снижению трудоспособности человека.

Стресс является составной частью нашей жизни. Его нельзя избежать, но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека. Уже на первых этапах создания учения о стрессе Г. Селье подчеркивал, что при длительном стрессе возникают не только функциональные изменения во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфологические необратимые изменения. Нередко в стрессовой ситуации человек вынужден вести себя сдержанно. Он полностью контролирует свое поведение, принимает точные и ответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

Еще один аспект стресса – дистресс – это эмоциональное состояние краха, потери, невозвращение прежнего статуса или роли. Надежды рушатся, появляются страдания. Такое эмоциональное состояние подрывает здоровье, человек становится пассивным, бездеятельным, возникает устойчивая депрессия. Поэтому дистресс вреден для жизни м здоровья человека (например, смерть близкого, осознание неизлечимой болезни вызывают шок).

Фрустрация — это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

При изучении эмоциональных проявлений личности следует учитывать значение эмоций:

· эмоции выполняют сигнальную функцию, показывая, что из происходящего значимо, что - нет, что представляет ценность, а от чего лучше отказаться;

· также эмоции выполняют регулятивную функцию. Эмоции не только ориентируют нас по отношению к различным событиям и объектам, но и побуждают к определенным действиям - сближению или уклонению, поиску или отвержению;

· эмоции играют большую роль в энергетической мобилизации организма. Когда человек эмоционально возбужден, его состояние сопровождается определенными физиологическими реакциями: изменяется давление крови, содержание в ней сахара, частота пульса и дыхания, напряженность мышц;

· эмоции выполняют стабилизирующую функцию. Они удерживают жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждают разрушительный характер недостатка или избытка жизненно значимых факторов; эмоции обеспечивают человеку возможность приспособиться к существованию в информационно неопределенной среде;

· эмоции также выполняют коммуникативную функцию, раскрывающую роль эмоций в установлении контактов между людьми.

Подходы к классификации эмоций

Исследование эмоциональной сферы личности ведется в русле разных теоретических представлений. В настоящее время единая общепринятая классификация эмоций отсутствует. Используя различные критерии, можно получить и разные классификационные схемы.

Так, используя критерий оценки, можно получить разделение эмоций на положительные и отрицательные.

Используя критерий мобилизации ресурсов организма, выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции способствуют мобилизации сил, приливу активности, энергии, подъему. Астенические - расслабляют человека, характеризуются пассивностью, созерцательностью.

Широкую известность получила классификация эмоций К. Изарда, который выделяет фундаментальные эмоции и определяет их психологические характеристики и внешние проявления. К фундаментальным эмоциям К. Изард отнес следующие: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину.

Б. Додонов предлагает классификацию эмоций на основе взаимосвязи их с основными потребностями. В этой классификации используются только те «речевые модели», которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее «окрашенность» в определенную потребность. Автор выделяет 10 видов таких эмоций.

1. Альтруистические - возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

2. Коммуникативные - возникают на основе потребности в общении.

3. Глорические - связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.

4. Праксические - вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.

5. Пугнические - происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические - возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

7. Акизитивные - возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

8. Гедонистические - связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

9. Гностические - описываются часто* под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».

10. Эстетические - являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.

Общая эмоциональная направленность личности, проявляющаяся в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обуславливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим людям.

Регуляция и саморегуляция эмоционального состояния

При выборе диагностического инструментария и интерпретации полученных результатов следует учитывать возрастные особенности личности. Одна из основных задач психодиагноста - выявление и устранение нежелательных эмоциональных состояний, обучение способам управления эмоциями.

Контроль в выражении эмоций проявляется в трех основных формах: «подавлении» (сокрытии переживаемого эмоционального состояния), «маскировке» (замене переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, отсутствующей в данный момент) и «симуляции» (выражении не переживаемой эмоции). Ситуативно использование данных способов контроля над эмоциональными проявлениями может быть оправдано. Однако постоянный контроль эмоциональных проявлений приводит к тому, что человек перестает «узнавать» свои эмоции, может затрудняться в определении того, что же он на самом деле чувствует в настоящий момент, таким образом, утрачивает важнейший ориентир в действительности.

Следовательно, необходимо выявлять эффективные способы устранения нежелательных эмоциональных состояний, не приводящие к неврозу или сбросу напряжения на телесный уровень, а также способы вызова желательных эмоций, которые могут способствовать оптимизации настроения и творческой деятельности.

Регуляция эмоциональных состояний (устранение нежелательных эмоций) возможна либо при воздействии извне (другого человека, музыки, цвета), либо в результате саморегуляции.

Снятию эмоционального напряжения поможет:

• отключение (отвлечение). Отвлечение требует немалого волевого усилия, именно оно в итоге определит успешность отвлечения;

• переключение. Связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т.п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности;

• снижение значимости предстоящих событий. Осуществляется путем придания событию меньшей ценности;

• разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи;

• получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

• откладывание на время достижение цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т.п.;

• физическая разрядка.

Для актуализации желательной эмоции можно использовать свое воображение. Человек вспоминает ситуацию из своей жизни, которая сопровождалась сильными позитивными переживаниями. Очень скоро прошлая радость или гордость за себя, пережитая ранее, начнут «работать» в настоящем, меняя актуальное состояние.

Широта проблематики исследования эмоциональной сферы личности, разнообразие методологических подходов к определению психологических характеристик эмоций определили широкий спектр диагностических средств для исследования эмоциональной сферы личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 4574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.